Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
WAROFFLINE | Зрада чи Перемога: форум військових експертів > Конфликты прошлого > Конкиста


Автор: Pampa Окт 7 2015, 09:07
Часто встречаю дискуссии о «попаданцах». Дескать, что было бы, попади обычный человек в условия чужой, менее развитой цивилизации, удивил бы всех знаниями или пропал бы. А ведь подобных случаев в истории конкисты полно. Конкиста была жестокой лотереей, 1 из 1000 становился богачом, остальных ждали лишения и скорая смерть. Поэтому спецы, люди с хорошей профессией в основном сидели дома-им и там было неплохо. В Новый Свет ехали обычно молодые люди, без перспектив хорошей работы на родине, не имевшие ценных навыков. Те, кто решил лучше рисковать жизнью, чем горбатиться батраком на поле. Однако в условиях полной дикости вокруг и обычным солдатам случалось поработать руками. Выглядело это примерно так:

Экспедиция Педро де Вальдивия в Чили, 1541г. Основан город Сантьяго, 150 испанцев обьявили себя хозяевами большой страны, у индейцев другая точка зрения. Спешно нужны подкрепления, привлечь их можно только золотом. Вальдивия покоряет несколько племен, заставляет их вождей указать месторождения золота. Начинается разработка, индейцы используются как чернорабочие, испанцы из подручного материала изготавливают приборы и инструменты, разрабатывают шахты, прокладывают штольни, добывают породу, выплавляют золото, как будто горно-металлургический институт заканчивали.

Теперь золото надо доставить в Перу для вербовки солдат. На берегу океана,в Конконе они валят лес, делают доски, куют гвозди, топят смолу, гнут шпангоуты, шьют паруса-и строят корабль океанского класса, будто всю жизнь провели мастерами и инженерами на верфях. (Если кому-то это кажется невероятным, стоит вспомнить, что буквально в то же самое время Франсиско де Орельяна и кучка его спутников умирают с голода в затерянных джунглях Амазонки. И, чтобы спастись, делают вещь покруче: строят подобный корабль прямо там, в джунглях, вообще чуть не голыми руками. А затем плывут на нем через пол-континента. Матросы, штурманы нужны? Не вопрос!).

Все это на фоне обычных мелких стычек с индейцами. Но тут в Перу фракция Альмагро-младшего начинает гражданскую войну, вести долетают до индейцев Чили. Почуяв слабость испанцев, индейцы делают ход конем. Собирают большие силы, внезапно нападают, сжигают уже готовый корабль и убивают 13 испанцев. Вальдивия с большей частью отряда выезжает из города для ответной атаки, в его отсутствие основные силы индейцев штурмуют Сантьяго. 50 испанцев, без всяких укреплений, весь день дерутся на улицах против 10 тыс. индейцев, валят их сотнями. Бой отчаянный, у одного солдата после боя пику пришлось вырезать из ладоней-пальцы не разжимались. Штурм отбит с огромными потерями индейцев, у испанцев 2 убитых, ранены все.

Но главное-город полностью уничтожен. Сожжены все дома, имущество, продукты, и др. Из письма Вальдивии Карлу V: “У нас оставалась лишь одежда, что была на нас, оружие, бывшее в руках, 2 свиньи, хряк, курица, петух и 2 горсти зерна». Вокруг-огромная, враждебная страна с непроходимыми горами и суровым климатом. Ситуэйшн.

До прибытия помощи пройдет 2 года. 2 горсти зерна будут засеяны и дадут урожай, который уже даст семена для нормального сева. Свиньи и куры размножатся и превратятся в солидную ферму. Одежду будут шить из шкур. Животноводы, агрономы нужны? Без проблем! Индейцы будут частично разбиты, частично убеждены сохранять мир. Колония выживет и встретит помощь такой же сильной, как раньше, и с солидным запасом золота.

Но это еще в будущем, а сейчас нужно доставить золото в Перу, позарез нужна помощь: люди, оружие, инструменты и др. Корабль больше строить не рискуют: побережье далеко (около 100км.) от Сантьяго, работы теперь трудно защитить. Надо идти по суше. Выделяют 6 человек, больше послать нельзя, бойцы нужны здесь. Эти шестеро должны пройти с грузом золота 2500 км. через Анды, реки, пустыню Атакама, сквозь враждебные племена, через охваченные гражданской войной территории. Всего и делов. Чтобы уменьшить вес поклажи, принимается решение: везти золото в утилитарном виде. Из золота делают рукоятки их шпаг, стремена и шпоры. 6 оборванных авантюристов едят из золотых мисок и пьют из золотых чаш. Все это изготовлено колонистами-они и кузнецы, и ювелиры. Путь этих солдат в Перу был чистым триллером,занял 8 месяцев, дошли двое.

В самом Перу тем временем тоже не скучно, идет война. Диего де Альмагро-младший борется за власть, создает свою армию. К нему присоединяется капитан Педро де Кандия (один из «Славных 13»), грек-артиллерист. Артиллеристы тогда умели не только стрелять. Он со своими земляками плавит все металлическое, что есть вокруг, и выплавляет 17 отличных орудий, в т.ч. 8 тяжелых («сделали бы честь крепости Бургоса»). Аркебузы-и говорить нечего, в гражданских войнах Перу их все стороны клепали сотнями. В окрестностях Куско есть месторождения селитры, альмагристы налаживают ее добычу и производство пороха. Что, химики требуются? Легко!

Железо, сталь-головная боль всех конкистадоров. Золота/серебра кругом дофига, железа днем с огнем не найдешь. Повстанцы экспериментируют со сплавами, используют сплав серебра и меди, очень прочный и ковкий. Из этого они изготавливают шлемы и доспехи в массовом порядке. В результате к битве при Чупас (Педро де Кандия там трагически погибнет) альмагристы приходят хорошо вооруженные, с солидным арт.парком, большим запасом боеприпасов, и поголовно одоспешенные. Большинство кавалерии носило полный доспех-вещь в Новом Свете редкая! Участник: «Мы были поражены видом повстанцев, их прекрасным снаряжением и сверкающими доспехами-в Милане не смогли бы сделать лучших!»
Так что попаданцы разные бывают-у некоторых совсем неплохо получалось.

З.Ы. Опять отсюда http://satchel17.livejournal.com/ rolleyes.gif

Автор: Juan Carlos Окт 7 2015, 14:28
А это реальная история?
Просто рассказ об изготовлении 17 пушек кажется не совсем реалистичным.
Изготовление пушек - хай тек и верх военных технологий того времени. В полевых условиях попробуй изготовь. Секреты сплавов держались в тайне, цеха оружейников - крайне закрытые организации, артиллеристы не были мастерами-оружейниками. А если уж были, то вряд ли шли на фронт - с таким ремеслом и в тылу можно зарабатывать дохерища.
А тут один грек в жопе мира сделал целую батарею.

Автор: Эмден Окт 7 2015, 14:48
east-west
Португальцы и испанцы ценили японцев гораздо выше, чем прочих азиатов. Воинственность, презрение к смерти, забота о чести - достойные качества, с точки зрения идальго. Правда, у этих добродетелей была и обратная сторона. «Японцы высокого мнения о себе, поскольку думают, что никто не может сравниться с ними в храбрости и владении оружием, и они смотрят свысока на всех чужеземцев. ...Они очень вежливы друг с другом, но презирают всех остальных.» («Письма» Ф.Хавьера).
Горячих южан впечатлял и самоконтроль самураев, их невозмутимость перед боем. «Они сдержанны в эмоциях и никогда их не показывают...Даже если двое - смертельные враги, они улыбаются друг другу и соблюдают все правила вежливости. И, улучив момент, выхватывают свои тяжелые мечи, острые как бритва, и убивают врага с первого-второго удара.» (Алессандро Валиньяно, «Жизнь святого Франсиско Хавьера»).

Капитан Андре Пессоа, приведший в Нагасаки нао «Мадре де Деуш», знал это все по личному опыту. В 1606 он командовал бастионом во время обороны Малакки, где японские наемники были главной ударной силой португальцев во всех вылазках. А в 1608 увидел и обратную сторону. «Мадре де Деуш» тогда находился на стоянке в Макао, и Пессоа (как капитан «Черного корабля»), был высшим должностным лицом в городе.

Экипаж стоявшего в порту японского судна устроил бесчинства и драки, португальский судья был ранен, несколько его людей убито. Начались вооруженные столкновения. Пессоа пришлось штурмом брать дома, где засели японские матросы. Около 30 из них погибло в ходе боев, а одного он повесил. Неосторожный шаг - владельцем их корабля был дайме Арима Харунобу. Когда в июле 1609 нао наконец прибыл в Нагасаки, Арима уже ждал его с нетерпением.

Несколько месяцев Пессоа пытался погасить конфликт, уверяя в законности своих действий. Его груз (в основном китайский шелк) был важен для сегуна. Т.е. была надежда, что жадность перевесит, однако в начале января 1610г. сегун все же дал Ариме разрешение на силовую акцию. Как назло, стоял штиль и выйти из гавани нао не мог, но сдаваться Пессоа не собирался.

«Мадре де Деуш» был огромным, неповоротливым грузовым судном, и на 900т. - всего 14 пушек. Все же японцы понимали, что в светлое время шансов у них нет, перетопят. Три ночи подряд самураи атаковали корабль на десятках лодок, набитых мушкетерами и лучниками. Португальцы подпускали их поближе и расстреливали бортовыми залпами, сопровождая пушечный огонь издевательской игрой на флейтах. Провалилась и атака брандеров, и попытка ныряльщиков перерезать якорный канат.

