Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
WAROFFLINE | Зрада чи Перемога: форум військових експертів > Разное > Отечественные боевые системы


Автор: дядя Андрей Окт 8 2015, 19:27
Думаю, что разговор о рукопашном бое, как о системе, следует начинать с истоков. К сожалению, мне не удалось выяснить существовала ли боевая система в дореволюционной армии. Косвенным доказательством отсутствия таковой, является увлечение значительной части офицерства английским боксом или японским джиу-джитсу. Но, если существовала своя боевая система, зачем перенимать не лучшие образцы иностранных? Все же попытки отдельных энтузиастов "возродить" таковую от всяческих "Гориц", "Ратниц", "Тризн", "Спасов", "Боевых гопаков" и т.п. к сожалению всего лишь более-менее удачные новоделы. Вспоминают так же боевую систему князя Голицына, но я с ней, каюсь, не знаком, с чем едят, не знаю. А сам Борис Васильевич ныне, к горю нашему, покойный, уже не поинтересуешься. Можно, конечно, списать всё на перипетии революции, мол, уехали эмигранты и систему увезли, но не забывайте, что огромное количество офицеров пошло служить в РККА, и никаких боевых систем с собой не принесли. Не захотели, или потому, что просто не было? Нет, нельзя сказать, что рукопашки вообще не было. Штыковой бой же существовал. Но это, всё же, другая техника

Автор: Pampa Окт 8 2015, 19:30
Зачем выдумывать велосипед, если есть бокс?

Автор: Бармалей Окт 9 2015, 10:04
Цитата (Pampa @ Окт 8 2015, 19:30)
Зачем выдумывать велосипед, если есть бокс?

у казаков пластунов был свой стиль, вроде Казачий Спас. Ныне потерян вроде: пмв, революция, репрессии, вов, были выбиты целые поколения казаков, не кому было передовать технику боя. Или вспоминается девушка которая коромыслом забила нескольких татар напавших на нее.

Автор: romaexpert Окт 9 2015, 10:55
Цитата (Pampa @ Окт 8 2015, 19:30)
Зачем выдумывать велосипед, если есть бокс?

Бокс вешь отличная,но для боевых условий,думаю,не совсем подходит

Автор: fahed Окт 9 2015, 11:08
Лично я считаю лучшими боевыми искусствами Кульсинат (сырсанат), Абир ну и еще наверное Агни-кэмпо.

Автор: romaexpert Окт 9 2015, 11:13
Цитата (fahed @ Окт 9 2015, 11:08)
Лично я считаю лучшими боевыми искусствами Кульсинат (сырсанат), Абир ну и еще наверное Агни-кэмпо.

На русски переведи...))

Автор: fahed Окт 9 2015, 11:21
Цитата (romaexpert @ Окт 9 2015, 11:13)
На русски переведи...))

Кульсинат - возрожденное боевое искусство телохранителей Тамерлана.
Абир - боевое искусство (древееврейское), передававшегося со времен иакова - сына Ревекки и Исаака и сохранившееся среди йеменских евреев.


Агни Кэмпо (Русское Кэмпо), искусство кулачного боя, уходит своими духовными корнями во времена Святой Киевской Руси и духовными покровителями Школы Агни Кэмпо являются Великие Учителя Иерархии Света, Учителя Человечества. Это боевое искусство Киевской Руси возрождено и совершенствуется далее. Также основатель обучался тайнам рукопашного боя у ламы Го Юаня.

Автор: romaexpert Окт 9 2015, 11:25
Цитата (fahed @ Окт 9 2015, 11:21)
Кульсинат - возрожденное боевое искусство телохранителей Тамерлана.
Абир - боевое искусство (древееврейское), передававшегося со времен иакова - сына Ревекки и Исаака и сохранившееся среди йеменских евреев.


Агни Кэмпо (Русское Кэмпо), искусство кулачного боя, уходит своими духовными корнями во времена Святой Киевской Руси и духовными покровителями Школы Агни Кэмпо являются Великие Учителя Иерархии Света, Учителя Человечества. Это боевое искусство Киевской Руси возрождено и совершенствуется далее. Также основатель обучался тайнам рукопашного боя у ламы Го Юаня.

Это все красиво. Но для военного дела лучше обычной армейской рукопашки еще не придумали. А что ты сказал это именно искусство

Автор: fahed Окт 9 2015, 11:30
Рома, я же троллю. Ну какие блеать искусства Иакова и Тамерлана?
АРБ, джиу-джитцу, самбо, крав-мага и т.п. наше все.

Автор: дядя Андрей Окт 9 2015, 13:38
Цитата (Бармалей @ Окт 9 2015, 10:04)
у казаков пластунов был свой стиль, вроде Казачий Спас. Ныне потерян вроде: пмв, революция, репрессии, вов, были выбиты целые поколения казаков, не кому было передовать технику боя. Или вспоминается девушка которая коромыслом забила нескольких татар напавших на нее.

Свои наработки у казаков безусловно были. Об этом, к примеру, позволяет задуматься даже такая, казалось бы, далёкая от темы вещь, как роман Михаила Шолохова "Тихий Дон". В одном из эпизодов главный герой романа Григорий Мелехов, в который раз отрываясь от красных, применяет приём , в котором, по описанию, с лёгкостью угадывается японский "иппон-сэо-инаге" или наш "бросок через плечо". Но, повторюсь, опять же, это были наработки. А вот сложились, успели ли они сложиться в систему, для меня вопрос остаётся открытым. Ну, а все разговоры, мол "ПМВ, революция, уехали-растеряли" я отметаю сразу, как спекулятивные. Если бы существовала система, то пусть даже покрошили инструкторов, но остались бы пособия, методички, руководства, воспоминания, но этого ничего и нет. Вот погиб основатель САМБО Василий Степанович Ощепков (я о нём ещё буду рассказывать), но школа-то осталась, пусть и под другим названием. А здесь - ничего, пустота.
Однако вернёмся к теме.


Если у дореволюционной армии мне следов боевых систем найти не удалось, то представляется правильным считать за первую такую отечественную систему "Самооборону и арест" автором которой был уникальный человек Иван Владимирович Лебедев. У меня есть репринтное издание с его уникального учебника по самозащите, выпущенного в Петрограде по распоряжению Петроградского градоначальника генерал-майора князя А.Н. Оболенского для полицейских чинов. Автор книги "Профессор атлетики" Иван Владимирович Лебедев, знаменитый "дядя Ваня" - организатор множества "чемпионатов французской борьбы". Он же лично, одетый в форму городового, демонстрирует приёмы на фотографиях в книге. Некоторые приёмы вполне убедительны и совершенно не выглядят анахронизмом.

Попробую прикрепить его сюда.

