Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
WAROFFLINE | Зрада чи Перемога: форум військових експертів > Холодное оружие > японский доспех.


Автор: Эмден Янв 29 2016, 16:40
"В ту пору было ему лет двадцать, не больше. В темно-синем кафтане, окаймленном алой парчой по вороту и рукавам, в светло-зеленом панцире, опоясанный мечом с серебряной насечкой, преклонил он колени перед Ёсицунэ. Стрелы с орлиным оперением, темные с белой полоской, он почти все уже истратил в сегодняшней битве, но несколько стрел еще оставалось, концы их торчали выше головы из висевшего за спиной колчана, среди них – гудящая стрела "репа", украшенная соколиными и орлиными перьями вперемешку. Шлем Ёити снял и повесил через плечо на шнурах, а под мышкой он держал лук, туго оплетенный лакированным пальмовым волокном. <...> Конь у Ёити был вороной масти, рослый, могучий, сбруя увешана кисточками из шелковых нитей, лакированное седло украшено круглыми гербами – с выложенным перламутром цветком омелы."
Наверное, именно такой образ возникает у большинства людей при упоминании слова "самурай". Это великолепное описание взято из "Хэйкэ моногатари", знаменитой "Повести о доме Тайра", повествующей о войне двух могущественных кланов, Минамото и Тайра, продолжавшейся с 1180 до 1185 г. Это, пожалуй, самая известная война между самураями. История гибели целого рода, Тайра, в жестокой борьбе против своих непримиримых врагов, Минамото, породила множество художественных произведений, театральных постановок, иллюстрированных свитков, предметов быта и просто народных сказаний. Благородство и жестокость, верность и измена, трусость и храбрость, проявленные самураями в это время, вошли в легенды и известны любому мало-мальски образованному японцу. Благодаря обилию изображений героев войны Гэмпэй (как ее называют в самой Японии) перед глазами неискушенного читателя чаще всего встают самураи в доспехах именно этой эпохи. Мало кто, однако, представляет себе, как их изготавливали, окрашивали, носили и почему они именно таковы, каковы есть.

http://www.pixic.ru

О-ёрой буквально переводится как "большой доспех". Он относится к группе пластинчатых (ламеллярных) доспехов, в целом именуемых кодзан-до. Это название образовано из трех слов: ко – "маленький", санэ (в середине слов произносится дзанэ) – "пластинка" и до – "кираса", "набрюшник". Действительно, подавляющее число элементов этих "доспехов из маленьких пластин" выполнено из пластинок санэ, сделанных из железа или толстой продубленной кожи.
Эти пластины, вообще типичные для большинства японских доспехов, довольно существенно различаются между собой в разные исторические эпохи. В период Гэмпэй обычным типом пластинок были "большие пластины" о-арамэ. По форме это четырехугольники размерами приблизительно 6-7 см на 3-4 см с 13 небольшими отверстиями, расположенными вертикально в два ряда. Поскольку в одном ряду было на одно отверстие больше, верхний край пластинки был не прямым, а наклонным. Отверстия различались по размеру – верхние 5 были побольше, нижние 8 поменьше. Сквозь нижние продергивались два кожаных шнурка, которые соединяли в среднем 25-30 пластинок, в зависимости от их размера, в гибкую горизонтальную полосу. Полоса покрывалась несколькими слоями лака, добывавшегося из местного растения, подобного каучуконосным деревьям, и обладавшего поэтому большой гибкостью. Получившаяся заготовка была основой для любого фрагмента доспеха. Через остававшиеся отверстия в верхней части пластинок готовые горизонтальные полосы переплетали между собой уже более широкими цветными шнурами одосигэ, которые придают японским доспехам такой узнаваемый и красочный вид.

http://www.pixic.ru

Основной частью о-ёрой была плетеная кираса – до. Она имела довольно оригинальную конструкцию. Живот закрывали четыре горизонтальных ряда пластин, называвшихся накагава. Они начинались от правого бока, шли по передней поверхности туловища налево, огибали левый бок и по спине возвращались обратно, не соединяясь, однако, между собой. Их связывала друг с другом цельнометаллическая пластина цубо-ита (дословно "узкая пластина"), которая пристегивалась к переднему и заднему краям накагава с помощью застежек, типичных для всех японских доспехов. Они называются такахимо и представляют собой сдвоенные шелковые шнуры, одна пара которых имеет на конце петлю, а другая – деревянную или костяную пуговицу овальной формы. Дополнительно цубо-ита поддерживал шелковый шнур, перекинутый через левое плечо.
Чтобы прикрыть грудь и верхнюю часть спины воина, получившийся набрюшник спереди наращивали двумя, а сзади тремя горизонтальными рядами, которые назывались татэагэ. Поскольку татэагэ все равно оставляли верхнюю часть груди незащищенной, спереди над ними прикрепляли металлическую пластину муна-ита с полукруглым вырезом по центру для свободных движений шеей. Сзади была такая же пластина, называвшаяся осицукэ-ита, к которой крепились жесткие плечевые ремни ватагами. Хотя дословно ватагами означает "хлопковые плечи", они были сделаны из железа или толстой кожи. Каждый плечевой ремень снабжался двумя кожаными петлями гуми-ва, к которым привязывались большие наплечники, увеличивающие и без того немалый вес доспеха. Чтобы при надевании доспеха можно было свободно откинуть ватагами, второй сверху ряд задних татэагэ как бы выворачивали наизнанку. Этот ряд назывался сака-ита и снаружи выглядел как длинная лакированная полоса из пластинок о-арамэ, связанных в два ряда х-образными перехватами кожаного шнура. Передние татэагэ так же густо переплетали шнурами, как остальные ряды набрюшника.