Наконец, вечером 6 января японцы предприняли последнюю попытку. Десант значительно усилили (до 2-3 тыс. человек). Кроме лодок со стрелками, появился хай-тек - деревянная плавучая башня с мушкетерами, установленная на 2 связанных джонках. Чтобы избежать огня бортовых орудий, джонки с башней зашли со стороны кормы, где у португальцев была лишь одна пушка (вторую перетащили на нос, защищать якорный канат). Под прикрытием огня из башни некоторые лодки смогли подойти к нао и начать абордаж.
Первых высадившихся японцев перерезали. По словам испанского купца Б. де Авила Хирона, Пессоа лично зарубил двоих. Но затем вспыхнул порох на палубе (возможно, от ручной гранаты, выпавшей из рук португальского матроса). Тушить некому - людей мало, большая часть команды не успела вернуться на борт до начала боев. Судно охватил пожар. Увидев, что все пропало, Пессоа запалил пороховой погреб. Взрыв отправил на дно и судно, и защитников с нападавшими, и, самое обидное, груз шелка и серебра на огромную сумму.

Поступок вполне в самурайском духе. Память о нем жила в Нагасаки долго, со временем обрастая фантастическими деталями. Э.Кемпфер в «Истории Японии» дает описание боя со слов местных (сам он был в Нагасаки в 1690). «Мадре де Деуш» к тому времени превратился у них в «испанский трехпалубный корабль». Испанцы, сражаясь, отступают вниз, каждый раз взрывая очередную палубу у себя над головой. И так 3 раза подряд, пока не доходят до трюма, где геройски погибают, уложив 3000 врагов. Похоже, «смотреть свысока на всех чужеземцев» Пессоа самураев отучил.

Трагедия «Мадре де Деуш» повторилась 200 лет спустя - как и положено, в виде фарса. Страна давно уже была закрыта для европейцев (кроме голландцев) под страхом смерти. Но в 1808 английский фрегат «Фаэтон» нахально зашел в Нагасаки, захватил заложников и, угрожая сжечь все суда в бухте, потребовал предоставить воду, дрова и провизию.

Конечно, «Фаэтон» превосходил силы гарнизона и по огневой мощи (38 пушек плюс 10 карронад), и по числу бойцов. Но, вдобавок, дневник Токуйемона (помощника губернатора Нагасаки) рисует печальную картину всеобщей паники и трусости. Офицеры, на глазах которых англичане взяли заложников, смогли лишь доложить губернатору: «..внезапно 15 человек с обнаженными саблями и пистолетами вскочили со дна шлюпки, схватили их и увезли в мгновение ока. Они были как свирепые тигры. Они двигались так ловко, и выглядели так грозно, что приблизиться к ним было нельзя.» Примерно так когда-то описывали европейцы прежних самураев. «Но мы, тем не менее, преследовали их и хотели было уничтожить, но подумали, что это может вызвать осложнения. Поэтому решили лучше вернуться и обо всем доложить.»

О самурайской невозмутимости тоже не было и речи. Одни беспорядочно бросались с копьями к берегу, чтобы остановить воображаемый десант, другие массово «заболевали». «Все говорили, что высадились русские, и многие готовились бежать из города. Люди в панике метались по улицам, стоял крик и шум, распространялись самые нелепые слухи.»

Губернатор Мацудайра Ясухира, правда, угрожал сжечь фрегат, «как мы сожгли здесь испанский корабль 90 лет назад» (память о Пессоа, пусть искаженная, все еще сохранилась). Но подчиненные саботировали его приказы. И немудрено - приказы состояли в том, чтобы атаковать фрегат в 48 орудий посредством лодок, «в каждой из которых будет 10 копий, 5 луков и 6 фитильных мушкетов». В результате японцы, так ни на что и не решившись, выполнили все требования англичан и дали им спокойно уйти.

Кто-то скажет, что к 19в. воины Ямато измельчали. Но Мацудайра, например, после ухода «Фаэтона» поступил традиционно: «я увидел, что он, сидя на ковре, сделал длинный разрез на животе ниже пупка, а затем вонзил кинжал себе в горло по рукоять.» Самурайский дух был вполне жив, только он не очень помогал против пушек - а умирать и «южные варвары», если надо, умели не хуже.

Автор: Pampa Окт 7 2015, 14:49
Так пушки из дерева и из кожи животных даже можно делать и делали. Только само собой они выдерживали 1 выстрел.

Автор: Pampa Окт 7 2015, 14:54
К тому времени японцы уже те же самые 200 лет не воевали.

Автор: Эмден Окт 7 2015, 15:01
в Гранаде традиционно отмечается "День взятия" (Dia de la Toma). 2 января 1492г. султан Боабдил отдал ключи от города "католическим монархам" Фернандо и Изабелле, а те их передали графу Иньиго де Тендилья, ставшему первым капитан-генералом Гранады.
После чего Тендилья с отрядом вошел в Альгамбру, где водрузил на башне крест и королевское знамя. Реконкиста закончилась.

Гранадская кампания занимает особое место в истории Испании. "Война за Родину и веру", "рождение нации" и т.д. Это все, конечно так. Шли не только сражения с мусульманами, шло создание новой идентичности, обьединявшей кастильцев и арагонцев. Но стоит отметить, что эти 2 процесса порой не сильно помогали друг другу, и тот же граф Тендилья испытал это на себе.

В 1483-1484 он возглавлял гарнизон г.Аляма (Alhama). Должность ответственная и опасная: Аляма расположена в самом сердце вражеской территории (всего 50 км. от Гранады), почти в изоляции от своих. Снабжать город было нелегко, но и оставить жалко - прекрасная база для рейдовой войны.
Прибыв в Аляму, Тендилья застал гарнизон не в лучшем состоянии - вдали от начальства солдаты распустились. Начинать пришлось с дисциплины.

"Вступив в должность, он упорно прививал солдатам добрые обычаи, и обучал их рыцарскому ремеслу. Искоренял игры, что обнаружил, и прочие пороки, что вредят армии. Обьяснил им, как часто справедливую цель войны губит плохое поведение ее участников. ...И установил такие порядки, что они забыли все игры и излишества, и не тратили зря время, а занимались только войной. Постоянно получая сведения о передвижениях мавров, он не давал врагу покоя. Делал вылазки, штурмовал многие башни и укрепленные дома вокруг Гранады, разрушал их, захватывал пленных и скот. И с таким старанием воевал, что гранадцы не осмеливались и на лигу отойти от города для сева и полевых работ..." (Фернандо дель Пульгар, "История католических монархов").

А пока Тендилья геройствовал, в Испании вовсю укреплялось народное единство, в т.ч. с помощью инквизиции. Результат был смешанный. Хронист Альфонсо де Паленсия в "Гранадской войне" писал o 1484: "Создание инквизиции, этого незаменимого средства для борьбы с ересью, также увеличило нужду. Конечно, это пустяк по сравнению с вечным блаженством, ибо истинное богатство - во владении католической истиной. Поэтому король и королева мирились с любым неудобством, чтобы очистить Андалусию от тайных евреев. ... Не считая многочисленных беглецов и заключенных в тюрьму, в течение 3 лет около 500 человек было сожжено в Севилье. "Конверсос" (крещеные евреи) искали спасения в бегстве, и унесли с собой все богатства, что смогли, а часть спрятали. В Андалусии не осталось ни золота, ни серебра".

В итоге борьба за духовные скрепы отразилась на Аляме. "И, поскольку королевских рент не хватало, чтобы платить солдатам, пришлось прибегнуть к налогам, в основном из-за невозможности поддерживать гарнизон Алямы, если не отправлять туда обоз под сильным конвоем 2-3 раза в год. Все это с терпением переносил преданный народ. Но жители Толедо, боясь, что их город постигнет бедность, если там тоже начнут расследовать обычаи "конверсос", чье гнусное поведение причиняло столь ужасный вред, убедили королеву отложить расследование."

Несмотря на усилия короны, гарнизон Алямы все же остался без жалованья. Т.е. с реальной перспективой массового дезертирства или мятежа - и это во вражеском тылу, где и так город удерживали чудом. Чтобы предотвратить катастрофу, у Тендильи не было денег, зато был заработанный в боях авторитет.

Пульгар: "Граф велел сделать из бумаги деньги большой и малой стоимости, в достаточном для оплаты количестве. На каждом таком куске бумаги он написал своей рукой его стоимость, и этим заплатил жалованье солдатам. И приказал, чтобы все в городе принимали эти деньги, и чтобы никто не отказывался. Он твердо пообещал, что, когда они выберутся отсюда, каждый сможет вернуть ему эти бумаги, и он их обменяет на золото или серебро. И все, зная его честность, доверяли его слову, и приняли жалованье кусками бумаги, и покупали на них еду и все необходимое. Позже, когда граф сдавал свою должность, он заплатил золотом и серебром всем, кто предьявлял ему бумажные деньги, по стоимости, написанной его рукой."

Некоторые излишне эмоциональные авторы (напр. Вашингтон Ирвинг в "Chronicle of the conquest of Granada") называют Тендилью создателем первых бумажных денег. Это, конечно, перебор. Но все равно за графа стоит выпить, и не только из-за знамени над Альгамброй. Мотивировать и обьединять людей для борьбы можно по-разному. Можно, например, жечь на кострах кого попало, дело нехитрое. А можно стать таким командиром, что твое слово будут принимать по золотому номиналу.

