Powered by Invision Power Board
Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) Выслать повторно письмо для активации

Страницы: (3) [1] 2 3   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topic

> Форт Шоненбург, линия Мажино
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 10:31
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




В мире найдется очень мало подземных систем доатомного периода, которые могли бы сравниться с большими фортами линии Мажино по своим масштабам и примененным там конструкционным решениям.

Форт Шоненбруг - яркий представитель самых крупных объектов оборонительной линии - так называемых больших фортов (Groß Ouvrage). Всего на линии насчитывалось 58 больших фортов, каждый из которых является по сути огромным подземным городом. Большие форты линии Мажино имеют некоторые отличия от малых фортов оборонительной линии. Как правило, Groß Ouvrage имеет два входных блока: один для доставки внутрь боеприпасов и амуниции, второй для входа личного состава (на карте ЕМ и ЕН соответственно).
Входные блоки располагались на большом отдалении от боевой части форта и были связаны с ней системой подземных потерн, внутри которой была проложена железная дорога. Боевая часть форта (на карте блоки В1-В6) находилась как правило на возвышенности, с которой территория просматривалась и обстреливалась на много километров вокруг. По карте можно оценить масштабы форта в сравнении с поселениями, находящимися по соседству.

user posted image
user posted image

Форт Шоненбург можно условно разделить на три части: часть обеспечения, включающая в себя казармы, кухню, лазарет, резервную электростанцию, резервуары с водой и топливом. Именно этой части форта посвящен сегодняшний пост. Вторая часть - боевая, состоящая из шести боевых блоков, соединенных между собой потернами глубоко под землей. И третья часть - командный центр, расположенный между боевой частью и частью обеспечения. Вот так все это выглядит на схеме:

user posted image

Начнем знакомство с фортом. Сегодня главный вход внутрь форта находится во входном блоке В7, предназначенном для доставки боеприпасов, топлива и амуниции в подземную часть форта. Внутрь этого блока ведет узкоколейка, по которой транспортировались грузы военного назначения, которые затем при помощи грузового лифта опускались на тридцать метров под землю и дальше развозились к местам назначения уже при помощи подземной железнодорожной системы. Вагоны внешней железной дороги те самые оригинальные, специально сконструированные для доставки грузов в форты оборонительной линии.

user posted image

Так выглядит входной блок В7. Совершенно ничего не указывает на масштабы, скрытые за этим порталом. Сказать честно, по приезду к форту я думал, что этот бетонный блок - это главная часть форта, к тому же я неправильно перевел информацию в интернете и считал, что весь форт представлен этим бетонным блоком и небольшой подземной системой, длиной 30 метров. В итоге оказалось, что 30 метров - это глубина залегания подземного города, о существовании которого я не знал до тех пор, пока не спустился на подземный уровень.

Впоследствии я посетил еще немало подобных объектов, но форт Шоненбург - единственный музейный форт линии Мажино, где возможно свободное посещение. Все остальные малые и большие форты линии можно посещать лишь в рамках экскурсии. Поэтому, если вы решили начать знакомство с этой тематикой или же просто планируете свой отпуск в Эльзасе, могу рекомендовать к посещению именно этот форт, это единственное место, где вы сможете свободно гулять по этому огромному подземному городу и наслаждаться его неповторимой атмосферой. Рекомендую взять с собой теплую кофту, под землей прохладно - около 13 градусов тепла. На неспешный обход всей подземной части необходимо выделить около трех - четырех часов свободного времени, так как форт огромен и пройти под землей придется несколько километров подземных потерн.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 10:42
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Форт Шоненбург - самый знаменитый музейный форт линии Мажино известный далеко за пределами Эльзаса. Ему посвящено много сайтов и описан он очень детально, так что при подготовке этого поста, недостатка информации не наблюдалось. Так выглядит входной блок для доставки амуниции и боеприпасов в разрезе. Несмотря на то, что входные блоки располагались в тылу, они также оборудованы средствами обороны на случай подхода противника. На схеме можно заметить два бронеколпака и несколько амбразур для пулеметов и противотанковых пушек. В противоположном от входа углу входного блока находится лестница вниз и два лифта: один грузовой для вагонеток, второй для личного состава.

user posted image

На входе в блок В7 стоит оригинальный мотовоз внешней железнодорожной линии. Такие мотовозы доставляли амуницию, продовольствие, топливо и прочие товары к входному блоку форта, после чего вагонетки с грузом опускались при помощи лифтов на подземный уровень форта и развозились внутренней железной дорогой к конечным пунктам назначения.

user posted image

Сразу за поворотом находится бронедверь с датой постройки форта - 1932 год, хотя строительные работы продолжались до 1935 года. По изначальным планам форт должен был быть намного больше и насчитывать около 12-15 боевых блоков, но финансовый кризис заставил существенно сократить планы и в итоге на момент завершения строительства форт имел шесть боевых блоков.