http://www.pixic.ru

Ватагами пристегивались к сплошной нагрудной пластине муна-ита застежками такахимо. Места прикрепления застежек, легко уязвимые для врага, закрывали двумя пластинками. Правая была побольше и называлась сэндан-но ита. Чтобы она была подвижной и не мешала движениям правой руки, пускающей стрелы или работающей мечом, ее собирали из трех коротких рядов санэ и венчали небольшой железной пластинкой, покрытой кожей. Для другой руки подвижность была не так важна, поэтому левая пластинка была цельнометаллической, узкой и вытянутой в высоту. Ее звали кюби-но ита. В период Хэйан верхний край обеих нагрудных пластин имел слегка изогнутую элегантную форму. Пластины украшали позолоченными медными накладками различного вида – в то время чаще всего в форме хризантемы.

http://www.pixic.ru

Все цельнометаллические пластины, перечисленные выше, покрывали толстой прокопченной кожей намэсигава. Кроме того, самый большой кусок кожи, цурубасири-до гава, закрывал все плетеные ряды передней поверхности туловища. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива (цуру) свободно скользила по доспеху, не рискуя зацепиться за выступающие пластинки. Возможно, поэтому набрюшник получил название накагава, что означает "средняя кожа". С другой стороны, это может говорить о том, что в древности предпочтение отдавалось не железным, а кожаным пластинкам санэ. Надо сказать, что часто не удается дать удовлетворительный перевод оригинальному японскому названию, поэтому мы будем оговаривать только термины, значение которых не вызывает сомнений.

http://www.pixic.ru

Готовые куски кожи прокрашивали по трафарету красным и голубым цветами по палевому фону. Обычным рисунком были круги со стилизованным изображением китайских геральдических львов сися голубого цвета, заключенных в решетку из красных или красно-синих ромбов. Стороны ромбов образовывал стилизованный растительный орнамент. Иногда кожу красили до копчения; тогда краски изменяли свой цвет под воздействием температуры и готовые куски были желтыми с белым и коричневым орнаментом. Описанный геометрический рисунок наиболее характерен для эпохи Хэйан. В эпохи Камакура и Намбокутё стали появляться другие рисунки, например, изображения драконов или буддийских святых. Оформление стало более "японским", утратив геометрический характер. Те же львы и растения, обычно пятилепестковые цветочки вишни сакура, располагались теперь в кажущемся беспорядке. В XIV в. рисунки на коже стали патентовать и эта традиция продержалась до периода Эдо, поэтому многие доспехи, созданные в разные эпохи, имеют одинаковый тип окраски кожаных частей.
Как видно из вышесказанного, кожа животных весьма активно использовалась в изготовлении доспеха, начиная с пластинок санэ и скреплявших их шнуров и заканчивая оформлением нагрудника и железных пластин. Обычно использовали оленьи шкуры или буйволиную кожу. Известно, что один из древних доспехов назывался "Круглые колени" – по преданию, для его изготовления потребовалась кожа с покрытых мозолями колен тысячи буйволов. Интересно, что с VII-VIII вв, когда японцы приняли буддизм, убийство животных, особенно полезных для человека, считалось большим грехом. Всеми занятиями, связанными с контактом с трупами людей или животных (похороны, свежевание туш, выделка шкур и в том числе выделывание кожаных частей доспеха), занималась каста париев, называвшихся буракумин, и считавшихся "недочеловеками". Самураи, однако, и даже буддийские монахи не гнушались носить кожаные доспехи, как, впрочем, и убивать себе подобных. Здесь мы имеем дело с типичным для Японии конфликтом между практической выгодой и религиозными запретами, в котором предпочтение, как правило, отдавалось рационализму.

http://www.pixic.ru

Очень характерный вид доспеху придавали широкие наплечники и набедренники. Собственно, своим названием "большой доспех" обязан именно этим элементам. Набедренники кусадзури состояли из пяти горизонтальных рядов пластинок. К до крепились три кусадзури – по одной сзади, спереди и на левом боку. Четвертая, правая кусадзури, являлась продолжением промежуточной пластины цубо-ита и с ней вместе называлась ваидатэ. Боковые набедренники соединялись с нагрудником до полосами узорной кожи и висели ниже, чем передний и задний, примерно на ширину одного горизонтального ряда. Благодаря этому они лучше защищали бедра воина, сидевшего на лошади. Передний и задний кусадзури крепились такими же шнурами, которые переплетали весь доспех, и были более подвижны, чем боковые. У всадника они прикрывали обе луки седла и не мешали движениям туловища. Чтобы было удобнее ходить, нижнюю пластину передних и задних кусадзури делали из двух половин.

http://www.pixic.ru

Наплечники содэ – самая заметная часть доспеха, наверное, благодаря отсутствию каких-либо аналогов в европейском защитном вооружении. Считают, что они произошли от щитов, которые употребляли воины государства Ямато. Действительно, общие черты со щитами у содэ есть: это, во-первых, значительная ширина наплечника, во-вторых, его плоская форма, не очень приспособленная для защиты руки. Содэ, как и другие части о-ёрой, делали из горизонтальных пластин, обычно 6-7 штук, связанных шнурами одосигэ. По боковым и нижнему краю всего содэ продергивали поддерживающий шнур мими-ито. Он был пестрым, в период Хэйан обычно белым с синим, а в позднейшие периоды бело-красно-зеленым или бело-пурпурно-зеленым. Вверху наплечник наращивала сплошная железная пластина каммури-но ита, крытая кожей. Ее передний край был в полтора раза выше заднего, а концы закруглены, чтобы при активных движениях рук не поранить лицо и шею воина, поскольку содэ довольно высоко поднимались над плечами. Кстати, от удара наплечников шею дополнительно защищали вертикальные полукруглые "крыльца" из железа на плечевых ремнях, называвшиеся сёдзи-но ита. Они же придавали ватагами известную жесткость. Стык между верхним горизонтальным рядом содэ и цельной металлической пластиной закрывала "декоративная пластинка" кэсё-но ита. Вообще, такая пластина использовалась на всех частях доспеха, где существовал переход от рядов кодзанэ к сплошным железным пластинам. Это была длинная узкая щепка из твердых пород дерева, покрытая темной (черной, темно-синей или коричневой) кожей, иногда со светлым, довольно однообразным во все исторические периоды, рисунком – обычно сильно стилизованным изображением ирисов. С темным цветом этой пластинки контрастировали крупные заклепки из позолоченной меди, соединявшие каммури-но ита по бокам и в центре с верхней гибкой полосой содэ.