Автор: Эмден Окт 7 2015, 15:02
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 14:54)
К тому времени японцы уже те же самые 200 лет не воевали.

по мелочи воевали,точнее междуусобствовали. cool.gif

Автор: Juan Carlos Окт 7 2015, 15:08
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 14:49)
Так пушки из дерева и из кожи животных даже можно делать и делали. Только само собой они выдерживали 1 выстрел.

это да, но там говориться, что 17 отличных пушек из чего-то металлического
явный звездёж, не верю вообще.

Автор: Pampa Окт 7 2015, 15:13
Цитата (Эмден @ Окт 7 2015, 15:02)
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 14:54)
К тому времени японцы уже те же самые 200 лет не воевали.

по мелочи воевали,точнее междуусобствовали. cool.gif

С 1600 какого то Токугавы захапали сёгунат ах до 1800 какого то. Никаких междуусобиц. В это спокойное время они и начали усиленно придумывать сказки про благородных самураевверных долгу и другие бусидо.

Автор: Pampa Окт 7 2015, 15:14
Цитата (Juan Carlos @ Окт 7 2015, 15:08)
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 14:49)
Так пушки из дерева и из кожи животных даже можно делать и делали. Только само собой они выдерживали 1 выстрел.

это да, но там говориться, что 17 отличных пушек из чего-то металлического
явный звездёж, не верю вообще.

В пушке главное не металл, а порох. Во Франции например, все сортиры состояли на учете и специальные сортирные команды ходили и собирали селитру. И постоянно нехватало.

Автор: Pampa Окт 7 2015, 15:29
Эрнан Кортес женился при довольно необычных обстоятельствах.

Он участвовал в завоевании Кубы в 1511г, быстро выдвинулся в рядах колониальной администрации, стал мэром Сантьяго, личным секретарем и правой рукой губернатора Кубы Диего Веласкеса де Куэйар, который очень его ценил. Однако отношения с Веласкесом испортились в 1514г. Кортес оказался связан с группой колонистов-энкомендерос (плантаторов), недовольных политикой губернатора. Заговором это назвать сложно, их планы не шли далее подачи жалобы представителю короля о злоупотреблениях Веласкеса. С Веласкесом, однако, шутки были плохи. Он арестовал участников, включая Кортеса, и обвинил их в заговоре и измене. Кортесу угрожала смертная казнь. Многие приписывают ему романтический побег из тюрьмы, погоню и новый арест, но я не уверен в подлинности этого.
Как бы то ни было, он не только вышел на свободу, но и упрочил свое положение. Сделал он это, согласившись на брак с Каталиной Суарез Маркаида, сестрой жены Веласкеса. Можно себе представить, какой была дама, за женитьбу на которой Веласкес простил ему все. В результате этого брака Кортес стал настолько влиятелен на Кубе, что смог впоследствии организовать поход в Мексику. Этому не мешало то, что он, следуя обычной практике колонистов, имел на Кубе официальную любовницу, Леонор Писарро (от которой имел 2 детей).

После завоевания Мексики он в середине 1522 отправил на Кубу корабль, поручив капитану, помимо прочего, забрать там его любовницу Леонор и привезти к нему. О жене он ничего не сказал, тем более что Диего Веласкес был теперь его злейшим врагом и иметь рядом его родственницу было бы глупо.
Тем не менее донья Каталина, узнав о таком хамстве, самовольно приперлась на корабль и потребовала отвезти ее к мужу, губернатору Новой Испании, вместе с любовницей. Капитан вынужден был согласиться, но запросил у Кортеса инструкций. Кортес распорядился не высаживать жену в порту Вера-Круз, как всех, а отвести подальше и высадить чуть ли не в сельве-пусть добирается как знает. Надеялся, конечно, что по дороге она загнется от болезней, заблудится в горах или попадет под стрелу индейцев.

Не тут-то было! Каталина была баба настырная и сумела как-то добраться до Теночтитлана, где ее муж вершил судьбами бывшей империи ацтеков. Тут, помимо не слишком теплого приема, ее ожидал неприятный сюрприз. Она понимала, конечно, что за бабки мужа ей придется бороться с его любовницей. Однако оказалось, что, помимо этого, во дворце живет еще целый гарем из множества индейских принцесс, подаренных Кортесу вождями различных племен в знак дружбы. И отказываться от них он не намерен-тем более, что это испортило бы отношения с союзными племенами. А главное, мозолила глаза еще одна официальная любовница Кортеса-знаменитая индианка Марина («Ла Малинче»), к которой он был действительно привязан-она была с ним рядом почти с первых дней на континенте, делила все опасности и сыграла большую роль в завоевании Мексики как единственный переводчик Кортеса на науатль. Мало того, она именно тогда (в 1522) родила ему сына.

Тем не менее донья Каталина, сжав зубы, начала упорную борьбу за свое законное положение и бабки. Она набрала себе двор, стала устраивать пышные приемы, носить роскошные наряды и вообще вести себя, как и положено (по ее представлениям) вести себя жене самого могущественного человека в стране. Само собой, все это делалось на деньги мужа, заработанные большой кровью-своей и чужой. И не забывала напоминать ему, что ей положена законная доля.

Кортес терпеливо переносил это около 2 месяцев, он ждать умел. А затем в ночь на 1 ноября 1522г. он среди ночи созвал слуг, обьявив, что жена внезапно скончалась в собственной спальне. По словам ее камеристки на допросе, «она лежала на своей кровати, одежда была в беспорядке,имела почерневшие губы, вылезшие из орбит глаза и вообще типичный вид удавленной. На лбу была кровь. Рядом лежали четки на шнурке, которыми, видимо, ее и удавили».

Само собой, расследование ни к чему не привело-обвинять Кортеса было бы самоубийством.
Так что жили все,включая Кортеса, еще долго и счастливо, он настрогал еще штук 9 детей от разных женщин, включая вторую жену Хуану де Зуньига, на которой женился 7 лет спустя, в 1529. Жизнь и «загадочная смерть» Каталины Суарез (Хуарез) упоминается в его биографиях одним абзацем. И правильно, ибо нефиг. Понимать надо, с кем имеешь дело.

З.Ы. Опять отсюда http://satchel17.livejournal.com/

Автор: Эмден Окт 7 2015, 15:46
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 15:13)

С 1600 какого то Токугавы захапали сёгунат ах до 1800 какого то. Никаких междуусобиц. В это спокойное время они и начали усиленно придумывать сказки про благородных самураевверных долгу и другие бусидо.

крупных усобиц не было,а мелких полно было.плюс самураи меж собой дуэлировали. cool.gif

Автор: Эмден Окт 7 2015, 15:52
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 15:14)
В пушке главное не металл, а порох. Во Франции например, все сортиры состояли на учете и специальные сортирные команды ходили и собирали селитру. И постоянно нехватало.


а в южной Америке было полно гуано,из которого добывали селитру,
все тихоокеанское побережье сплошные залежи,
в 19 веке даже война была за контроль над залежами гуано.cool.gif

Автор: Pampa Окт 7 2015, 16:02
При Токугавах и мелких было мало. Ордунг был.


И как из гуано добыть селитру?

Автор: Эмден Окт 7 2015, 16:30
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 16:02)

И как из гуано добыть селитру?

ну я откуда знаю? я в химии не копенгаген,знаю что до конца 19 века порох производили из перуанского гуано,
там миллионы тонн добывали столько его скопилось за десятки миллионов лет,птички понасрали cool.gif

Автор: Pampa Окт 7 2015, 16:39
Но мне кажется что не испанцы времен конкисты этим занимались.

Автор: Эмден Окт 7 2015, 16:42
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 16:39)
Но мне кажется что не испанцы времен конкисты этим занимались.

если у тебя есть целые залежи сырья почему нет?
сам писал в Европе собирали говно из сортиров,а тут миллионы тонн под ногами. cool.gif

Автор: Pampa Окт 7 2015, 16:50
Там свежее, а тут окаменевшее. rolleyes.gif

Автор: Эмден Окт 7 2015, 16:59
Цитата (Pampa @ Окт 7 2015, 16:50)
Там свежее, а тут окаменевшее. rolleyes.gif

окаменевшее не воняет biggrin.gif

Автор: Эмден Окт 7 2015, 18:46
экстремальная кулинария
Бразильские туземцы с самого начала производили на европейцев сильное впечатление. Кто-то ужасался их дикости и кровожадности, а кто-то был в восторге от "благородного дикаря в гармонии с природой". На этом фоне «Путешествие в Бразилию» Жана де Лери (1578) выглядит спокойным и взвешенным. Книга издана через 20 лет после его возвращения во Францию в 1558, а за эти годы священник-гугенот Лери навидался всякого. Посреди религиозных войн не очень получалось возмущаться индейскими зверствами - вокруг своих хватало. Тупинамба у него имеют много достоинств, их примитивный образ жизни Лери не смущал. Каннибализм безоговорочно осуждает, хотя тоже без особых эмоций.

Такой подход обьясняется личностью автора. В Новом Свете ему ко многому пришлось привыкать, в т.ч. по части еды. По дороге в Бразилию это были гнилые морские сухари и вода пополам с червями. На суше почти год питался в основном жидкой кашей из маниоковой муки, а изредка - мясом ящериц. Копченые руки и ноги, лежавшие на грилях-буканах в индейских деревнях, тоже заставляли задуматься о границах сьедобного (особенно, когда радушные хозяева пытались его угостить).