Автор: Эмден Окт 9 2015, 15:02
Цитата (romaexpert @ Окт 9 2015, 11:25)
Это все красиво. Но для военного дела лучше обычной армейской рукопашки еще не придумали. А что ты сказал это именно искусство

самое главное это самосознание,названия не важны,мужик делает правильное дело,возрождает национальное самоуважение,это очень важно в условиях глобальной атаки на Израиль педерастов и толлерастов. cool.gif

Автор: fahed Окт 9 2015, 15:05
Цитата (Эмден @ Окт 9 2015, 15:02)
самое главное это самосознание,названия не важны,мужик делает правильное дело,возрождает национальное самоуважение,это очень важно в условиях глобальной атаки на Израиль педерастов и толлерастов. cool.gif

Абир конечно весьма колоритен.

Автор: Pampa Окт 9 2015, 15:46
Еще бы начал фектование на хопешах преподвать для большей самобытности. smile.gif

Автор: Pampa Окт 9 2015, 15:55
Цитата (romaexpert @ Окт 9 2015, 10:55)
Бокс вешь отличная,но для боевых условий,думаю,не совсем подходит

Вы правы, Роман. В боевых лучше автомат и побольше патронов.

Автор: fahed Окт 9 2015, 16:03
Цитата (Pampa @ Окт 9 2015, 15:46)
Еще бы начал фектование на хопешах преподвать для большей самобытности. smile.gif

А что такое хопеш? Младший брат ховеша?

Автор: Pampa Окт 9 2015, 16:16
Старший брат меча. rolleyes.gif

Автор: romaexpert Окт 9 2015, 19:47
Цитата (Pampa @ Окт 9 2015, 15:55)
Вы правы, Роман. В боевых лучше автомат и побольше патронов.

Штык не помешает. Оч удобная штука в ближнем бою

Автор: Гас Окт 9 2015, 20:02
в перестройку выпустили книгу в двух томах.38 год
САМБО Боевое.
Второй том -особенно интересен.
Там подробно описано как убивать быстро и бесшумно.Всякими способами.

Любой боец должен в принципе знать ударную технику, понимать опасность ударов в бедро в стиле тайского бокса и все.
остальное это второй ом из книжки боевое самбо.
Все давно написано. И руками.и веревкой и ножом,и куда и как...

Автор: Ghost Окт 10 2015, 00:16
Цитата (romaexpert @ Окт 9 2015, 19:47)
Штык не помешает. Оч удобная штука в ближнем бою

Ствол жалко.

Автор: romaexpert Окт 10 2015, 02:15
Цитата (Ghost @ Окт 10 2015, 00:16)
Ствол жалко.

А что со стволом будет?

Автор: Ghost Окт 10 2015, 08:44
Цитата (romaexpert @ Окт 10 2015, 02:15)
А что со стволом будет?

Лишняя нагрузка при ударе. А это же не мушкет с его толстенным стволом, где и точности то нашей нет. Читал давно советы отправляющимся на войну - ни в коем разе не опирайтесь на ствол, говорят. А тут удар.

Автор: romaexpert Окт 10 2015, 09:10
Цитата (Ghost @ Окт 10 2015, 08:44)
Лишняя нагрузка при ударе. А это же не мушкет с его толстенным стволом, где и точности то нашей нет. Читал давно советы отправляющимся на войну - ни в коем разе не опирайтесь на ствол, говорят. А тут удар.

Если ты им будет в стену лупить то да,может и поломаешь. А так нет

Автор: Ghost Окт 10 2015, 10:07
Цитата (romaexpert @ Окт 10 2015, 09:10)
Если ты им будет в стену лупить то да,может и поломаешь. А так нет

Дело даже не в переломе. Ствол того же калаша погнуть вполне реально. Вроде глазу незаметно, но стреляет уже плохо.

Автор: romaexpert Окт 10 2015, 11:14
Цитата (Ghost @ Окт 10 2015, 10:07)
Дело даже не в переломе. Ствол того же калаша погнуть вполне реально. Вроде глазу незаметно, но стреляет уже плохо.

Так ты в броник не пыряй

Автор: Ghost Окт 10 2015, 11:47
Цитата (romaexpert @ Окт 10 2015, 11:14)
Так ты в броник не пыряй

Даже падающее порезанное тело уже оказывает нехорошую нагрузку на ствол.

Автор: romaexpert Окт 10 2015, 12:33
Цитата (Ghost @ Окт 10 2015, 11:47)
Даже падающее порезанное тело уже оказывает нехорошую нагрузку на ствол.

Может и оказывает. Но своя шкура важнее. А штыком вражину ловчее заввалить,чем без оного

Автор: дядя Андрей Окт 10 2015, 19:00
Продолжаем разговор о формировании и развитии отечественных боевых систем