http://www.pixic.ru

К каммури-но ита спереди и сзади крепили по медному кольцу и еще одно кольцо было на четвертом снизу ряду содэ, по заднему краю. К двум верхним кольцам цепляли двойные шелковые шнуры с пышной кистью на конце, к третьему – одинарный шнур. Ими содэ крепили к доспеху. Передний верхний шнур привязывали к передней петле наплечника ватагами. Шнур, идущий от заднего кольца каммури-но ита, цепляли к большому банту из толстого крученого шелка на спине воина. Этот бант, агэмаки, висел на медном кольце, приклепанном к той самой задней "вывернутой" пластине сака-ита. Шнуры от нижнего заднего кольца тоже привязывали к банту, но так, чтобы они пересекались с верхними шнурами. Похоже, что другого практического значения агэмаки не имел, однако он оставался декоративной частью доспеха еще очень долгое время после того, как перестали применять содэ.
Описанное крепление наплечников, несмотря на их громоздкий внешний вид, позволяло свободно стрелять из лука, что было первоочередным делом в то время. При стрельбе содэ "съезжали" за спину, не мешая движениям лучника, а когда воин опускал лук и брался за поводья, возвращались на место, прикрывая руки до локтя.
Нижние горизонтальные ряды и набедренников, и наплечников существенно отличались от остальных. Как и сака-ита, их выворачивали наизнанку, поэтому они выделялись на фоне цветной шнуровки доспеха блестящей черной поверхностью с двумя рядами "ромбов" (хиси) – крестообразных перехватов кожаного или шелкового шнура. От них пластина и получила свое название хисинуи-но ита, что означает "пластина, плетеная ромбами". Эти заметные шнуры всегда красные или алые. На некоторых старых доспехах они выглядят розовыми или желтыми, но это связано с естественным выцветанием красок от времени. Сочетание алых шнуров на нижних пластинах с почти всегда алыми бантом агэмаки и шнурами, крепящими содэ, определенным образом унифицировало все пластинчатые доспехи вне зависимости от цвета их остальных частей.

http://www.pixic.ru

Буси ("воин") в доспехе о-ёрой.

1. Медное навершие кувагата
2. Отвороты шлема фукигаэси, покрыты кожей эгава и украшены умбонами в виде хризантемы
3. Пластина сэндан-но ита из трех горизонтальных рядов пластин санэ
4. Цельнометаллическая пластина кюби-но ита
5. Кожаный нагрудник цурубасири
6. Набедренники кусадзури из 5 рядов пластин санэ
7. Поддоспешник ёрои-хитатарэ, состоит из широких штанов и куртки одного цвета
8. Защитный наруч котэ (носился только левый)
9. Поножи сунэатэ; стиль оформления пластин как на котэ
10. Кожаные перчатки югакэ с характерным мелким рисунком
11. Обувь цурануки из медвежьей шкуры
12. Меч хёгогусари-но тати - "подвешенный на цепочках"
13. Лук юми с рукоятью, находящейся на уровне бедер
14. Шлем кабуто
15. Назатыльник шлема сикоро
16. Большие наплечники о-содэ
17. Ваидатэ-но кусадзури - набедренник, соединенный с пластиной цубо-ита
18. "Гетры" кайхан (другое название - хабаки)
19. Носки таби
20. Малый меч косигатана
21. Веер оги
22. Колчан эбира
23. Стрелы (я)
24. Верх головного убора эбоси, выпущен через отверстие тэкэн

Автор: Эмден Янв 29 2016, 18:28
Кабуто – японские шлемы

http://www.pixic.ru

Шлем, надеваемый с о-ёрой, назывался кабуто. Он состоял из нескольких частей. Полусферический колпак шлема, хати, делали обычно из 8 меридионально расположенных железных пластин. Каждую пластину крепили к соседней 5 заклепками так, что передняя несколько находила на заднюю. Характерные для эпохи Хэйан очень крупные заклепки называются о-боси – "большие звезды". Однако уже в описываемый период они, следуя моде своего времени, несли скорее декоративную, чем практическую, функцию и только имитировали большие заклепки более ранних шлемов. Внутри же заклепки были полыми и даже имели альтернативное название карабоси – "пустые звезды". Вообще же слово хоси, которое действительно переводится как "звезда", вносит существенную путаницу в исторические исследования. Многие переводчики, не имея достаточного представления о японских доспехах, полагают, следуя буквальному значению слова, что заклепки кабуто делались в виде звезд, однако в отличие от европейской культурной традиции, где звезда – это фигура с количеством лучей от 3 до 15, в Японии звезда – небольшой круг, отличающийся от, например, изображения Солнца только меньшими размерами.