Самой трудной проверкой, однако, стала дорога домой. Из-за плохой погоды и невежества штурмана они шли через Атлантику почти 5 месяцев, провизия и вода кончились, половина команды умерла от голода и его последствий. Для питья собирали дождевую воду в воронку из паруса с ядром в центре. С едой было хуже. Сначала сьели попугаев и обезьян, затем крыс, свечи, кожаные воротники и башмаки.

Французы не были бы французами, если бы не пробовали разные рецепты даже для подметки. Мышей варили в морской воде, крысиные лапки поджаривали на углях. Кожа тоже бывала разная. «Испробовав разные предметы, скажу, что, будь я в осаде и имей кожаные воротники и замшевую одежду, в которых есть сок и влага, я бы никогда не сдался от голода.»
Когда вкусные воротники кончились, пришлось есть индейские щиты из сушеной шкуры тапира, которые можно было разрубить только алебардой. «Некоторые разрезали их на куски и варили, но этот рецепт оказался неудачным. Другие клали их на угли. И, когда они поджарятся, соскабливали верхний слой ножом. Вкус был, как у жареного бекона.»

От голода у людей начались вспышки ярости, приходили и мысли о людоедстве - Бразилию все помнили хорошо. «Мы украдкой поглядывали друг на друга, лелея греховные мысли об этом варварском деле.» К счастью, вовремя показался французский берег. Увидев землю, «мастер сказал вслух, что, продлись дорога на день дольше, он решил не бросать жребий, как обычно делают, а просто убить одного из нас на пищу остальным.»

Чудом оставшись в живых, Лери взамен получил бесценный опыт. Это пригодилось, когда в 1573 он стал одним из видных деятелей г.Сансер во время католической осады. Несмотря на 500 умерших от голода жителей, Лери посчитал эту полугодовую блокаду меньшим испытанием, чем дорога из Бразилии. У осажденных была вода, вино и специи, возможность собирать траву и корни.

Кулинару тут было где развернуться. Сначала сьели лошадей и ослов. «Все нашли ослятину вкуснее не вареной, а жареной или в виде паштета. Ослиная печенка, жареная с гвоздикой, ничем не хуже телячьей.» (Лери, «Памятная история осады Сансера», 1574). Затем настала очередь собак и кошек.
После «...началась охота на крыс и мышей, голод заставлял проявлять безграничную изобретательность в устройстве мышеловок. Бедные дети часто жарили крыс на углях целиком, со шкурой и потрохами. Никто не считал жареных крыс особенно вкусными, но есть можно. Хотя они лучше тушеные». Когда мясо кончилось, в ход пошли кожа и обрезки шкур, «...из которых готовили рагу, паштет в горшочке или винегрет»

Лери смог даже попробовать что-то новое - в Сансере, в отличие от корабля, были книги. "Ели не только чистый пергамент, но также письма, документы, книги печатные и рукописные, не видя трудности в том, что книгам могло быть 100-120 лет. Их сначала вымачивали час или два, часто меняя воду, затем скребли ножом. Затем варили полчаса-час, делая мягкими. Потом рвали и тянули пальцами, получая клейкую массу. Из нее делали фрикасе, как из потрохов, или готовили с травами и специями на манер супа-рагу (hochepot). Я видел, как едят лежащие на тарелке кусочки, на которых еще можно было разобрать буквы." Грань между сьедобными и несьедобными вещами почти исчезла.

Но попытки каннибализма давили беспощадно, иначе всем конец. Когда такой случай был обнаружен в семье одного из горожан (подробности лучше опущу), всю семью из 3 человек казнили. «Если кто-то сочтет наказание слишком суровым, оцените, как опасно было в нашей ситуации поступить иначе. Могут сказать, что человек все равно был мертв, и это допустимо в такой крайней нужде. Я отвечу, что, оставь мы это безнаказанным, следовало бояться (чему было много признаков), что солдаты и горожане примутся есть трупы умерших или убитых. А затем будут убивать других, чтобы сьесть. Те, кто не бывал в такой крайности, не могут понять то, что видели мы.»

С учетом биографии автора, лучше понимаешь его отношение к индейцам. Лери был человек без предрассудков, мог адаптироваться ко всему. Но знал, что есть предел, который переходить нельзя.

Автор: Эмден Окт 8 2015, 17:42
о друзьях-товарищах
Джон Клеланд в книге «Воспитание молодого дворянина» (1607), советуя молодежи путешествовать для изучения военного дела, говорил: «...поезжай во Фландрию, где представься эрцгерцогу и посмотри на его армию. Познакомься с испанскими капитанами, у них можно многому поучиться. Там ты научишься быть совершенным в военной дисциплине, там примером и поощрением в тебе пробудят отвагу.» Такой совет от англичанина, после едва завершившейся многолетней войны с Испанией, дорого стоит. Вернее, стоил бы, если бы это не было общим местом.

Множество авторов (и друзей, и врагов) писали о дисциплине и спаянности испанской пехоты, проявлявшихся и в боях, и в перенесении труднейших условий службы. Откуда же брались эти качества, задолго до появления в армиях систематической муштры? И дисциплина была не только в присутствии офицеров, но даже и во время мятежей - когда терции не признавали ни офицеров, ни генералов, ни Папу римского.

Франсуа де Ла Ну провел в плену у испанцев 5 лет и имел возможность присмотреться. Опытный военачальник времени не терял и старался понять, в чем сила противника, где секрет испанской стойкости и боевого духа. В написанных в плену «Политических и военных речах» (1587) он посвящает этому целую главу «Об использовании камарад, которые очень поощряются в испанской пехоте.»

Камарада - по-испански «товарищ». Это слово перешло во многие европейские языки, после приобрело и политический смысл. А буквально это «соседи по комнате» (от camara -"комната"). Из-за маленького жалованья и постоянных его задержек солдаты часто испытывали нужду и голод. И жившие в одной комнате образовывали коммуну: вскладчину покупали продукты на общий котел, защищали друг друга в боях и трактирных драках. Если была возможность, даже одевались похоже. Другой важной функцией этих коммун была забота о воле погибших: солдаты в завещании указывали членов своих камарад как душеприказчиков.

Франсуа де Ла Ну (даже в сокращении цитата длинная, но того стоит):

"Камарада - это человек десять солдат, один из которых выбран старшим. Это делается в подражание римлянам, и главная причина - когда солдаты делят общий стол и очаг, у них возникают доверие и дружба. Подумайте, что эти пехотинцы находятся вдали от своей страны, борясь с большими лишениями. И к кому обратиться в трудную минуту за помощью, если не к верному другу.

В испанской пехоте 2 вида камарад. Первый тот, что имеют офицеры с приближенными солдатами, которых они кормят полностью за свой счет. У капитанов это 5-6 человек, у лейтенантов 3-4. Большинство этих солдат- дворяне, которые, согласно их традициям, ищут славы в армии. Они оказывают услуги офицеру в соответствии со своим достоинством - носят его кирасу, аркебузу и т.д. Сержанты, которые у испанцев намного важнее, чем у нас, тоже имеют камараду из 2 храбрых солдат. Эти солдаты дают сержанту треть своего жалованья, чтобы помочь с расходами на еду. Но дело не только в еде, их связывает уважение и дружба.

Второй вид тот, что бывает между солдатами. Они могут быть и маленькие, из 2-6 человек. Всех их отличают братские отношения. Это очень ценно для военных, которые привычны искать скорее ссору, чем согласие. Из тысяч таких дружб, которые имеют солдаты со своими офицерами и товарищами, и рождается та особенность, о которой говорю. Думаю, немалая сила у роты, состоящей из десятка содружеств, где одни прикрывают других. И если бой проигран, они умирают вместе.

Складываться и делить общие расходы требует честности - если какой-то транжира потратит общие деньги, хорошего мало. Камарада обычно собирается каждую неделю, чтобы оценить вклад каждого: кто больше сделал, кто больше старался, ибо они так любят похвалу в малых делах, как и в больших.
Редко у них бывает нужда, ибо всегда кто-то из них не мытьем, так катаньем что-то добудет, и щедро делится этим с другими. Одно из главных преимуществ этих компаний проявляется, когда кто-то болен, поскольку забота других его поддерживает: они помогают друг другу всем, чем могут, как если бы были братьями.

Я думаю, одиночество портит солдат, поскольку солдаты - как обезьяны, которые, если на них не смотрят, вечно затевают какую-то пакость. Если кто-то из этих испанцев чего-то не умеет, другие его учат со старанием.

Нам стоит перенять эти обычаи, где много полезного. И одно из достоинств, что это позволяет избегать кровавых ссор, которыми так заражены наши полки. У испанцев, наоборот, это редкость и всеми осуждается. Командир храброй терции Педро де Пас подтвердил, что за 18 месяцев такого не случилось ни разу. Это происходит не от недостатка храбрости, а от сдержанности и понимания, что их шпаги нужно использовать против врага, а не против друг друга."

Мартин де Эгилус (1595) считал, что камарады особо ценны в полевых условиях: "...один добывает еду, другой солому, третий ветви для шалаша, четвертый строит шалаш. Каждый делает, что может, а затем все едят вместе."
Впоследствии и правительство озаботилось этим, издав в 1611 и 1632гг. указы о поощрении камарад, "которые больше всего сохранили испанскую нацию."