Но, существовало ли в отечественной практике, что-нибудь, помимо разработок Лебедева? Как ни удивительно, но да, существовало. Вот только «отечественной боевой системой», это можно было считать вряд ли, поскольку речь идёт о японской системе дзю-дзюцу или в европейском прочтении джиу-джитсу (и даже жиу-жицу в тогдашнем произношении).
Не самым сильным, не самым ранним, но наиболее известным из «джиу-джитсеров» (так их тогда называли) дореволюционной России следует признать Нила Ознобишина. Его школа стала довольно представительной, еще начиная с 10-х гг. нашего века.
Ознобишин исповедовал принцип «атлета-универсала». Его комплексная боевая система, кроме джиу-джитсу, опиралась на английский и французский бокс, приемы «фланкирования» (то есть фехтования, но не клинковым оружием, а штыком или пикой) и европейские виды боевой борьбы – как современной, так и возрождаемой в то время «городской борьбы» средневековья. К последней относятся, прежде всего, знаменитые «85 приемов фон Ауэрсвалъда». Управляться с подсобным оружием Ознобишин почти не учил, но контрприемы против действия таким оружием рассматривались.
Эти приемы, взятые, в том числе из школы Ознобишина – хотя и не только оттуда – как раз, тогда начала перенимать... российская охранка! Полицейским они были нужны для обезоруживания как уголовников, так и «подрывных элементов» - революционных боевиков. Сам Нил Нилович о своих достижениях в области обучения агентов полиции предпочитал широко не распространяться, и его можно понять. Ведь в последующие годы ему пришлось наставлять агентов тайной полиции уже советского образца. Впрочем, судя по дошедшим до нас методичкам, полицейские и жандармы осваивали лишь азы рукопашного боя, пригодные только для схватки со слабо вооруженным и не очень тренированным противником.
Осуждать его за это остережемся: что ему оставалось делать, если эта организация «наложила лапу» почти на все аспекты применения рукопашного боя? Мы еще увидим, как это отразилось на творческом пути других мастеров боевого искусства...
Кроме того, школа Ознобишина не слишком помогла чекистам, так как была в значительной мере декоративной. Из опубликованных им уже в 30-х гг. методик вроде бы следует, что те, кто освоил его систему, могут успешно защитить себя от одного и даже нескольких противников, вооруженных длинномерным или коротким холодным, а иногда и огнестрельным оружием! Но именно потому, что эта школа была сравнительно недавней и не абсолютно засекреченной, о ней сохранили воспоминания многие борцы, боксеры и прочие «рукопашники» тех лет. Из этих воспоминаний складывается следующая картина: когда в дореволюционный период Ознобишин, демонстрируя возможности своей школы, участвовал в показательных боях, одержать победу ему удавалось довольно часто, но не в тех случаях, когда против него выходил достаточно подготовленный боксер. Такие противники тогда все-таки были редкостью, и поэтому не возникало нужды кардинально перерабатывать технику школы. Но через два десятилетия уже не сам Ознобишин, а его ученики столкнулись с непредсказуемой проблемой: если безоружный противник, избегая захватов, навязывает им бой на дистанции удара, они оказываются, почти, бессильны...
Школа Ознобишина ударами не пренебрегала, но в ударную схватку ее основатель чересчур прямолинейно перенес борцовскую тактику, основывающуюся на равноправном действии обеих рук. Ознобишин предпочитал прямую, а не боковую стойку и работу «двойным ударом – с одновременным выбросом обоих кулаков в голову и торс противника. При этом очень сильно ограничивалась возможность собственной защиты, что вдвойне опасно при схватке не только с боксером, но и с вооруженным врагом, а тем более – с несколькими.
Похоже, Ознобишин не сумел создать именно универсальную боевую систему, заставляя подстраиваться учеников под свой собственный стиль, во многом определявшийся его личными особенностями: большим ростом и длиной конечностей при малом весе и почти хрупком телосложении.
Добавим к тому же, что школа Ознобишина была как бы «едина в двух лицах». Часть обучающей программы была направлена на воспитание бойцов максимально возможной для этого стиля квалификации (пусть их возможности и были ограничены самими исходными принципами школы). А часть на то, чтобы дать хоть какие-то азы рукопашного боя «пришлой» публике, не имеющей возможности и желания пройти полный курс.
Как ни странно, именно второй лик ознобишинской системы представляет больший интерес (хотя бы потому, что в создании мастеров экстра-класса данная школа вообще не преуспела). Дело в том, что, хотя, основные методики Ознобишина были опубликованы в тот период, который сейчас называется «расцвет сталинизма» (причем «ДСП»: для работников НКВД), созданы они были в период, называемый «расцвет нэпа», и предназначались именно для широкой публики!
Последнее обстоятельство наложило явственный отпечаток на набор приемов и рекомендуемый стиль боя. А «печать времени» имеет явственное сходство с современными условиями: ознобишинские рекомендации относятся к ситуациям внезапно возникающих стычек на темной улице, в «злачных заведениях», даже в общественных местах; нападающие не профессиональные бойцы, но уличные хулиганы, помимо навыков уличной драки поверхностно освоившие некоторые приемы «правильных» единоборств; они могут применять «карманные» образцы оружия, но не более того; рассчитывать на своевременную помощь правоохранительных органов не приходится, поэтому нужно самому заботиться о своем спасении (правда, как мы увидим позже, надежды на помощь со стороны все же сохранялись).
Не правда ли, вполне знакомые нашим современникам обстоятельства?
Все же следует добавить, что в сравнении с нынешними условиями «некомпетентность» хулиганов тех времен проступает более зримо. Так, Ознобишин советует возможно шире применять против них «высокие» удары ногами из арсенала французского бокса — прежде всего потому, что такие удары (и защита от них) на тот момент были практически не знакомы отечественной уличной шпане. С точки же зрения не сенсационности, а эффективности большего внимания заслуживают «стопорные» контратаки ногами в ноги, которые французский бокс, несмотря на уже наметившуюся спортивную условность, во времена Ознобишина допускал.
Кажется, несколько примитизирована и техника работы ножом: судя по набору контрприемов, видимо, предполагалось, что хулиган обычно будет держать оружие клинком вниз (а режущей кромкой в сторону собственного предплечья) и атаковать, прежде всего, острием, а, не лезвием, причем нанося удары в верхнюю часть тела. Это не самый грозный из всех возможных видов хвата, однако, Ознобишин, похоже, чувствовал, что против иного стиля ножевого боя его контрприемы будут выглядеть неубедительно.
Добавим, что при всем при этом в системе Ознобишина и в самом деле ощущается творческий поиск, отсутствие догматического подхода и т. п.. Впрочем, недостатки, как известно, продолжение достоинств; и обширный набор приемов отчасти связан с тем, что ни «борцовская», ни (особенно!) «ударная» техника этой школы, сама по себе особой эффективностью не обладала.
С другой стороны, недооценка ударов и бросков связана также и с социальными условиями. Довольно часто ознобишинские приемы направлены скорее на «фиксирование» противника, чем на нанесение ему телесных повреждений. Ответ проясняется из сопроводительного текста: оказывается, так полагается удерживать хулигана до того момента, как на помощь придет... нет, не милиционер, а ближайший дворник! В другом случае, приводя описание одного очень опасного удушающего захвата, Ознобишин тут же описывает и контрприем:
«Не ходите ночью по улицам, пользующимся дурной славой!» Надо сказать, для полупрофессионалов рукопашного боя это и впрямь наиболее верная рекомендация.
(В дореволюционной России дворник, являясь младшим полицейским чином (!), действительно в подобных ситуациях спешил вмешаться. Во время «угара нэпа» эти функции дворников были восстановлены если не де-юре, то де-факто.)
Тут на память приходят сходные рекомендации, относящиеся к началу нашего века: при внезапном нападении на улице следует, захватом сковав подвижность нападающего, громко звать на помощь околоточного надзирателя! И хотя при чтении подобных советов невольно испытываешь ностальгические чувства (в частности, от достаточно обоснованной уверенности в том, что помощь и в самом деле придет через считанные минуты), все же к высокоразвитому боевому искусству их отнести затруднительно...
И все-таки Ознобишин сделал очень многое: пусть не столько как боец и даже учитель, но как пропагандист и теоретик комплексного рукопашного боя. Ведь именно во время создания его школы триумфальное шествие «боевой борьбы», основывающейся прежде всего на джиу-джитсу, начало приостанавливаться. Большинство ее адептов, механически копируя не лучшие приемы не лучших учителей (вдобавок дошедшие до них уже через вторые-третьи руки), да еще пренебрегая систематическими тренировками, вскоре убедилось: в уличной драке их «школа» помощник слабый.
На этом фоне даже ограниченные, но все-таки результативные системы работающих открыто мастеров не позволяли угасать сохраняющимся очагам боевого искусства. И ждать, когда придет творческое осмысление, которое сможет превратить их в подлинную школу.