http://www.pixic.ru

Чтобы шлем выглядел симметричным, еще один ряд заклепок помещали на передней пластине хати, где они крепили железную полосу синодарэ, оканчивавшуюся внизу фигурно вырезанным наконечником, очень напоминающим европейскую геральдическую лилию. На простых шлемах единственная синодарэ выполнена из железа, на шлемах знати этих полос обычно три и они сделаны из позолоченной меди. Синодарэ хорошо сочетаются с блестящим, вырезанным в виде хризантемы или листов лотоса, медным кольцом тэкэн канамоно, которое окружает довольно широкое отверстие тэкэн на вершине шлема. Первоначальный смысл этого отверстия не вполне понятен. Возможно, оно имело ритуальное значение – другое название тэкэн, Хатиман-дза, указывает, что древние японцы полагали, будто через него в воина проникает дух бога войны Хатимана. Более прозаическое объяснение заключается в том, что тогдашние кузнецы не могли другим способом скреплять верхние края пластин, из которых ковался шлем, и скрывали их под кольцом. В описываемый период через отверстие выпускали верх длинной шапки эбоси. У воинов она была из плотного черного накрахмаленного шелка. Сминаясь особым образом, вместе с пучком волос на темени шапка играла роль подшлемника, которого в X-XII вв. еще не было. Подшлемник появился только на рубеже XII-XIII веков. Это был матерчатый мешок, прикрепленный к нижнему краю шлема и сверху стянутый пропущенным по краю шнурком. Кстати, подобный принцип до сих пор используется в современных военных касках.

http://www.pixic.ru

По нижнему краю колпака хати шла узкая железная полоса косимаки. К ней приклепывали два, а чаще даже четыре кольца, через которые пропускали подбородочные ремни из толстого крученого шелка. К этой же полосе 3-5 позолоченными заклепками крепили назатыльник сикоро, обычно собранный из пяти горизонтальных рядов пластинок санэ. Верхние четыре ряда были переплетены такими же цветными шнурами одосигэ, как и на доспехе. Передние концы этих рядов загибались вбок и назад и назывались фукигаэси. Это одна из самых заметных и необычных частей японских доспехов, имеющая и большое практическое значение. Выступая вперед, фукигаэси хорошо закрывали лицо воина. Выстрелив из лука в сторону противника (влево), самураю достаточно было только повернуть голову прямо, чтобы лицо, самая открытая и уязвимая часть тела, оказалось прикрытым широкими отворотами. При попадании стрелы фукигаэси пружинили и ослабляли ее ударную силу. Кроме того, они хорошо закрывали лицо от удара меча, направленного сзади.

http://www.pixic.ru

Вывернутые наружу, отвороты назатыльника выглядели так же, как и нижняя пластина сикоро – черными лакированными полосами с красными перекрестиями шнуров в стиле хисинуи, поэтому снаружи фукигаэси покрывали широкими прямоугольниками раскрашенной кожи с таким же рисунком, как и на остальных частях доспеха. Крепились они небольшими, часто расположенными позолоченными заклепками – фукурин. Кожей покрывали и небольшой козырек мабидзаси. Он был широким, с красиво вырезанным верхним краем и располагался почти вертикально, чтобы не препятствовать спуску тетивы. На каждом отвороте фукигаэси, в верхнем наружном углу, а иногда и посередине козырька помещали по круглой декоративной пластинке из позолоченной меди. Он называлась фукигаэси-но суэмон и в то время почти всегда имела вид более или менее пышной хризантемы, герба императоров Японии.
Еще один декоративный элемент располагался на задней поверхности чаши шлема хати. Это было медное кольцо, к которому подвешивали такой же шелковый бант агэмаки, как и на спине, только в несколько раз меньший. В эпоху Хэйан никакого практического значения это кольцо не имело, однако его название, касадзируси-но кан, говорит о каком-то отличительном знаке, крепившемся к нему в предыдущие эпохи. Вообще термин касадзируси буквально означает "значок на головном уборе". До введения заспинного знамени сасимоно, отличительного знака воинов в XVI в., обычными отличительными знаками были полоски материи разного цвета, размерами приблизительно 9-12 см на 30 см, на которые могли наносится различные надписи или родовые гербы. Они привязывались на наплечники или шлемы. Пик их использования приходится на XIV-XV вв. Нам представляется, что и в период централизованного государства, в VII-X вв., к этому кольцу крепили подобные ленты, но к войне Гэмпэй они вышли из широкого употребления. Нельзя также исключить, что к кольцу могли привязывать хоро. Хоро – это накидка из плотной материи ярких цветов, аналог европейского средневекового плаща, главным назначением которой было защищать от вражеских стрел, а второстепенным – вместе с цветом доспеха служить личным опознавательным знаком. В основном ее использовали в XII-XIII вв. При быстрой скачке она раздувалась, как парус, для чего нижний конец хоро сзади заправляли за пояс. Как крепили верхний конец, окончательно не ясно. На большинстве современных гравюр накидка выступает из-под назатыльника шлема, однако встречаются необычные изображения и литературные описания, свидетельствующие о том, что хоро можно было носить и на груди, и, в особенности, перекидывать на грудь через шлем. Возможно, в таких случаях ее и привязывали к кольцу на кабуто. Интересно, что в эпоху Эдо некоторые самураи снова стали надевать накидку хоро, причем натягивали ее поверх каркаса из китового уса, так что даже в покое она выглядела раздувшейся от ветра, имитируя облик всадника с батальных рисунков периодов Хэйан и Камакура.