Камарады пришли и в Новый Свет, где испанские отряды были небольшими по численности. Поэтому там спаянность была особо важна - и в открытом сражении против огромных масс противника, и в повседневных рейдах в горах и сельве. Б. де Варгас Мачука (1599) пишет о передвижении в зоне партизанских действий: "при движении пешком по труднопроходимой местности отряд делится на 3 части: авангард, баталия и арьегард. В каждой части солдаты идут парами, аркебузир сo щитоносцем (rodelero), который должен знать своего стрелка. И чтобы это всегда соблюдалось, хорошо делить камарады между этими видами оружия- один стрелок, другой щитоносец".

Дух товарищества и взаимопомощи скрашивал даже такие эпизоды, где в остальном приятного мало. В 1576г. гарнизон Санчо д'Авила зажали в цитадели Антверпена. Осаждавшие окружили цитадель сильными укреплениями, откуда вели бомбардировку. Ситуация паршивая: вся Фландрия полыхает, помощи ждать неоткуда, а у противника 20-24 тыс. человек (против 400 гарнизона). Правда, недалеко, в г.Альст, находилось около 1600 испанских солдат, в основном из сводной терции Вальдеса. Но они уже 4 месяца бунтовали и отказывались от любых посулов командования, требуя сначала полной выплаты задолженности. Надежды на них немного.

Канонада в Антверпене, однако, заставила мятежников на время забыть свои обиды. Ночью они выступили из Альста, проделали 30-км марш и вышли к Шельде. Транспорта не было, но часть авангарда вплавь пересекла реку (это в ноябре) и захватила лодки. По дороге встретили еще один небольшой отряд, шедший на выручку д'Авиле, к 8 утра прошли через осадные линии и соединились с гарнизоном цитадели. А затем, без еды и отдыха, все вместе пошли в лоб на осадные укрепления и выбили из города превосходящие в 6 раз силы противника, проявив лучшие качества испанского солдата.

И тут же проявили худшие: что после этого сделали с Антверпеном, всем известно. Ну, да боевое братство дело такое - люди честно делят и добро, и зло.

Автор: Эмден Окт 8 2015, 20:14
Ход слоном
Кони, конечно, очень помогли испанцам в завоевании Нового Света. Со временем индейцы привыкли и сами сели на коней, но вначале у испанцев был приличный козырь: противник часто не понимал, что это за зверь такой и как с ним бороться.
Но Бог не фраер - он правду видит! Попав в конце 16в. в Азию, испанцы сами оказались в подобном положении, столкнувшись с боевыми слонами - животными куда более сильными и универсальными.

Зачем туда пришли испанцы, обьяснить непросто. Дальше расширять империю не было смысла, уже не справлялись и с тем, что имели. В 1586 Филипп II писал Папе : «У меня нет причин желать новых земель. Бог дал мне их столько, что мне довольно.» Время конкистадоров прошло.

Но на Филиппинах сохранился заповедник людей, опоздавших родиться лет на 70. Эта колония сама держалась на волоске - от своих далеко, сообщение плохое, финансы плачевные. Бунты, пиратство, набеги мусульман с юга, угрожают Китай и Япония, подбираются голландцы. В Совете Индий многие предлагали вообще уйти с архипелага. А колонисты (которых в Маниле было порой не больше 500) тем временем строили безумные планы завоевать то Китай, то Японию, то всех мусульман Азии. И характеры тут появлялись своеобразные.

Блас Руис де Эрнан Гонсалес в свои 25 лет успел побывать в плену в Тямпе (Вьетнам), сбежать оттуда в Камбоджу, повоевать в армии Камбоджи против сиамцев. Снова попав в плен, летом 1594 он был отправлен на судне под конвоем в Сиам.
После чего, по свидетельству А.Морги:"в Манилу прибыла большая джонка, где были испанец Блас Руис и 2 португальца. Сиамцы отправили их вместе с другими камбоджийскими рабами и ценной добычей, с охраной и китайским экипажем. В море эти трое, с помощью китайцев, перебили сиамских солдат и захватили судно. Затем у них начались раздоры с китайцами из-за дележа добычи. Они перебили большинство китайцев и привели судно в Манилу, где поделили добычу между собой."

Теперь Руис имел деньги для следующего раунда - Камбоджа как раз переживала смуту. Руис и португалец Диого Велозу навербовали на Филиппинах отряд (130 испанцев, несколько десятков японцев и туземцев). В марте 1596г. они прибыли в Пномпень, надеясь поучаствовать в разборках на стороне короля. Но в Камбодже тем временем сменилась власть. Новый король Анакапаран (Рама Прей) таким союзникам был не слишком рад, китайская община города- еще меньше.

Вскоре бытовые конфликты с китайцами привели к настоящему сражению. Китайцы атаковали, «вооруженные катанами, которые как тесаки, и лангинатами, которые как большие ножи на древке. Но наши пули доставали дальше, и многие из них упали, остальные побежали.» (Д.Адуарте). Испанцы добили часть бегущих, прогнали остальных и захватили их суда. Не лучшее начало сотрудничества.
Руис с Велозу, взяв 40-60 чел.(остальные охраняли корабли) отправились к королю с извинениями, надеясь замять инцидент. На лодках они прибыли к городу Систор (Срей Сантор), где находился дворец. Остановившись в километре от города, стали ждать аудиенции.

Отболтаться не вышло. Анакапаран их не принял, передав через посредника приказ вернуть китайские суда. Их лодки отобрали, оставив лишь посыльный баркас. Испанцы восприняли это как попытку лишить их средств отхода, чтобы затем уничтожить. Дальнейшее хорошо описал священник отряда Д. Адуарте в своей «Истории доминиканского ордена на Филиппинах, в Японии и Китае».

«...мы решили, что королю нельзя доверять, он хочет убить нас. И ждет только дождливого дня, когда наш порох отсыреет. Большинство считало, что нужно ночью напасть на дворец, захватить в заложники короля или его семью, и, прикрываясь ими, отступить к кораблям. Все согласились, что туземцы смелы только со слабыми. Отступать, не совершив ничего - значит, показать им нашу слабость, а это верная смерть.» Так что извиняться Руис решил в своем стиле.

В 2 часа ночи испанский баркас тихо подошел по Меконгу к городу и высадил первую группу. Чтобы перевезти весь отряд, пришлось сделать несколько рейсов - баркас был мал. На нем оставили 6 человек: когда начнется стрельба, они должны захватить несколько кхмерских лодок и быть готовыми к эвакуации отряда. Адуарте: «Я хотел остаться на баркасе с охраной, чтобы не принимать участия в кровопролитии. Но, решив, что там буду полезнее, пошел со всеми, одетый и вооруженный, как они». После высадки пришлось пересечь по мосту еще одну реку. «Нас услышали, поднялся шум, но, раньше чем жители поняли, что происходит, мы подступили к дворцу. Он был деревянный, но очень большой, окружить его не хватало людей. Мы выбили двери и ворвались во дворец, но дверей было много, и обитатели успели выбежать через другие.»

В темноте и неразберихе вокруг дворца пошел хаотический бой, где слоны впервые вышли на сцену. «Чтобы видеть друг друга, мы зажгли костры, и один из них спас мне жизнь. Меня сзади атаковал туземец верхом на слоне, на шум я успел только обернуться, но слон испугался костра передо мной, повернулся и убежал.» Захватить заложников не вышло, расчет на трусость кхмеров не оправдался. Кучка авантюристов была окружена тысячами разьяренных воинов и жителей, собиравшихся оторвать им головы - или затоптать слонами.

Кругом царил полный беспорядок, дворец горел, и от многочисленного противника испанцев спасала только темнота. Адуарте: «Они могли бы нас похоронить, бросив каждый по горсти земли. Я желал, чтобы солнце не всходило, но Господь не сотворил чуда для нас, недостойных.» Рассвело, и стало понятно, что им конец. Испанцы были блокированы на небольшой улице, противник засыпал их стрелами.

Несмотря на узость улицы, без слона и тут не обошлось, но в другой функции - король Анакапаран, сидя на нем, руководил атакой, используя животное как командно-наблюдательный пункт. Кхмеры пошли в рукопашную с мечами и щитами, «потеряв страх перед аркебузами, хотя и наступали зигзагами, чтобы сбить прицел.» Руис с дюжиной японцев бросился им навстречу и остановил, зарубив их командира алебардой. Тем временем какой-то испанский стрелок снял короля - слон зигзагами не ходит. Пуля прошла насквозь, был ранен и солдат, сидевший на том же слоне за ним (Анакапаран умер через 2 часа). Атака захлебнулась.

Пользуясь временным смятением врага, отряд вышел из ловушки и двинулся к своему баркасу. Но, дойдя до первой реки, остановились - кхмеры разрушили мост. До баркаса не добраться. Выход один- идти к кораблям пешком, делая большой крюк вокруг озера. Всего-то около 35-40 км.

Построившись в колонну из 3 частей и назначив командиров, испанцы вышли из города, отбивая атаки со всех сторон. «Они легко нас опережали и забегали вперед, так как мы были в тяжелых доспехах. И если бы каждый не заботился о товарище, все бы погибли». Хуже всего было в арьегарде - солдаты отступали лицом к противнику, пятясь назад и ведя огонь из аркебуз. Уставших и раненых сразу заменяли другие, поэтому за 14 часов непрерывного боя удалось избежать перегрева стволов.
Кхмеры шли сзади полумесяцем и осыпали их стрелами, целясь по незащищенным ногам, и ранили многих. Но в ближний бой не лезли, хотя «у них было много слонов, и, когда в одного из них попадала пуля, надо видеть, какие разрушения он производил среди своих, и погонщик не мог его удержать.» Идти на слонах в таранную атаку кхмерам явно расхотелось.