Автор: O.T. Buzzard Окт 11 2015, 16:22
Что скажете за систему Касьянова? Практичный комплекс?

Автор: Pampa Окт 11 2015, 16:23
Про улицы и дворников понравилось.

З.Ы. А что по такое по вашему боевые исскуства?

Автор: Иван Орлов Окт 12 2015, 10:36
Цитата (Ghost @ Окт 10 2015, 10:07)
Дело даже не в переломе. Ствол того же калаша погнуть вполне реально. Вроде глазу незаметно, но стреляет уже плохо.

что значит "но стреляет уже плохо?"

Автор: AKM Окт 12 2015, 17:08
Цитата (O.T. Buzzard @ Вчера, 16:22)
Что скажете за систему Касьянова? Практичный комплекс?


Любая система при условии усиленного изучения эффективна.

И любая неэффективна если не выкладываться на тренировках.


Автор: AKM Окт 12 2015, 17:10
Цитата (Pampa @ Вчера, 16:23)
З.Ы. А что по такое по вашему боевые исскуства?


Это бой мастеров высшего класса . В моем понимании.



Автор: O.T. Buzzard Окт 12 2015, 18:04
Цитата (AKM @ Окт 12 2015, 17:08)

Любая система при условии усиленного изучения эффективна.

И любая неэффективна если не выкладываться на тренировках.

Капоэйра практична?

Автор: AKM Окт 12 2015, 18:18
Цитата (O.T. Buzzard @ Окт 12 2015, 18:04)
Капоэйра практична?

Да, если владеть на высоком уровне.

Автор: Ghost Окт 12 2015, 22:44
Цитата (Иван Орлов @ Окт 12 2015, 10:36)
что значит "но стреляет уже плохо?"

Точность страдает. Ствол то гнутый.

Автор: дядя Андрей Окт 14 2015, 08:37
Цитата (O.T. Buzzard @ Окт 11 2015, 16:22)
Что скажете за систему Касьянова? Практичный комплекс?


Обязательно расскажу, мы до неё ещё дойдём. Но давайте будем двигаться постепенно.. Итак,

Ждать пришлось не так уж долго. Одним из первых, кто сумел творчески освоить новый вид единоборства, был офицер русской армии В. А. Спиридонов.

user posted image


(в центре)


Виктор Афанасьевич Спиридонов родился в России в 1883 году. В семнадцать лет он добровольно поступает на службу в армию в звании рядового, вскоре за особые заслуги получает звание унтер-офицера и командируется на обучение в Казанское пехотное училище.
В 1905 году в новеньких офицерских погонах Спиридонов отправляется туда, где разгорались сражения печально знаменитой русско-японской войны, в Маньчжурию, за боевые заслуги получает крест Анны и Станислава.
В годы после русско-японской войны Виктор Афанасьевич знакомится с вариантом борьбы джиу-джитсу, занесенным в Европу в период мирового триумфа этой системы самозащиты. Время всеобщего увлечения джиу-джитсу отнюдь не прошло для Спиридонова даром. В эти годы он работает специалистом по военно-прикладной гимнастике и помимо самостоятельного изучения джиу-джитсу, он осваивает французскую борьбу и английский бокс.
С первых дней, Первой Мировой войны Спиридонов в звании поручика попадет на передовую командиром пехотной роты, в ходе боевых действий получает тяжелое ранение и после годичного излечения в госпиталях, увольняется с военной службы «по состоянию здоровья». Октябрьскую революцию Виктор Афанасьевич встречает в Москве. С 1919 года он работает в Главном броневом управлении Красной Армии. А вскоре, оправившись от последствий контузии, становится преподавателем предмета "защита и нападение без оружия" Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки, одного из тех учебных заведений, которым суждено было стать родоначальниками советского спорта.
Зная не понаслышке, что боевая схватка - это всегда боль, страх, и кровь Спиридонов придирчиво отбирал только самые надежные и простые приемы, на которые можно было бы положиться в любой переделке. Виктор Афанасьевич с военной четкостью классифицировал приемы джиу-джитсу и, в рамках этой классификации, ввел русские названия приемов, вытеснив неудобную, сложную японскую терминологию. К 1921 году он создает новую «синтетическую» систему защиты и нападения без оружия, составленную из приемов уже существующих единоборств.
В 1923 году Спиридонов возглавляет в спортивном обществе «Динамо» работу в области спортивно-прикладной дисциплины «самозащита без оружия», он обучает боевым приемам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск, работает над проблемой подготовки инструкторских кадров. Практическим результатом его работы в качестве преподавателя стали первые книги по самозащите без оружия, вышедшие в 1927, 1928 и 1933 годах (все с грифом "Не подлежит оглашению"). Первая книга еще имела ссылку на джиу-джитцу, но вторая и третья уже нет. Созданная Виктором Афанасьевичем система приемов все больше и больше отходила от существующих ранее канонов. В.А. Спиридонов выпустил в 1928 году книгу "Самозащита без оружия. Тренировка и состязания". Параллельно он разрабатывает правила проведения состязаний.
В 1929 году Спиридонов становится одним из главных организаторов чемпионата московского «Динамо» по самозащите. Свою систему Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто как "самозащиту", позже, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал системой "Сам", в среде его учеников рождаются новые его варианты: "самоз", и, наконец, звонкая аббревиатура "самбо" - "самозащита без оружия".
И хотя предыстория самбо начинается именно со Спиридонова, сам он едва ли когда-нибудь задумывался об этом, отдав много лет жизни созданию этого единоборства.
Умер Василий Афанасьевич Спиридонов в 1943 году.
Нынешние адепты «офицерского стиля» не скрывают, что Кадочников, условно говоря, «внук» Спиридонова (ученик его учеников). И основные навыки боевого искусства он получил не от обобщенного образа русского воина, а в спецучилище государственной безопасности, где готовили диверсантов.
Сам Спиридонов вплоть до конца 30-х гг. и не думал отрицать, что его система основывается в первую очередь на японском искусстве ближнего боя. Правда, потом ему пришлось это сделать, но не по своей воле...
Все сказанное отнюдь не умаляет заслуги Спиридонова (а также Кадочникова). Фактически они создали новую школу джиу-джитсу: оригинальную, мощную, вполне конкурентоспособную. Только не стоит отстаивать ее древность раз и «исконность» — два.

Автор: O.T. Buzzard Окт 14 2015, 21:18
Цитата (AKM @ Окт 12 2015, 18:18)
Да, если владеть на высоком уровне.