Автор: Эмден Янв 29 2016, 18:35
Цвета и узоры шнуровки доспехов

http://www.pixic.ru

Хоро все-таки не использовалась повсеместно, и самым заметным отличием воина оставалась раскраска его доспеха. По этому поводу существует множество домыслов, связанных скорее с недостаточным знакомством с опубликованными (правда, на иностранных языках) работами, чем с малым количеством информации. Самое распространенное заблуждение, касающееся шнуровки – то, что каждый самурайский род имел собственный узор и сочетание цветов. Нет никаких сведений, подтверждающей эту точку зрения, хотя определенную идентификационную информацию, несомненно, шнуровка несла. Дело в том, что самурайские вожди предпочитали определенные цветовые сочетания, что прекрасно иллюстрирует эпизод из "Неофициальной истории Японии" ("Нихон гайси") Рай Санъё (1780-1832), относящийся к 1184 г.: "Одетый в красную парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; <...> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а желтых – Сасаки Такацуна". Определенный цвет и рисунок шнуровки пышных, по сравнению с обычными воинами, доспехов, позволял предполагать, с кем ты встретился в бою. Примером служат слова самурая Морицуги из Эттю, сказанные им, согласно "Хэйкэ моногатари", в знаменитой битве при Данноура в 1185 г.: "Прежде всего надо схватится с Куро Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ – А.К.), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат вперед – по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй, не так просто!". Забота самурая была не лишней – как правило, в X-XV вв. в Японии сражение разделялось на множество поединков, и отрубивший голову знатному противнику пользовался особым уважением. Существовал даже специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный из древнего Китая и означавший "взял голову и получил повышение".
Окраску доспеха определял цвет шнура одосигэ, что дословно означает "устрашающий волос". Эти плоские, шириной приблизительно в палец, шнуры могли быть кожаными (кава-одоси) или шелковыми (ито-одоси). Несомненно, самым популярным плетением во все эпохи было одноцветное – сугакэ-одоси. Охотнее всего использовались оранжевый (хи), красный (ака), малиновый (куренай), сиреневый (мурасаки), зеленый (моэги) и синий (кон) цвета. Сохранившиеся батальные картины чаще всего показывают доспехи с красным плетением, поскольку, согласно древнекитайским философским канонам, красный цвет считался предпочтительным для воина.

[URL=http://www.pixic.ru]user posted image[/URL

Широкое употребление этого цвета, вероятно, является преувеличением, так как красные шнуры, особенно шелковые, были весьма чувствительны к ультрафиолетовым лучам и быстро выцветали на солнце, а затем и теряли прочность. Доспехи с таким плетением очень плохо сохранились до настоящего времени. По-видимому, самой популярной окраской в последние годы Хэйан и в период Камакура была черная, по крайней мере для воинов низкого ранга. Литературные источники изобилуют описаниями самураев в доспехах с черным кожаным плетением. Если у низкорожденных самураев доспехи были преимущественно одноцветными, знатные воины часто отличались многоцветным, узорчатым плетением, более трудоемким и, естественно, более дорогим. Одна из древнейших раскрасок – кодзакура-одоси, когда на белых, желтых или палевых кожаных шнурах выштамповывался мелкий рисунок в виде цветочков японской вишни сакура, обычно темно-синих, коричневых или зеленых. Другой старинный рисунок плетения – омодака-одоси. При нем на содэ и кусадзури выплеталось несколько цветных шевронов, обращенных углом вниз. Обратный рисунок, когда угол шеврона был обращен вверх, назывался "перевернутым" – сага-омодака одоси. Назывались такие доспехи по цвету фона, например, хи-омодака одоси означает, что рисунок располагался на оранжевом фоне.

[URL=http://www.pixic.ru]user posted image[/URL

Закономерностей в распределении цвета шевронов не обнаружено, однако внешний обычно контрастирует с цветом основы – бывает светлым на темном фоне или наоборот. Описанные варианты появились, видимо, на рубеже X-XI вв. и пользовались большой популярностью во время войны Минамото и Тайра. Особое название (цумадори-одоси) имел рисунок, при котором выплеталась только половина описанного шеврона, и, таким образом, угол содэ или кусадзури был другого цвета. Цумадори-одоси вошел в моду в период Камакура и часто употреблялся в начале периода Муромати. Узор на доспехах мог быть и достаточно простым, например, на фоне одноцветного плетения один или два верхних ряда содэ и татэагэ были белыми. Такая окраска называлась катасиро одоси (ката – плечо, сиро – белый). Вместо белого часто использовались красный и малиновый цвета, тогда название менялось соответственно на ката-ака и катакуренай. Обратный вариант, когда полосы другого цвета располагались снизу, назывался коситори-одоси (коси означает "бедра"). Обе окраски были достаточно популярны во все исторические периоды.

http://www.pixic.ru

Если доспех был полосатым, плетение называлось дан-одоси, при этом в названии указывались оба цвета (например, консиро дан-одоси значит: сине-белое плетение в полоску). Если же каждая следующая полоса была другого цвета, доспех назывался "разноцветным" – ироиро одоси. Когда цвет полосы при раскраске ироиро одоси посередине менялся на другой, рисунок назывался катамигавари одоси (дословно "замена у половины тела"). Эти раскраски были популярны в конце эпохи Муромати, в период Сэнгоку-дзидай (XVI в.). Более сложным и элегантным было плетение сусого-одоси, когда цвет каждого ряда приобретал более темный оттенок начиная от верхней белой полосы к нижней. Как правило, основными цветами были малиновый, сиреневый, синий или зеленый. Очень часто между белым и основным цветом помещалась желтая полоса. Если светлые оттенки располагались снизу, а темные сверху, окраска называлась ниои-одоси. Оба вида плетения вошли в моду в период Гэмпэй. Более редкие виды шнуровки доспехов были сикимэ-одоси (шахматный узор, чаще сочетание темного тона с белым цветом), монгара-одоси (когда в основании лежал рисунок креста или японской свастики, мандзю, обращенной влево) и татэвакэ-одоси (несколько вертикальных извилистых линий на плетеных частях доспеха).