«Мы двигались медленно, чтобы сражающийся арьегард не отставал, и поскольку мы несли раненых. Мы не могли их бросить не только из милосердия. Оставь мы их, туземцы сразу отрезали бы им головы, а это придало бы им смелости, чтобы покончить с нами.»

Люди были вымотаны - столько воевать под палящим тропическим солнцем без еды (в ночной налет собирались налегке, продукты не брали). Но больше мучила жажда - к счастью, по дороге попадались лужи со стоялой дождевой водой. «Хотя там было больше грязи, чем воды, я никогда не пил ничего вкуснее.»

К 4 вечера отряд остановился: путь преграждала излучина Меконга. Переправиться не на чем, противник прижимает к воде. Зловредные слоны опять отметились в новом качестве - амфибийном. Часть кхмеров, обогнав отряд, переправилась через реку на слонах, и уже заняла позицию на другом берегу. Стало ясно, почему противник не шел в рукопашную.«Они нас привели сюда, как быков на бойню, чтобы убить безопасно.» Пошел ливень - огнестрел стал бесполезен, и кхмеры начали строиться для атаки. Стоя спиной к реке, испанцы пытались прикрыть замки аркебуз от дождя и ожидали, что «через полчаса нас нарежут на ломти, ибо их обычай - взять часть трупа врага, а их тут столько, что каждому достанется от нас лишь кусочек.» К счастью, дождь прекратился, стемнело, и атака не состоялась.

Все понимали, что это лишь отсрочка - утром пендык. Обследовав в темноте реку, обнаружили брод, но река широкая, а на другом берегу ждет противник со слонами: драться придется на оба фронта.

Ночью в полной тишине построились и вошли в реку, неся раненых. Идти тяжело: дно покрыто толстым слоем ила, доходившим до колена. Некоторые шли босиком, чтобы легче вытаскивать из ила ноги.
Прикрывать переправу остались 6 стрелков. Чтобы не поняли, как их мало, они зажгли много аркебузных фитилей, привязав их к кустам. Кхмеры сзади все же что-то услышали и двинулись вперед, но стрелки встретили их огнем, используя разные фитили по очереди. Кхмеры остановились, и прикрытие ушло за всеми, оставив фитили горящими в кустах - это позволило надолго задержать противника.

Но стрельба явно насторожила кхмеров на другом берегу, теперь там были готовы к встрече. Часть авангарда замешкалась было, опасаясь, что слоны затопчут их в воде. Сзади была верная смерть, и пошли вперед, подняв оружие над головой. В середине Меконга вода была некоторым по шею, но и из реки испанцы открыли огонь. Если верить Адуарте, после первого залпа многие умудрились перезарядить, держа аркебузу и пороховницу над водой, и выстрелить еще раз. Огнем они очистили небольшой участок берега, и авангард, захватив его, обеспечил переправу всего отряда. Потерь не было.

Не останавливаясь, двинулись дальше. Под утро по дороге попались фруктовые деревья, и они поели впервые за день и 2 ночи. Силы кончались, и шли медленно: многие были ранены стрелами в ноги, но тащили на плечах совсем неходячих. К счастью, кхмеры ночью не двигались, ожидая рассвета, и это дало испанцам хорошую фору.

Снова выйдя к Меконгу километрах в 10 от стоянки судов, они нашли лодку и отправили на ней 3 раненых, чтобы те передали кораблям срочно идти навстречу отряду. К 10 утра кхмеры догнали их и начали атаку, но испанцы повалили несколько деревьев и заняли оборону за этим завалом. Наскоком завал было не взять, а кхмеры в преследовании растеряли весь порядок. Пока противник ждал своих отставших и старался организоваться для штурма, прибыли корабли и огнем пушек прикрыли эвакуацию отряда. Всего потери Руиса составили 3 человека.

Впереди было многое - путешествие в незнакомый европейцам Лаос, откуда они привезут своего ставленника, молодого Праункара (Барома Рача), и возведут его на камбоджийский трон. Бои, заговоры, победы и сумасшедшее время, когда, по словам миссионера Хуана Побре, «22 испанца и столько же японцев были хозяевами Камбоджи». И неизбежный финал- неудачные попытки получить помощь испанской короны, гибель Руиса и Велозу во время мусульманского мятежа, убийство Праункара и крах всех их замыслов. Предания о них жили в устной традиции Камбоджи вплоть до середины 19 века.

Все еще только начиналось, но слонами их было уже не напугать. В мирное время испанцы вечно грызлись между собой, но в бою умели стоять друг за друга, а это куда круче любых экзотических животных

Автор: Pampa Окт 9 2015, 12:55
Это испанский полк (С) smile.gif

Автор: Саша Белый Окт 9 2015, 20:08
Мне чего нравиться в этом наборе постингов (помимо богатой фактуры мелких и крупных интересных фактов)
во-1, безудержный оптимизм и позитивность изложения. И это смогли, и тут сделали...
во-2, замечание во первых строчках самого первого постинга что только 1 из 9999 конкистадоров-попаданцев очень быстро НЕ вынесли вперед ногами

Вместе эти два пункта (главное читая много "1", не забывать про самый в начале упоминаемый один раз "2") очень хорошо смотрятся.
А так - душевно, конечно.И читается легко.

Автор: Pampa Окт 9 2015, 20:36
Конечно оптимизм, чудеса же постоянно случались.

Когда много читаешь о далеком прошлом, тогдашние люди становятся близки и понятны. И кажется, нет никакой разницы между ими и нами. Но это не так: они жили совсем в другом мире. Там чудеса случались постоянно, где-то недалеко жили великаны и драконы, а святые являлись любому сапожнику. Бог был рядом, все видел, и его помощь была необходима.

Ренессанс мало что изменил, богоугодность войны и в 16в оставалась важным стратегическим фактором. Результаты были неоднозначны. Уверенность Филиппа II "поход Армады так угоден Богу, что он даст хорошую погоду" закончилась известно как.

Но было много и примеров другого рода. Когда испанцам приходилось трудно в бою, апостол Сантьяго являлся на коне, рубил их врагов и приносил победу. Особо часто это случалось в Новом Свете-стране чудес, где многие своими глазами видели амазонок и единорогов. Я бы не стал смеяться над их наивностью. Это были неведомые земли, с удивительными растениями, животными и людьми. Там кучки оборванных солдат открывали континенты и завоевывали империи, и там, казалось, возможно абсолютно все.

Инка Гарсиласо (и многие другие) описывает чудо, произошедшее в Перу в мае 1536г., во время «Великого восстания». Манко Инка атакует Куско с собранной отовсюду армией в 25-40 тыс. воинов (возможно, много больше-Гарсиласо называет 200 тыс.). Гарнизон города- 200 солдат под командованием братьев Писарро. Была и помощь дружественных индейцев (возможно, несколько тысяч), но соотношение сил абсурдное в любом случае. Куско окружен горами, лежит как на блюдечке- укрыться негде.

Город сожжен горящими стрелами, воины Манко занимают улицы. Испанцы отступают на главную площадь (где больше места для коней) и около 15 дней удерживают ее, постоянно контратакуя. Благо, индейцев слишком много, они не могут развернуться на площади и мешают друг другу. Но это не может длиться вечно: 30 солдат убиты, почти все живые ранены, люди и лошади валятся с ног от голода и усталости. Ясно, что им конец.
«В этот час нужды Господь явил милость своей пастве, послав им апостола Сантьяго, патрона Испании, кто зримо появился перед испанцами. Они и индейцы видели его на белом коне, на плече щит с эмблемой его ордена, а в руке меч, сверкавший подобно молнии. Индейцы испугались и спрашивали друг друга: «Кто этот Виракоча (божество) с молнией в руке?» И где Святой атаковал, неверные бежали в страхе, давя друг друга. И испанцы собрались с силами и снова сражались, и убили бесчисленных врагов, и индейцы в страхе оставили поле боя.»

Бои и осада шли еще 10 месяцев. Испанцы продержались до прихода помощи и отстояли город- чудо почище любого Сантьяго. Мистицизм Гарсиласо можно понять: он родился и вырос в Куско, с детства слушая рассказы ветеранов поразительных событий. Возможно, им и самим не верилось в то, что они сделали, отсюда подобные легенды.

Но чудеса случались не только в далеких землях. Бог помогал своим везде, если те сами не зевали.

20 апреля 1624г. отряд берберийских корсаров из 5 судов преследовал в водах Галисии французское и 2 португальских торговых судна. Те пытались спастись, но штиль заставил их остановиться недалеко от берега, где стоял цистерианский монастырь Санта Мария де Ойя. Это было довольно пустынное место, медвежий угол. Городок Виго (тот, что Дрейк дважды атаковал в 1580-х)- в 20 км. А тут только монастырь, и где-то в округе несколько деревушек. Помощи ждать неоткуда. К «купцам» уже шли шлюпки с абордажными командами, когда с берега кто-то открыл огонь из орудий и мушкетов по пиратским судам.