Практичностью я считаю вот что. Идете вы в условиях русской осени в куртке с работы. По дороге возникает конфликтная ситуация, из которой выход только один. Насколько практично и экономично бросаться на землю или крутить в обычных рабочих брюках все эти танцевальные махи ногами? Не лучше ли в такой ситуации бокс, самбо?

Автор: romaexpert Окт 14 2015, 21:29
Лучше старенький ТТ,чем дзюдо и карате

Автор: Иван Орлов Окт 15 2015, 15:01
Цитата (O.T. Buzzard @ Окт 14 2015, 21:18)
Практичностью я считаю вот что. Идете вы в условиях русской осени в куртке с работы. По дороге возникает конфликтная ситуация, из которой выход только один. Насколько практично и экономично бросаться на землю или крутить в обычных рабочих брюках все эти танцевальные махи ногами? Не лучше ли в такой ситуации бокс, самбо?

у самбо серьёзный минус - захват обязателен. даже не подсечь без оного (про переход в партер для болевого я молцу, ограничимся захватом) Оно конечно, чтожно подсечкой вынести обе ноги в гипс на полгода (статья, кстати) но пока держишь ДВУМЯ руками 1-го оппонента за одежду, огребаешь с 270 градусов. Самбо можно назвать ещё так: отруби себе руки. Это про то, что обе они в захвате. Если человек с ножом это человек с 1й рукой, то самбист вообще без рук.


Автор: radioscanner Окт 15 2015, 18:16
Система психофизиологической подготовки и боевого рукопашного боя Брандер. Корни системы Брандер уходят в 1943-1946 г.г.,систему подготовки в ГУКР "СМЕРШ".
http://sisbr.ru/
user posted image

Автор: Ghost Окт 18 2015, 13:31
Цитата (O.T. Buzzard @ Окт 14 2015, 21:18)
Практичностью я считаю вот что. Идете вы в условиях русской осени в куртке с работы. По дороге возникает конфликтная ситуация, из которой выход только один. Насколько практично и экономично бросаться на землю или крутить в обычных рабочих брюках все эти танцевальные махи ногами? Не лучше ли в такой ситуации бокс, самбо?

Это хорошо еще, если брюки рабочие и куртка. Но лучше носить что нибудь полевое, вроде армейских штанов. А капоэйру только в пляжных шортах крутить. В чем ее сила - отвлекает.

Автор: AKM Окт 19 2015, 16:52
Цитата (O.T. Buzzard @ Окт 14 2015, 21:18)
Практичностью я считаю вот что. Идете вы в условиях русской осени в куртке с работы. По дороге возникает конфликтная ситуация, из которой выход только один. Насколько практично и экономично бросаться на землю или крутить в обычных рабочих брюках все эти танцевальные махи ногами? Не лучше ли в такой ситуации бокс, самбо?

Только несколько ударов ногами в капуэйре амплитудно-размашистые, остальная техника довольно стандартная.
Да и в каратэ, и в тэквандо, затруднительно бить если на тебе ватные штаны и валенки biggrin.gif

Автор: Пупок Окт 19 2015, 22:09
тот кто говорит что есть особая боевая система тот шарлатан. все люди одинаковы, у всех одинаковые суставы и моторика. путь только один в боевой системе - тренироваться, жестокий спарринг и махаться на улице, кабаках, электричках.
все остальное - духовность, медитация и плавные движения удел дрищей на которых барыги стригут бабки

Автор: Ghost Окт 20 2015, 08:17
Цитата (Пупок @ Окт 19 2015, 22:09)
тот кто говорит что есть особая боевая система тот шарлатан. все люди одинаковы, у всех одинаковые суставы и моторика. путь только один в боевой системе - тренироваться, жестокий спарринг и махаться на улице, кабаках, электричках.
все остальное - духовность, медитация и плавные движения удел дрищей на которых барыги стригут бабки

Вмешаюсь со своим мнением дилетанта. Всякие эти медитации и духовности - это просто уже другой уровень. Как раз для кабаков и электричек вполне сойдут тренировки и спарринг. Банальные карате с парой-тройкой простых движений. А все эти дико экзотические стили - это уже удел высшего мастерства, которое в жизни вполне может не пригодиться. Не каждый день Сигалов всяких бьем.

Автор: Пупок Окт 20 2015, 21:24
Цитата (Ghost @ Окт 20 2015, 08:17)
Вмешаюсь со своим мнением дилетанта. Всякие эти медитации и духовности - это просто уже другой уровень. Как раз для кабаков и электричек вполне сойдут тренировки и спарринг. Банальные карате с парой-тройкой простых движений. А все эти дико экзотические стили - это уже удел высшего мастерства, которое в жизни вполне может не пригодиться. Не каждый день Сигалов всяких бьем.

какой уровень? вы верите что банда дрищей с секции айкидо во главе с хитрым тренером перейдет на другой уровенеь?

Автор: AKM Окт 20 2015, 21:33
Цитата (Пупок @ Окт 20 2015, 21:24)
какой уровень? вы верите что банда дрищей с секции айкидо во главе с хитрым тренером перейдет на другой уровенеь?

Ты с какой целью в теме? O айкидо рассказать хочешь?

Автор: Ghost Окт 20 2015, 21:34
Цитата (Пупок @ Окт 20 2015, 21:24)
какой уровень? вы верите что банда дрищей с секции айкидо во главе с хитрым тренером перейдет на другой уровенеь?

Нет конечно. Каких дрищей - тело надо развивать. А для того уровня, о котором я говорю, надо всю жизнь заниматься.

Автор: Пупок Окт 20 2015, 21:37
Цитата (AKM @ Окт 20 2015, 21:33)
Ты с какой целью в теме? O айкидо рассказать хочешь?

с целью то? читай заголовок темы. а айкидо как пример прибежища ничего не могущих дрищей, постоянно говорящих о системе. и особом пути бойца.

Автор: Пупок Окт 20 2015, 21:38
Цитата (Ghost @ Окт 20 2015, 21:34)
Нет конечно. Каких дрищей - тело надо развивать. А для того уровня, о котором я говорю, надо всю жизнь заниматься.

ну и кто будет на выхлопе? боец может показать себя только в бою. как только такой уникум проявит себя в восьмиугольнике, можно о чем то говорить. только он не проявит.

Автор: Ghost Окт 20 2015, 21:40
Цитата (Пупок @ Окт 20 2015, 21:38)
ну и кто будет на выхлопе? боец может показать себя только в бою. как только такой уникум проявит себя в восьмиугольнике, можно о чем то говорить. только он не проявит.

Дрищ вообще себя не проявит, пока физическую форму не наберет.

Автор: Пупок Окт 20 2015, 21:42
Цитата (Ghost @ Окт 20 2015, 21:40)
Дрищ вообще себя не проявит, пока физическую форму не наберет.