Автор: Эмден Янв 29 2016, 19:01
Дополнительные части доспеха

http://www.pixic.ru

Описанный основной доспех дополняли мелкие детали – котэ и сунэатэ. Котэ назывались наручи из толстой тканевой основы, кроившейся в форме рукава и закрывавшей руку воина от основания пальцев до плечевого сустава. На ткань нашивались четыре черненые металлические пластины – округлой формы в области запястья и локтя и продолговатой над плечом и предплечьем. Пластины (за исключением локтевой) соединялись между собой кольчугой, и были богато украшены золотыми насечками. Натянув котэ до плеча, его завязывали шелковыми шнурками под противоположной подмышкой. С внутренней стороны наручь плотно шнуровали, максимально обтягивая руку. С доспехом о-ёрой всегда носился только один, левый, котэ, а правую руку оставляли свободной, чтобы легче было стрелять из лука.

http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru

Поножи сунэатэ в то время состояли из одной изогнутой металлической пластины или нескольких вертикальных, подвижно соединенных между собой с помощью железных петель, напоминающих современные дверные. Они закрывали только переднюю поверхность голени, оставляя ногу открытой сзади. Узор на пластинах, обычно золотом по вороненому металлу, совпадал с таковым на котэ. Стандартным рисунком были 1-2 горизонтальные полосы разной ширины и декоративная накладка позолоченной меди в виде хризантемы или рисунка "девять звезд". Сунэатэ были короткими и доходили только до нижнего края колена. На ноге они удерживались двумя широкими лентами, завязанными сверху и снизу.
Под доспех надевали костюм ёрой хитатарэ, или просто хитатарэ. Это было платье из двух частей – куртки с длинными, до середины бедра, полами и широкими (хотя уже, чем у "охотничьей одежды") рукавами, и шаровар, доходящих до лодыжек. Куртку, не имевшую застежек, запахивали слева направо, заправляли в шаровары и подвязывали широким поясом оби. По краю штанов и рукавов пропускали тонкие шнурки кукури, которыми подвязывали одежду соответственно под коленом и на запястьях. Чтобы свободные концы рукавных шнурков не мешали в бою, из них делали петлю и цепляли ее за средние пальцы рук.

[URL=http://www.pixic.ru]user posted image[/URL

Ноги ниже колен закрывали "гетрами" кайхан. Их кроили в виде прямоугольных кусков ткани, которые сшивали по задней поверхности, оставляя сверху и снизу пару довольно широких лент из той же материи. Эти ленты потом завязывали под коленом и над лодыжками, чтобы "гетры" не сползали. В качестве обуви служили "ботинки" из медвежьей шкуры мехом наружу – цурануки. Непонятно, употребляли ли уже тогда носки таби с отдельным большим пальцем (для более удобного ношения сандалий), поскольку современные иконографические источники показывают только два вида обуви – или в меховых ботинках, или босиком. Правда, в качестве доказательства часто используют упоминание из Хэйкэ моногатари, что знаменитый патриарх рода Тайра, Киёмори, в молодости носил гэта (деревянные сандалии на двух высоких дощечках), однако, сказанная в оригинале в ироничном тоне, эта фраза говорит лишь о том, что Киёмори был настолько беден, что даже не имел лошади.

http://www.pixic.ru

По бокам хитатарэ имело широкие разрезы для более свободных движений, через которые была видна нижняя одежда – кимоно из куртки и подштанников. У воинов высшего ранга кимоно было из шелка, у менее знатных – хлопчатобумажное. Обязательно одноцветное, обычно белое "исподнее" контрастировало с ярким, узорчатым хитатарэ, которое шили из парчи, украшенной разнообразными узорами – чаще всего кропотливым и очень богатым рисунком каракуса – "китайская трава". Другими рисунками в эпоху Хэйан могли быть изображения птиц (журавлей, аистов, диких уток, зябликов, куликов), насекомых (стрекоз, бабочек), цветов (глицинии, павлонии, хризантемы, сакуры) и, более редко, абстрактных объектов, например, мицудомоэ. Предпочтение отдавалось ярким цветам – красному, оранжевому, желтому. Хитатарэ обычно контрастировало с цветом шнуров доспеха и почти всегда – с цветом левого нарукавника котэ, в целом создавая весьма яркий и красочный образ.
О-ёрой всегда был привилегией военной знати, и пик его использования приходится на XI-XIII вв. Уже в XIV в. с потерей конными лучниками ведущей роли на поле боя он утратил свое военное значение. Однако его продолжали носить многие военачальники, подчеркивая свое исключительное положение, и производили о-ёрой фактически до самого падения сёгуната Токугава в 1867 г. Производство этих доспехов было трудоемким и медленным делом, стоили они дорого и даже использовались как средство оплаты – в 1190 г. первый сёгун из рода Минамото, Ёритомо (1147-1199), оштрафовал правителя северной провинции Дэва "за плохое управление", заставив предоставить 200 комплектов доспехов.
Нередко о-ёрой веками передавались в знатном роду, являясь наследием клана. Хорошо, например, известны названия наследственных доспехов Минамото, правда, восстановить по ним их внешний вид довольно трудно. Кроме уже упоминавшихся "Круглых коленей", это были "Семь и Восемь драконов" – по числу нагрудных и наспинных плетеных рядов, "Число лун" – из-за двенадцати горизонтальных рядов на двух наплечниках содэ и, видимо, на до, "Число дней" – 364 звезды, изображенных на доспехах, вероятно, в стиле кодзакура-одоси, "Шнуры-водоросли" – с плетением в стиле омодака-одоси. В роду же Тайра исстари старшему сыну передавались меч "Когарасу-мару" и "фамильный китайский панцирь из тисненой золотыми бабочками тигровой кожи", как он описывается в "Хэйкэ моногатари".