Тут если и чудо, то небольшое. В связи с набегами на Галисию пиратов всех мастей в 1580г. был принят указ о местном ополчении. В т.ч. район Ойя должен был выставить роту солдат. За неимением других властей, на монастырь возлагалась роль мобилизационного центра. Там хранились аркебузы, пики и другое вооружение. В случае опасности на побережье аббат во временном ранге генерала созывал окрестных жителей, вооружал и командовал ими.
Опасность от пиратских набегов была актуальной и позже, поэтому в 1618г. аббат запросил у капитан-генерала Галисии пушки. Просьбу тот удовлетворил, но военные, конечно, воспользовались случаем сплавить старые и негодные стволы. Однако святые отцы своими силами отремонтировали их, изготовили запас пороха, и в 1621г. уже батарея из 7-8 орудий смотрела с монастырской стены на океан. Обслуживать пушки правительство для экономии поручило самим церковникам. Рядовые монахи, похоже, сначала были не в восторге от дополнительных обязанностей, «и старались избежать службы на батарее, но двор настаивал, что это их долг». Монастырская дисциплина свое дело сделала. Последующие 150 лет цистерианцы были известны как «монахи-артиллеристы» (monjes artilleros), неоднократно вступая в перестрелки с пиратами. В этот день они провели один из своих первых боев.

Артиллерийская и стрелковая дуэль монастыря с корсарами длилась 3 часа. Бой не раз описан, но особо хорош отчет, изданный сразу после события. «В этот момент на стену поднялся Фра Пабло де Лескано, уроженец Гвадалахары, который в молодости был солдатом, служил королю с честью, а теперь в монастыре ожидал за это награды небес. Он принял командование, и, зарядив пушку, прицелился со словами: «это будет во имя святой Марии де Ойя и святого Бернарда.» Он попал, и святая Дева посредством этой пушки спасла католические суда, отправив на дно капитанское судно врага вместе со шлюпкой, которая была на буксире. И чтобы лучше было видно вмешательство высших сил, ядро было весом меньше 2 фунтов.»

Смех смехом, но цистерианцы потопили одно из неприятельских судов. Погибло в бою и утонуло более 30 пиратов, 9 добрались вплавь до берега и были взяты монахами в плен. Остальные пиратские суда, получив повреждения, отказались от попыток захвата «купцов» и ушли. У церковников потерь не было. За этот бой Филипп IV присвоил монастырской церкви звание гвардейской La Real (королевская), которая она носит до сих пор.

Как говорят испанцы, "a Dios rogando y con el mazo dando","молись Богу и бей молотом". И разве эти люди не заслуживали чуда хотя бы иногда?

Автор: ИвТур Окт 10 2015, 11:18
Автор конечно оптимистичен очень, хотя история конкисты в ЛА и так выглядит роялем, невероятное везение и успех, фактически до середины 18 века это единственные примеры захвата европейцами крупных не европейских государств. В других местах таких успехов не было.

Автор: Juan Carlos Окт 13 2015, 09:50
Ну и по поводу конкисты в ЛА.
Нужно бы вспомнить и про оспу, которую европейцы привезли в Новый Свет.
Аркебузы, конечно, отлично. Железное оружие и кони. Отработанные боевые порядки и организация. Всё это для индейцев - полнейшее уберваффе.
Однако даже посчитать толком никто не в силах, сколько аборигенов унесла оспа, привычная европейцам, и гарантированная смерть для инков или прочих ацтеков.
Само собой, в итоге испанцы бы перемогли и захватили континент. Но будь у индейцев такой же иммунитет к оспе, конкиста бы здорово затянулась.

Автор: Pampa Окт 13 2015, 09:56
Основное оружие шпага и пика. Вспомогательное арбалет. Учитывая походы длящиеся несколько лет и постоянные стычки, аркебуза не особо рулила, пороха не было.


Еще к вопросу о тактике индейцев, а также к вечному спору «ранний огнестрел vs лук vs холодняк».

Педро Менендес де Авилес во Флориде действовал в сложных условиях-сплошные болота и леса, реки и озера, жара и влажность. Это прекрасно показано в истории его похода, написанной Бартоломе Барриентосом в 1567г. Сам Барриентос в походе не участвовал- он был не военный, а известный литератор и ученый. Но писал по горячим следам (в 1567 экспедиция только что вернулась), его описания прямо следуют реляциям Авилеса. Да и вообще, как можно не доверять автору, сообщающему, что «к востоку от Флориды расположен Ньюфаундленд, а к северу Китай, Тартария и Московия»? А кроме того, «там видели единорогов.» Сразу видно, что человек честно записывал рассказы моряков.
( Collapse )

У Авилеса во Флориде было 2 задачи. Во-первых, начать колонизацию, создав постоянные города, форты и т.д. А во-вторых, выбить оттуда французов-гугенотов. Формально между Францией и Испанией был мир. Екатерина Медичи и Карл IX открыто не оспаривали папскую буллу об испанской монополии в Новом Свете. Но гугеноты, разумеется, в гробу видали и папские буллы, и папистов (включая своего короля). Адмирал Колиньи отправил во Флориду экспедицию, основавшую форт Каролина, т.е. постоянную колонию, чего испанцы не могли сделать 40 лет. И не удивительно-как метко подметил Авилес, «вера индейцев и лютеран одинакова». Барриентос уточняет:«Жизнь лютеран греховна, как у индейцев. Индейцы не верят в Бога и полны животных пороков. Поэтому они будут дружелюбны к лютеранам и позволят тем практиковать их гнусную секту.» Оттуда гугенотские пираты добирались до вод Кубы и Гаити. А главное- шпионы сообщили, что в Дьеппе готовится к отплытию сильная эскадра Жана Рибо, везущая во Флориду до 200 пушек. Такое вооружение сделало бы Каролину неприступной. Надо было попытаться опередить Рибо, и в Кадисе началась подготовка эскадры.



Авилес был одним из самых энергичных, смелых и грамотных моряков Испании (иногда добавляют «и жестоких»). Всю жизнь провел в Атлантике и Карибском море. Был удачливым приватиром, успешно воевал с протестантскими корсарами (одну эскадру раздолбал прямо в бухте Ла-Рошели). Он жил в море, за 18 лет был дома четыре раза, в сумме около 20 дней. В поход пошел, можно сказать, прямо из тюрьмы, где два года сидел за контрабанду. Филипп II сделал правильный выбор.

Пытаясь опередить Рибо, Авилес шел через атлантические штормы, не дожидаясь отставших, пересек Багамы по неисследованному маршруту. Это был большой риск, но и ставки были высокие. В конце августа 1565г. поредевшая эскадра Авилеса подошла к Флориде, еще через неделю он нашел форт Каролина. Там испанцев ждал неприятный сюрприз - Рибо был уже там, он вышел в море на 2 недели раньше. Вся скорость Авилеса оказалась напрасна. Рибо двигался куда медленнее, но у него была слишком большая фора. Дальше-хуже. Атака на французскую эскадру не удалась-корабли Авилеса были повреждены штормами, и французам удалось уйти. Штурмовать форт, имея за спиной галеоны Рибо, было опасно. Авилес отослал флагман чиниться и за припасами, поплыл вдоль побережья на юг и основал там поселок Сан Августин (этот город стоит и сейчас). Место он выбрал грамотно-у бухты, прикрытой отмелью. Рибо попытался атаковать их с моря, но не смог преодолеть мелководья и ушел.

На следующий день после этой атаки начался шторм. Авилес, опытный моряк, про погоду знал все. Он понял, что шторм надолго, и увидел в этом шанс. Для атаки Сан Августина Рибо наверняка усилил эскадру за счет гарнизона Каролины-значит, форт теперь слаб. А шторм не даст Рибо ни возобновить атаку, ни вернуться к Каролине. Нужно нанести удар, пока длится непогода. Авилес собрал всех, кого мог, оставив Сан Августин почти без защиты. И повел в бурю 500 человек по незнакомой территории, в примерном направлении Каролины.

Была середина сентября, дождь лил непрерывно, дул ветер со шквальными порывами. Трое суток они пробивались через болота и лес, прорубая путь топорами. Многие валились по дороге обессиленные-Авилес не останавливался, отставшие возвращались в Сан Августин как могли. Вернулось больше сотни. Оставшиеся прошли около 50 км. Пересекли несколько рек, кто не умел плавать-перетягивали на пиках. Обоза не было, припасы- в ранцах, из еды-только сухари, которые ливень быстро привел в негодность. На ночь лагерь не разбивали-негде, ручьи и реки разлились, кругом вода. Первые 2 ночи пробовали разводить костры, чтобы хоть как-то согреться. В последнюю ночь не делали и этого-противник близко. Когда вышли к форту, их порох превратился в кашу, фитили в мочалу. К счастью, французские часовые, кроме одного, спрятались от ливня в помещениях. Сняв часового, испанцы ворвались в форт и холодным оружием перебили гарнизон, не сумевший под дождем открыть огонь. Было убито около 150 чел, 50 взято в плен (в основном женщины и дети), еще 40-50 сбежало. Их пушки им не помогли.

Затем Авилес отправился на поиски эскадры Рибо. Он оказался прав-суда разбило этим штормом, французские экипажи (300-400 чел.) по суше пробирались в Каролину. Авилес по очереди захватил всех в плен и большинство перерезал. Неприятный эпизод, но его люди были малочисленны и сами голодали (индейцы сожгли продуктовый склад). Кормить и охранять такую массу пленных было нечем и некому. Река, где это произошло, и сейчас называется Матансас («река Резни»). За всю кампанию он не потерял убитыми ни одного. После основал несколько фортов и поселков.

Но вскоре у них начались столкновения с индейцами. Те были вооружены в основном луками. Солдаты страдали от голода, были очень ослаблены. В болотах, жаре и сырости часто не носили никакой защиты. Из-за усталости бросали в походе даже аркебузы, не говоря о кирасах (у кого они были). Поэтому не раз индейцы расстреливали из луков отдельные группы солдат.