ну вот люди деруться в боях. нет там никаких адептов медитации. есть адепты жесткого тренинга и спаринка. а духовных медитаторов что то не видно. значит просто их нет

Автор: Ghost Окт 20 2015, 21:55
Цитата (Пупок @ Окт 20 2015, 21:42)
ну вот люди деруться в боях. нет там никаких адептов медитации. есть адепты жесткого тренинга и спаринка. а духовных медитаторов что то не видно. значит просто их нет

Просто таких мало. А одно без другого не имеет смысла. Мышцы первичны.

Автор: Пупок Окт 20 2015, 21:58
Цитата (Ghost @ Окт 20 2015, 21:55)
Просто таких мало. А одно без другого не имеет смысла. Мышцы первичны.

типа суслика видишь?
нет!
но он есть!

Автор: Ghost Окт 20 2015, 22:50
Цитата (Пупок @ Окт 20 2015, 21:58)
типа суслика видишь?
нет!
но он есть!

Да были разные кадры. По детству я полно всяких там восьмиугольников смотрел и прочей ерунды, сейчас не слежу.

Автор: Пупок Окт 21 2015, 21:21
Цитата (Ghost @ Окт 20 2015, 22:50)
Да были разные кадры. По детству я полно всяких там восьмиугольников смотрел и прочей ерунды, сейчас не слежу.

почему ерунды? профи интересно смотреть.

Автор: Duenyr Окт 23 2015, 10:09
"Чтобы вступить в рукопашный бой, боец спецназа должен прое...ть автомат, пистолет, штык–нож, саперную лопатку, каску, котелок, фляжку, ремень, найти чистую ровную площадку и второго такого же долбоёба " (с)

Автор: Мамаша Кураж Окт 25 2015, 10:54
В моей жизни два случая было когда пришлось бить не в грушу а в башню.
Это было в 90гг....
Уже темно было когда за мной увязался некто а потом исчез и вот он вынырнул из темноты прямо спереди. Ростом на голову выше и в тулупе. Схватил за зад широкой пятерней(аж до синяков) и прошипел;
-Тихо сука.
Блеснуло лезвие ножа и вижу целит в горло или в ключицу.
Тут рекомендации однозначны-АТАКОВАТЬ НЕМЕДЛЕННО.
У меня три любимых приема
1-под башню основанием ладони.
2-в башню правой(в челюсть)
3-в печень левой.
Бить как можно сильнее если время позволяет. Пусть хоть рука сломается!
А тут стоит этот урод на дистанции оптимального приема №1.Бью выкладываясь по полной. Это поглощает время но противодействия нет.
Да глаза его просто неописуемы! А как Удар прошел так такое изумление в них!!! Но стоит. Еще раз провожу прием. Тут он как слолб падает точно колени обмякли и затылком о булыжники. Т е И в рост как бы упал. Наступаю всем весом на горло. Тут такой крик вырвался что оцепенела. Нутряной!
Схватила на лезвие нож и под арку в темень.
Потом слухи дошли что мужика нашли там мертвого а на шее бусы из человеческих зубов. И обувь с утопленым каблуком что дает наверно см 15 роста.
Впрочем срок давности уже вышел.


А второй раз все в 96г.
На мосту трое подвыпивших парней средь бела дня решили ноги мне раздвинуть. Окружили с 3 сторон хамят и судя по пассам тот что слева(он магнитолу огромную левой рукой у пояса держал)с боксом знаком. Но и меня мастер спорта тренировал(т е отстаивал и отстоял честь РФ на соревнованиях)
Бью высоко-амплетудно правой ему в башню.(такие удары лишь внезапно проходят). Бесподобное чувство отличного удара в живое тело.А потом левой в печень тому что передо мной. Этот хрен все ж по скользящей меня задел-лопнула нижняя губа. а третий сложился от смеха сам. Я ушла а тот все хохотал показыя на два тела пальцем.
решила возвратится по д р улице домой. Иду и вижу этот третий навстречу но по другой стороне. Мы разошлись оглядываясь. Кстати перед встречей со мной они немного ранее похоже выбили глаз прохожему-встретила.