Автор: Эмден Янв 29 2016, 19:47
В "Период воюющих провинций" (XVI в.) японские пластинчатые доспехи теряют свое значение. Эффективно защищая от стрел, они оказались бессильными против огнестрельного оружия, с которым японцы познакомились в 1542 г. Через несколько лет было организовано его массовое производство, а в 1575 г. три тысячи аркебузиров доказали полное превосходство нового оружия в битве при Нагасино. Пришло время для нового, "современного доспеха" – тосэй-гусоку.

Тосэй-гусоку

В отличие от старых доспехов кодзан-до, состоящих из множества мелких пластинок, соединенных шелковым шнуром, доспехи тосэй-гусоку (или просто гусоку) изготавливались из широких многослойных металлических, реже кожаных, пластин, прочно скрепленных между собой без каких-либо зазоров, что лучше защищало воина в близком бою, поскольку пластинчатые доспехи не выдерживали ни прямого удара пики, ни тем более меча. Кроме того, изготовление гусоку отнимало гораздо меньше времени и сил и позволяло в короткие сроки вооружить солидную армию – важное преимущество в период постоянных междуусобиц. Эти факторы обусловили широкое распространение нового доспеха, масса разновидностей которого появилась во второй половине XVI в. Бессильные, как и европейские аналоги, против огнестрельного оружия на близкой дистанции, они выдерживали попадание пули на излете, не говоря уже об ударе копьем.

Производство тосэй гусоку шло по двум направлениям – пышные и дорогие изготавливались в единичных экземплярах для высших представителей военной аристократии, менее качественные, но дешевые производились сотнями и тысячами для рядовых пикинеров, лучников, аркебузиров.
Основной частью доспеха была кираса до, по внешнему виду которой классифицируются доспехи гусоку.

http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru

Первым шагом к тосэй-гусоку стал появившийся в середине XV в. доспех тати-до. Характерным его отличием от родственных доспехов харамаки и домару была округлая форма кирасы с выраженной талией. Состоял он из задней и передней половин, соединенных по бокам матерчатыми петлями, а основой служили, как и у других кодзан-до, горизонтальные ряды небольших пластин, переплетенных цветным шелковым шнуром одосигэ, причем сочетание разных цветов на до в зеркальном отражении повторялось на кусадзури. После войны годов Онин (1467-1477) появились первые экземпляры доспеха Могами-до (по названию местности, где впервые стали его производить), ставшего прообразом тосэй-гусоку. В нем горизонтальные ряды мелких пластинок хонкодзанэ были заменены изогнутыми цельнометаллическими пластинами кирицукэдзанэ, плотно переплетенными шнурами, как и в старых доспехах. Производство такого доспеха занимало в 4 раза меньше времени, чем изготовление одного харамаки или домару. Вскоре вместо плотного плетения кебики-одоси стали применять сугакэ-одоси, при котором пластины соединялись парными перехватами шнура. Это позволило сократить количество отверстий в пластинах, что повысило их прочность. Наконец, в первой половине XVI в. окончательно оформился тип доспеха, ставший одним из самых массовых – окегава-до.

http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru

Окегава-до состоял из горизонтальных пластин, соединенных ковкой, поэтому поверхность кирасы была абсолютно гладкой, без выступающих шнуров. Обычно 5 пластин, идущих вокруг живота, наращивали 3 на груди и 4 на спине. Такая закономерность соблюдалась не всегда, и множество дешевых доспехов для рядовых изготавливалось со старым, опробованным в пластинчатом доспехе, рисунком – 4 пластины на животе, 2 на груди и 3 на спине. Изредка пластины шли не горизонтально, а вертикально.
Типичный окегава-до – кираса из выпуклых нагрудной и наспинной пластин, которые соединялись матерчатыми петлями на левом боку, а застегивались на правом. Такой доспех назывался нимаи-до. Другой тип кирасы назывался гомаи-до и состоял из передней, задней, левой боковой и двух правых боковых слегка выгнутых пластин, причем две правые пластины при надевании заходили друг на друга. Все части соединялись шнурами и также застегивались справа на костяную или деревянную пуговицу. Особняком стояла кираса рё-такахимо из 2 половин – нагрудной и наспинной, при надевании соединявшихся друг с другом пуговицами на тканевых шнурах (такахимо). Наконец, всегда оставались популярными доспехи харамаки со щелью на спине и хараатэ, состоявшие из одной нагрудной пластины.
Промежуточным вариантом между старыми и новыми доспехами был нуинобэ-до. Он состоял из горизонтальных рядов, образованных большими, в пол-ладони, металлическими пластинами иёдзанэ с фигурным вырезом по верхнему краю, которые соединялись парными перехватами шнура.

http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru

Окегава-до и нуинобэ-до были основным типом доспехов около 1550 г. На их основе возникли другие разновидности, широко распространившиеся во второй половине XVI в. Во-первых, это смешение в одном доспехе различных видов плетения, получившее название дангаи-до – например, набрюшные пластины в стиле кебики-одоси, нагрудные и наспинные – в стиле сугакэ-одоси или наоборот. Во-вторых, это сочетание уже скованных между собой цельнометаллических пластин с декоративными шнурами. Самым распространенным был тип хисинуи-до, где пластины украшали расположенные перпендикулярно или в шахматном порядке Х-образные перехваты матерчатого или кожаного шнура. Были различные варианты этого доспеха, в которых, например, пластины имели волнообразную форму или соединялись металлическими заклепками.

http://www.pixic.ru
[URL=http://www.pixic.ru]user posted image[/URL
http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru

Автор: Эмден Янв 29 2016, 19:49

Развитие окегава-до шло и в другом направлении, к доспеху из цельнокованных листов железа, на возникновение которого во многом повлияло знакомство с европейским доспехом. Обычная кираса из двух гладких выпуклых пластин называлась хотокэ-до ("тело Будды"). Будучи многослойной, она отличалась высокой прочностью и успешно противостояла огнестрельному оружию. Подвидами были нио-до, у которого нагрудник чеканился в виде обнаженного торса, и хатомунэ-до, где передняя пластина была не плоской, а образовывала угол, выступающий вперед. Еще одним очень прочным доспехом был Сэндай-до (по месту производства), состоявший из толстых пятислойных пластин, скрепленных по типу гомаи-до. Самые богатые даймё могли позволить себе португальские или испанские доспехи – Намбан-до, сочетавшиеся обычно с местными деталями. Гораздо чаще встречались местные "штамповки" с европейских оригиналов, носившие то же название.

http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru
http://www.pixic.ru

Оригинальным и весьма эклектичным вариантом была кираса катануги-до, стилизованная под облик буддийского монаха – правую половину составляла пластина в стиле нио-до, а левую плотно переплетенные шнурами горизонтальные пластины от тати-до, причем граница проходила не по середине, а от левого плеча к правому боку, имитируя рясу буддийского монаха.
Обычно до изготавливался из 2-х миллиметровой высоко очищенной стали. Наружная поверхность покрывалась несколькими слоями лака, иногда между сталью и лаком находился слой толстой кожи. Часто при лакировке добивались рельефной поверхности, имитирующей, например, структуру старых доспехов из мелких пластинок санэ. Сочетание различных материалов придавало доспеху дополнительную прочность при сохранении сравнительно небольшого веса (окегава-до с кусадзури весил от 7,7 до 9,5 кг).

http://www.pixic.ru

Будучи основным доспехом в середине XVI в., в конце столетия окегава-до сдает свои позиции под натиском татами-до. Самый простой из всех описанных доспехов, он состоял из толстой матерчатой основы с нашитыми на нее прямоугольными или гексагональными пластинами, иногда дополнительно скрепленными звеньями кольчуги, наподобии отечественного калантаря. Дешевизна и простота в изготовлении сделали его самым массовым доспехом второй половины XVI в. и в какой-то степени униформой асигару – пехотинцев средневековой Японии. В тоже время знатные самураи из аристократических семейств продолжали использовать старые пластинчатые доспехи харамаки, домару и в меньшей степени оо-ёрой, подчеркивая этим древность своего рода.
Все описанные доспехи держались на месте за счет достаточно узкой талии кирасы, а также с помощью широких плечевых ремней ватагами из металла, кожи или ткани, которые перекидывались сзади наперед и пристегивались пуговицей на шнуре к нагрудной пластине. Часто под ватагами прикрепляли округлые "крыльца" из кикко – аналога западноевропейской бригандины, такие же гибкие пластины могли защищать заднюю поверхность шеи и подмышечную область. Характерной особенностью японской бригандины был рисунок в виде шестиугольников с Х-образными перехватами шнура в центре, который и дал ей название (кикко означает "черепаховый панцырь").
К плечевым ремням матерчатыми шнурами пристегивались наплечники содэ. В отличие от старых плоских и широких оо-содэ, новые тосэй-содэ были небольшими и изогнутыми, лучше закрывая плечо. Обычно они состояли из 5-6 цельнометаллических выгнутых пластин. К концу XVI в. содэ часто состояли всего из 2-3 пластин, прикрывавших только плечевой сустав. Между собой пластины соединялись шнурами, причем использовались оба типа плетения – реже сплошное кебики-одоси, чаще попарное сугакэ-одоси. Старые большие содэ иногда надевали вдали от поля битвы, при "парадной форме". Иногда вместо наплечников просто использовали крыльца кохирэ из металла или кикко.
Снизу к кирасе посредством матерчатых или кожаных шнуров крепилась "юбочка" из трапециевидных полос кусадзури. Как и содэ, каждая кусадзури состояла из нескольких горизонтальных слегка выгнутых пластин, подвижно соединенных между собой шнурами. Тип плетения обычно был такой же, как на содэ, но часто не совпадал с плетением на до. Старый рисунок кусадзури, применявшийся в доспехах домару и харамаки (7 штук по 5 рядов), изменился, и теперь их обычно было 6 или 8 по 4-5 горизонтальных пластин каждая. В самом конце XVI в. встречаются отдельные от кирасы кусадзури – в этом случае они привязываются к ней с помощью кожаного пояса.
Кроме кирасы до, полный набор доспехов знатного самурая включал шлем кабуто с защитной маской, два непременных меча (дайсё) и когусоку ("мелкие части доспеха гусоку") – наручи котэ, наголенники сунэатэ и набедренники хаидатэ. Полный комплект доспехов весил от 8,3 до12,5 кг, то есть в среднем в 2-3 раза легче, чем, например, европейский максимилиановский доспех. Воины низшего ранга асигару носили кирасу и шлем, набор остальных элементов широко варьировался.

Автор: Playboy Сен 6 2021, 19:52
Жуть - чувство тоскливо-беспокойного страха.

Этимология
Происходит от русск. жуда́, которое, возм., восходит к и.-е. *ǵheud- и родственно лит. žavìnti «губить», žudýti, žudaũ «умерщвляю», žū́ti «гибнуть», латышск. zùdu, zust «исчезать», zàudêt «терять, пустить прахом», zūdît «губить», англос. gietan «убивать», аgiеtаn «растратить, разорить» (*gautjan), ср.-ирл. gūas, производное gũassacht «опасность». Ввиду различия значений предположение о заимствовании из балт. в русск. сомнительно. Фонетически невозможно сравнение русск. слов с лит. gąstù, gandaũ, gą̃sti «пугаться», išsigą̃sti — то же. Использованы данные словаря М. Фасмера.

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)