Барриентос о тактике индейцев: «Индейцы воевали так: малыми группами лежали в засаде, чтобы обстреливать отбившихся испанцев, собирающих сьедобные растения. Они делали это так умело, что могли метнуться туда и обратно без опасности для себя, потому что они более быстрые и ловкие, чем любой испанец. Они так уверены, что уйдут, что подходят очень близко прежде, чем пустить стрелу. Их стрелы летят с такой силой, что пробивают и одежду, и кольчугу. И они так быстры в стрельбе, что выжидают выстрела испанца, а затем выпускают 5-6 стрел, пока он перезаряжает. Как только он насыпает порох на полку, индеец прячется в траве, т.к. земля там покрыта лесом и кустами. К моменту, когда порох загорелся, индеец пригнулся и ползет через траву. Когда раздался выстрел, индеец поднимается не в том месте, куда целился солдат, как если бы он плыл под водой. Они так ловки в этом маневре, что это удивительно. Они воюют наскоками, и прыгают через кусты, как олени. Любой христианин будет измучен, преследуя их, поскольку они движутся через реки и болота, которыми изобилует этот край. Их не стесняет одежда, и они плавают, как рыбы, так что, встречая реку, переплывают ее, держа лук и стрелы над головой. Оказавшись на другом берегу, они оттуда дразнят солдат. А когда христиане начинают отход, индейцы преследуют их, и, выпрыгивая из кустов, опять пускают стрелы. Они не упускают случая применить эту тактику, так что война против них очень рискованна. Единственый способ заставить их выполнять соглашения-а они великие лжецы и предатели-это выгонять индейцев из их деревень, жечь их дома, срезать посадки, захватывать каноэ и разрушать сети. Тогда они понимают, что должны выполнять условия христиан или покинуть территорию.»

Авилес впоследствии писал королю, прося отправить ему арбалеты. Он указывал, что в лесу индейцы обычно внезапно нападали из засады и засыпали солдат стрелами, пока те пытались зажечь фитили. Поэтому необходимо иметь часть солдат с арбалетами, которые держали бы противника на дистанции, пока аркебузиры зажигают фитили или перезаряжают. Кроме того, нужно снабдить солдат стегаными хлопковыми безрукавками (escupil), как в Перу или Мексике. Носить легко, выбрасывать его не будут, а от стрел защищает.

Но самый лучший способ, конечно, по старинке. Нападение на форт Санта Люсия (солдаты были измождены и почти не имели аркебуз): «500 индейцев атаковали колонистов и убили 15 человек. Манера боя дикарей позволяла им избегать потерь от аркебуз, т.к. на один выстрел отвечало 20 стрел. Когда лейтенант Габриэль де Аяла увидел, что наша тактика безуспешна, он сделал вылазку с 30 солдатами, вооруженными только шпагами, и заставил дикарей отступить.»
Только шпаги, только хардкор!


Автор: Juan Carlos Окт 13 2015, 11:15
То есть, железное холодное оружие и способность сражаться правильным строем?
Огнестрел даже не вторичен в покорении Ю.Америки?

Автор: Pampa Окт 13 2015, 11:32
Цитата (Juan Carlos @ Окт 13 2015, 11:15)
То есть, железное холодное оружие и способность сражаться правильным строем?
Огнестрел даже не вторичен в покорении Ю.Америки?


Плотным строем что важно.
Вторичен или даже третичен. Имхо даже небольшой отряд конных намного важнее. Убить и сьесть боевую лошадь это хуже чем убить и сьесть человека.

Автор: Juan Carlos Окт 13 2015, 11:45
Цитата (Pampa @ Окт 13 2015, 11:32)

Убить и сьесть боевую лошадь это хуже чем убить и сьесть человека.

Не забываем, что человек и повкуснее лошади будет.

Автор: kremlebot Окт 13 2015, 12:34
Цитата (Эмден @ Окт 7 2015, 18:46)
экстремальная кулинария
Бразильские туземцы с самого начала производили на европейцев сильное впечатление. Кто-то ужасался их дикости и кровожадности, а кто-то был в восторге от "благородного дикаря в гармонии с природой"

а еще в Бразилии проживает (кажется, единственное такое в мире) племя экстремальных эмпириков и первобытных атеистов пираха
по сети гуляет текст про миссионера, потерпевшего при попытке обращения эпик фейл с потерей собственной веры
хорошо, что конкистадоры их не нашли

Автор: Бармалей Окт 13 2015, 14:55
Цитата (Juan Carlos @ Окт 13 2015, 11:45)
Не забываем, что человек и повкуснее лошади будет.

мясо сладковатое, на любителя

Автор: Juan Carlos Окт 13 2015, 15:06
Цитата (Бармалей @ Окт 13 2015, 14:55)
мясо сладковатое, на любителя

Всё равно, это не конину жевать. Да еще и бывшего боевого-ездового коня. Жестковато полюбому.
Не, я гуманист. Я за человечину.

Автор: kremlebot Окт 13 2015, 15:32
а я люблю тушняк из конины happy.gif

Автор: Juan Carlos Окт 13 2015, 15:34
И колбаса из конины вкусная. И вареная конина хороша.
Но не из боевых же коней, и не из тягловых-рабочих. Жестко.
Хотя, на колбасу, наверное, пофиг.

Автор: Pampa Окт 13 2015, 17:00
Потому что сначала отварить нужно, а потом жарить.

Автор: Бармалей Окт 13 2015, 17:25
Цитата (Pampa @ Окт 13 2015, 17:00)
Потому что сначала отварить нужно, а потом жарить.

или подольше потушить на медленном огне

Автор: kremlebot Окт 13 2015, 18:31
полагаю, что конкистадорятина тоже жёсткая по сравнению со средним уровнем человечины

Автор: Juan Carlos Окт 13 2015, 21:59
Какие все, блеать, гурмэ.
И как только вообще додумались до поедания конкистадоров!!! Грех ведь. Боженька не разрещает.

Есть же индейцы, они язычники, это практически не люди, скот.
Значит, их можно кушать. Они вполне нежные должны быть.

Автор: Мамаша Кураж Окт 13 2015, 22:05
Кортес после ухода из Мехико нуждался в пушках и один из его умельцев предложил сделать катапульту. Сделали. вот только чтоб она всех не покалечила и не поубивала(люди на счету)Кортес велел это дело отставить. А в составе например отряда Писарро были люди все профессий. Был даже выпускник университета. Сам Писарро был неграмотен и подписывался через серебряный трафарет. Кстати Писарро троюродный брат Кортеса по отцу.

Автор: Pampa Окт 13 2015, 22:17
А в те времена что в универах учили, философию и богословие?

Автор: Juan Carlos Окт 14 2015, 09:37
Цитата (Pampa @ Окт 13 2015, 22:17)
А в те времена что в универах учили, философию и богословие?

Ага, философия, богословие, медицина и римское право.

Автор: Бармалей Окт 14 2015, 13:36
Цитата (Juan Carlos @ Окт 14 2015, 09:37)
Ага, философия, богословие, медицина и римское право.

отсудил у инки комнату набитую золотом biggrin.gif

Автор: Juan Carlos Окт 14 2015, 14:00
Цитата (Бармалей @ Окт 14 2015, 13:36)
отсудил у инки комнату набитую золотом biggrin.gif

Это была добровольная и легитимная аннексия.

Автор: kremlebot Окт 14 2015, 18:33
Цитата (Juan Carlos @ Окт 13 2015, 21:59)
Какие все, блеать, гурмэ.
И как только вообще додумались до поедания конкистадоров!!! Грех ведь. Боженька не разрещает.

Есть же индейцы, они язычники, это практически не люди, скот.
Значит, их можно кушать. Они вполне нежные должны быть.

чтобы наловить понежнее, надо инициативой владеть и врасплох деревни захватывать, а не отбиваться от жилистых и жёстких охотников

Автор: Мамаша Кураж Окт 22 2015, 22:24
Выпускник универа вел делопроизводство и переписку у Писарро.

Отец Писарро был командиром турмы причем дослужился из солдат (т е генерал)
Детей внебрачных наплодил без меры. По завещанию им поделили наследство но вот нашему герою не досталось ни копейки. Так мать и стирала порты всем ну и подрабатывала.....
Даже фамилию отца он вернул себе когда прославился.
в 16 лет неграмотным Писарро записался в солдаты и неск лет служил в Италии. А потом уволился и попал в одно из путешествий Колумба ....солдатом. Спустя много лет мы видим его королевским лейтенантом(начальник войск в Америке). Фамилия-Писарро.
После похода родственника Кортеса он решил уйти из войск и себе землю завоевать. Из Панамы на корабле в Эквадор где были уже инки. Там взяли двух индейцев и выучили на переводчика. А через 3 года 150 добровольцев всех специальностей выступили в коммерческий поход. Но сначала Писарро впервые за 30 лет вернулся в Испанию-за разрешением у короля на поход. Королю 20 процентов с добычи а что до расходов то все участники брали на себя. Акционерное общество! 18 братьев по фамилии Писарро разделили все хлебные должности и сам он глава рода т е "ДОН".
Высадились там где взяли переводчиков а там уж и племени такого нет-вырезали инки за мятеж.
Писарро было 54 года и он был тогда холост но уже перед смертью сделал от индианки двух детей и их по приказу короля в Испании воспитали при дворе как знать.
Индейцы примеряли например дубинки но они наносили разве что контузии и синяки (доспехи).Словом оружие на уровне середины бронзового века Европы.
Убили Писарро за то что делил добычу в пользу пришедших первыми.

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)