Автор: дядя Андрей Окт 25 2015, 23:51
Я с вашего разрешения продолжу

Особенности системы В.А. Спиридонова


Спиридонов Виктор Афанасьевич бывший штабс-капитан русской армии, прошедший две войны русско-японскую и первую мировую. При создании своей системы Спиридонов В. А. встал на тот путь, по которому пошло развитие всего современного искусства защиты и нападения без оружия: он начал создание новой "синтетической" системы составленной из лучших приемов уже существующих систем. Он писал: "Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать и все полезное из других систем, раз это ведет к победе".
Спиридонов с военной четкостью классифицировал весь тот хаос приемов, который "профессора" джиу-джитсу преподносили своим ученикам. Виктор Афанасьевич логично и четко подразделил все боевые приемы на группы, в зависимости от того, в каком направлении выполняется прием. Чрезмерное сгибание сустава в направлении естественного сгиба - дожимы, против сгиба - рычаги, выкручивание сустава - выверты. Кроме болевых приемов определил еще несколько групп: выведение из равновесия, т. е. броски; удары - кулаком, открытой рукой, локтями, коленями, стопами ног, головой, плечами, тазом; сжатия и нажатия, т. е. удушение и воздействие на болевые, чувствительные точки; а также комбинированные приемы, т. е. приемы одновременно использующие действия из нескольких ранее названных групп.
В строгом соответствии с этой классификацией им были введены русские названия всех приемов, полностью вытеснившие сложную, неудобную и совершенно бессмысленную в русском языке японскую терминологию. В отличие от джиу-джитсу и дзюдо того времени, где господствовала спекулятивная аксиома "каждый прием при любых условиях удается", Виктор Афанасьевич разрабатывал способы мгновенных переходов от неудавшегося к следующему приему. Принцип переходов с приема на прием является ведущим во всей системе "самбо".
Другой принцип, который Спиридонов заложил в "самбо" - это работа не по приемам, а по "принципу". Если в джиу-джитсу и дзюдо все преподаватели требовали только строго определенных движений при исполнении приема, то Виктор Афанасьевич, обучив приему, непременно указывал, что ученик сможет его использовать и при других захватах, позах и взаимоположении с противником. Главное исходить из основного принципа: в какой части тела и за счет какого воздействия причиняется противнику боль или повреждение. В то же время в джиу-джитсу и дзюдо на каждый случай нападения использовался свой прием, в результате борьба строилась на применении большого количества готовых рецептов (приемов). Такой подход усложняет и сильно затягивает процесс подготовки бойца, т. к. обучающемуся приходится выучивать большое количество приемов. А также во время боя создает проблему выбора, т. е. в каждой ситуации боец должен вспоминать подходящий для нее прием, а это требует времени, которое противник может и не дать.
Большим успехом Спиридонова было создание методики преподавания самозащиты, которая в то время в зарубежных системах, включая японские, отсутствовала. Он разработал методику "фазисной", т. е. поэтапной тренировки. На ее первом этапе обучающийся, познакомившись с движениями приема, как бы имитировал прием на несопротивляющемся партнере. По мере освоения переходили к следующим "фазисам" тренировки, при которых сопротивление постепенно не только увеличивалось, но и партнер мог ответить контрприемом. Заключительным этапом являлась вольная схватка.
Может показаться, что поэтапный метод тренировки вещь настолько естественная и само собой разумеющаяся, что было бы странно, чтобы до Спиридонова он не существовал. На самом деле поэтапный метод не такая уж само собой разумеющаяся вещь. По своему многолетнему тренерскому опыту скажу, что учеников буквально приходится заставлять проходить поэтапную отработку приема. Большинство занимающихся стремится как можно быстрее перейти к боевой манере исполнения приема, не имея при этом достаточной наработки, а как только прием немного начинает получаться, так сразу стремятся устроить спарринг. Поэтапность в освоении техники организует именно тренер, сама собой она не возникает. В начале века, во времена Спиридонова, в джиу-джитсу и дзюдо не было поэтапной тренировки. Была отработка приемов, причем каждый отрабатывал их как "бог на душу положит", и вольная схватка. Да и сейчас восточные единоборства не отличаются приверженностью к поэтапной методике тренировки. Зайдите в любую секцию карате-до, и вы увидите, что в большинстве случаев вся тренировка сводится к двум вещам: это отработка техники в воздухе, включая ката, и спарринг, иногда можно увидеть отработку приемов в паре, мало чем отличающуюся от спарринга.
Спиридонов ввел широкую спортивную основу при тренировке навыков самозащиты. Он широко применял не только специальные, но и обще-развивающие упражнения, различные легкоатлетические дисциплины, гимнастику, плавание. В джиу-джитсу и дзюдо того времени вся тренировка сводилась исключительно к отработке приемов, никаких гимнастических, силовых, обще-развивающих упражнений не применялось.
В результате многолетнего труда Спиридонова на свет появилась оригинальная система самозащиты. Ее Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто "самозащита". Впоследствии, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал систему "сам". Но вероятно это название было не самым удачным. В среде Спиридоновских учеников рождаются новые варианты: "самоз", и, наконец, пришедшая на смену всем остальным аббревиатура "самбо" по первым элементам названия: самозащита без оружия.
В работе Виктор Афанасьевич ставил перед собой только чисто практическую цель - создание эффективной системы самозащиты. Случилось, однако, так, что именно эта система стала первым этапом существования в нашей стране нового прикладного вида борьбы в одежде, в котором разрешалось применение не только бросков, но и болевых приемов того вида, какой стал прообразом борьбы самбо.
Система Спиридонова с самого начала имела закрытый характер, т. к. была предназначена для сотрудников НКВД (милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск). Это обстоятельство отнюдь не способствовало ее популяризации.

Автор: дядя Андрей Окт 25 2015, 23:56
Цитата (Пупок @ Окт 19 2015, 22:09)
от кто говорит что есть особая боевая система тот шарлатан. все люди одинаковы, у всех одинаковые суставы и моторика. путь только один в боевой системе - тренироваться,


Но, тренироваться-то по системе, или, как бог на душу положит?

Автор: дядя Андрей Ноя 3 2015, 14:10
Цитата (дядя Андрей @ Окт 25 2015, 23:56)
Но, тренироваться-то по системе, или, как бог на душу положит?


В качестве примера могу привести слова Харлампиева (о нём ещё буду рассказывать): "Надо идти не от системы, а от Народа". Правда, сам Анатолий Аркадьевич, шёл, как раз, от Системы.

Автор: дядя Андрей Ноя 24 2015, 11:43
Иван Солоневич


user posted image


Этот человек больше известен нам как русский историк, публицист, мыслитель, журналист и общественный деятель. Участник Гражданской войны в России.
Как это не удивительно, но он тоже приложил руку к формированию отечественных боевых систем.
Иван Солоневич родился в селе Рудники Пружанского уезда (по другим данным, в местечке Цехановец) Гродненской губернии в белорусской семье. Матерью его была Юлия Викентьевна, в девичестве Ярушевич, отцом сельский учитель Лукьян Михайлович. Оба деда были священниками. В семье, кроме Ивана было ещё три брата — Всеволод, Борис и Евгений. Позднее, когда Юлия Викентьевна умерла от воспаления лёгких, Лукьян Солоневич женился во второй раз, и от этого брака родились три дочери — Софья, Зинаида и Любовь. Впоследствии Л. М. Солоневич стал статистическим чиновником в Гродно, а затем журналистом, редактором газеты «Гродненские губернские ведомости», а потом издателем газеты «Северо-Западная жизнь» — крупных изданий западноруссистской направленности.
Иван Солоневич учился в Гродненской гимназии, помимо учёбы он с братьями занимался гимнастикой в польском «Соколе». Вместе со своим другом Д. М. Михайловым пытался организовать русский «Сокол», но затея не нашла поддержки в обществе и вскоре организация распалась. В 1912 году он экстерном сдал экзамены во 2-ой Виленской гимназии, где и получил аттестат зрелости. Во время учёбы Иван начал помогать отцу в его редакторской работе, а затем и печатать свои заметки на спортивные темы в газете «Белорусская жизнь». С 1912 года он стал обращаться к серьезным проблемам в публицистических статьях. В этот период жизни заложилось мировоззрение Солоневича, его политические и жизненные убеждения
Учёбу в университете Солоневичу не дала завершить Первая мировая война. Как вспоминал он сам, многие студенты записывались добровольцами в офицерские школы, но правительство старалось не пускать студентов на войну, так как никто не предполагал, что война затянется, и их «резали» по здоровью. Солоневича не приняли из-за близорукости. 24 февраля 1915 года он стал издателем газеты «Северо-Западная жизнь», редакция которой была перемещена в Минск. В сентябре 1915 года из-за осложнения ситуации на фронте пришлось приостановить издание газеты, как оказалось, навсегда. При содействии А. М. Ренникова Иван Солоневич устроился в газету «Новое время». Кроме того, он подрабатывал внештатным судебным хроникёром в нескольких петербургских газетах. 15 октября 1915 года родился единственный сын Солоневичей — Юрий. В 1916 году Иван Солоневич был призван в армию и зачислен ратником 2-го разряда в запасной батальон лейб-гвардии Кексгольмского полка, но на фронт его не взяли из-за слабого зрения, и определили в швейную мастерскую полка. Не удовлетворенный таким родом занятия, также как и службой в переплётной мастерской, Солоневич добился разрешения организовать спортивные занятия для учебной команды и спортивные развлечения для остальных солдат. Относительно свободный график (с 6 до 10 часов) позволял ему продолжать журналистскую работу. В январе 1917 года Солоневича комиссовали из-за прогрессирующей близорукости.

Вернувшись в штат «Нового времени», Солоневич в это предреволюционное время по поручению Б. А. Суворина занимался сбором информации о положении дел в столице.
Работая журналистом «Нового времени», Солоневич наблюдал Февральскую революцию и её последствия. После Февраля он вместе с группой студентов-атлетов пытался работать грузчиком, так как работа грузчика оплачивалась в пять раз выше работы журналиста (попытка вышла неудачной — не удалось наладить отношения с профессиональными грузчиками, так как ими был воспринят как оскорбление отказ студентов от денатурата, употреблявшегося грузчиками). В Петрограде начинался голод, и Солоневичу приходилось жить «чёрным рынком». Он вместе с двоюродным братом, Тимофеем Степановичем Солоневичем (рабочим-металлургом, зарабатывавшим до Февраля на заводе Лесснера больше, чем Иван журналистикой), ездил в Лугу, Тосно и другие подобные места, где тратил редакционные авансы на покупку хлеба, муки, сала у крестьян. В этот период он участвовал в студенческой милиции, организованной на общественных началах студентами-спортсменами. Солоневич был начальником васильеостровского отделения, а всего же в организации было около 700 студентов, которые пытались охранять порядок. Через А. М. Ренникова Солоневич связался с контрразведкой, а во время Корниловского мятежа обратился к атаману Дутову, казачьи войска которого должны были поддержать выступление в Петрограде с предложением помощи от студентов. В просьбе выдать им оружие Дутов отказал, о чём Солоневич впоследствии очень сожалел.

Потом, после окончательного захвата власти в Петрограде большевиками Иван вместе с братом Борисом и Тамарой бежал на белый Юг России, в Киев, участвовал в Белом движении, неоднократно менял место жительства, выполняя агентурные поручения, сотрудничая с И. М. Калинниковым доставал секретные сведения, которые, как оказывалось, никому не были нужны. Работал в издаваемой под эгидой Киевского бюро Союза освобождения России газете «Вечерние огни» (выпускавшейся с сентября по ноябрь 1919 года). В качестве корреспондента газеты он встречался с большевиком Д. З. Мануильским, в разговоре с которым высказал мысль о том, что большевизм обречен по причине отсутствия сочувствия масс, на что Мануильский ответил: «Послушайте, дорогой мой, да на какого же нам чёрта сочувствие масс? Нам нужен аппарат власти. И он у нас будет. А сочувствие масс? В конечном счете — наплевать нам на сочувствие масс.» Этот разговор имел большое значение для формирования взглядов Солоневича на Советскую власть.

В Киев к Ивану на несколько дней приезжал брат Борис, работавший в ОСВАГе. Он рассказывал о положению дел в Белой армии, о своём нежелании продолжать работу в агентстве, в котором постепенно сводилась к минимуму реальная контрразведывательная и пропагандистская деятельность. Средний брат — Всеволод, воевавший в Армии Врангеля и служивший комендором на броненосце «Алексеев», умер в 1920 году.
Иван Солоневич продолжил свою подпольную деятельность в Одессе куда он один уехал на последнем поезде под угрозой наступления красных. До начала 1920 года он редактировал газету «Сын Отечества» и пытался организовать переезд жены с сыном в Одессу, чтобы вместе эвакуироваться вместе с белыми. Во время эвакуации Русской Армии он заболел сыпным тифом и оказался в госпитале. Уже после эвакуации неожиданно приехали Тамара Солоневич с Юрой. Солоневичи поселились в частном доме, Иван Лукьянович организовал артель и занялся рыбной ловлей, а его жене удалось устроиться переводчицей на Одесскую радиостанцию. Солоневич сблизился с антисоветской группой, в которую входил его старый знакомый по Киеву, С. Л. Войцеховский. По доносу старухи-садовницы в начале июня 1920 году Одесская ЧК вышла на подпольную организацию, в которой состоял Иван Солоневич, и его вместе с женой и ребёнком посадили в тюрьму. Через три месяца их освободили, так как не смогли доказать причастность к организации. Как выяснилось, им помог некий еврей Шпигель, которому Солоневич когда-то оказал услугу. Шпигель выкрал улики и дела Солоневичей, так как имел отношение к работе ЧК.

Сняв квартиру в центре Одессы, Солоневичи начали обустраиваться заново. Работу первой удалось найти Тамаре, она устроилась в АРА. Иван пошёл работать грузчиком, это позволяло добывать какие-то деньги и продовольствие. Впоследствии они стали жить в городе Ананьев под Одессой, там их навещал Борис Солоневич. Вместе братья организовали «бродячий цирк», гастролировали по сёлам, устраивая для крестьян силовые представления, борцовские и боксёрские поединки, за что те платили съестными припасами. В 1921-22 годах он заведовал несуществующим «Первым одесским спортклубом», подчинённом Всеобучу, спортивной работой в котором руководила группа бывших «соколов», в 1923 году он работал спортивным инструктором в Одесском продовольственном губернском комитете. Также на юге проживал Евгений Солоневич, промышлявший рыбной ловлей в Ялте.

Осенью 1926 года Иван Солоневич с женой и ребёнком переехал в Москву. Ему удалось, в связи со своей известностью в спортивном мире, найти работу — он устроился в ВЦСПС инспектором по физкультуре и спорту, а его жена — переводчицей Комиссии внешних сношений при ВЦСПС. Солоневичи поселились в комнате брата Бориса, которую тот получил, работая инспектором физической подготовки Военно-Морского Флота, но был сослан на Соловки, и комната досталась Ивану. В квартире дома № 75 на Тверской улице, где жил Солоневич, было семь комнат, в которых жило восемь семей, причём одна из них жила в ванной. Условия жизни в Москве тех времён были невыносимыми, и Солоневич с семьёй переехал за город, в Салтыковку, где ему удалось снять мансарду. Кроме спортивной работы, Солоневич занимался фоторепортажем, спортивной журналистикой, написал шесть книг на спортивную тематику, читал доклады на спортивную тематику, а также пытался зарабатывать на жизнь другими «частнокапиталистическими способами». В частности, Солоневич в 1928 году подготовил руководства свыше трёхсот страниц: «Гиревой спорт» для Книгоиздательства ВЦСПС и «Самооборона и нападение без оружия» для издательства НКВД РСФСР, был неоднократно приглашаем в «Динамо» для консультации тренеров общества.

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)