user posted image

Перед тем, как спуститься на подземный уровень, осмотрим одну из двух огневых комнат, находящихся внутри входного блока В7 и предназначенных для защиты подходов к форту.

user posted image
user posted image

На фото стандартная для сооружений линии Мажино связка спаренной пулеметной установки и противотанковой 47-мм пушки, подвешенной на рельсе. В случае обнаружения танков противника на подходе к входному блоку, спаренный пулемет отодвигался вместе с форточкой амбразуры в сторону и его место занимала противотанковая пушка.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 10:50
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Эта связка: спаренный пулемет + 47-мм противотанковая пушка очень распространенная на объектах линии Мажино, будь то боевые или входные блоки больших или малых фортов или же обычные бетонные доты.

user posted image
user posted image

Помимо этой связки, боевой блок оснащался двумя бронекуполами типа GFM, оборудованными пулеметами и 50-мм казематными минометами. Эти бронекупола защищали подступы к блоку с флангов. Кроме перечисленного вооружения в боевом блоке было еще три амбразуры для ручных пулеметов в шаровой опоре, прикрывающих подходы ко входу.

На фото между амбразурами можно заметить устройство для метание гранаты в диамантовый ров, на случай проникновения в него неприятеля.

user posted image

Дверь слева - вход в огневой каземат, в котором я только что побывал, прямо - 7-тонные бронедвери с фото 04 только с обратной стороны.

user posted image

Если развернуться на 180 градусов с позиции на предыдущей фотографии, откроется вид на двери, ведущие к лифтам. Слева располагался лифт, грузоподъемностью 2,5 тонны, справа - лифт большего объема, грузоподъемностью 5 тонн. Оба лифта имели рельсы на полу и могли транспортировать вагонетки. Сегодня вместо малого лифта установлен современный пассажирский лифт с прозрачными стенками, а большой лифт законсервирован. Шахту малого лифта окружает лестница, ведущая на подземный уровень.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 10:58
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Перед тем как спуститься на подземный уровень форта, я осмотрел комнату управления лифтами с подъемным механизмом. Комната примечательна тем, что тут сохранились настенные рисунки еще с военного времени.
За решеткой находятся подъемные механизмы лифтов.

user posted image
user posted image

Преодолев полторы сотни ступеней, попадаю на подземный уровень форта. Слева на фото большой и нерабочий лифт, справа находится малый лифт с лестничной клеткой. Оттуда я пришел.

user posted image

Парочка 3D моделей входного блока, чтобы читатель мог лучше представить себе устройство этой части форта. На первой картинке хорошо видно лифтовую шахту и часть подземной системы блока.

user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 11:06
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Тут берет начало внутренняя железнодорожная система. Рельсы, контактная сеть, светофоры - самая настоящая железная дорога со всеми атрибутами.
От лифтов берет начало главная потерна форта - его хребет. В разные стороны от потерны отходят камеры пороховых складов. Тут складировались боеприпасы форта, поставляемые с поверхности. Такая конструкция складов довольна не типична для больших фортов линии Мажино.

user posted image

Впереди находится еще один караульный каземат с пулеметной амбразурой. Рядом с казематом вход перекрыт сдвижной бронедверью, которой управляет солдат из каземата. Если бы даже солдаты противника смогли бы захватить входной блок и спуститься в подземный уровень, им пришлось бы преодолеть еще одно препятствие в виде пулеметчика в каземате и бронедвери, прежде чем они попали бы в основную часть форта.

user posted image

Еще одна 3D картинка для лучшего представления устройства этого участка.

user posted image

Так выглядит пройденная часть подземного уровня форта, если обернуться назад.

user posted image

На заднем плане сдвижная бронедверь рядом с казематом, охраняющим вход в главную часть форта - оттуда я пришел. Ответвление железнодорожной ветки налево ведет к зоне обеспечения форта - туда то нам и надо.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 11:12
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Вот это место на карте:

user posted image

А вот как эта потерна выглядит в реальности. Справа можно заметить оригинальный железнодорожный светофор. Вообще в этом форте все оригинальное, в чем его ценность не только в плане атмосферы, но и истории.

user posted image

Так выглядит зона обеспечения форта, состоящая из двух основных частей: жилой и технической. Гарнизон форта состоял из 620 человек, большая часть которых размещалась в казарменных помещениях этой части форта. Тут же располагались лазарет и кухня а также технические помещения, о которых дальше расскажу подробней.

user posted image

Первые помещения после входа в казарменную часть форта - это лазарет. Он тут довольно обширный и включает в себя множество секций. Есть тут и отдельная операционная.

user posted image

Операционная комната была обязательным элементом лазарета такой огромной крепости. Во время боевых действий 1940 года операционная использовалась по назначению - среди гарнизона было много раненых и двое убитых.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 11:19
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Палата интенсивной терапии для раненных.

user posted image

Примечательно, что в жилой зоне была даже небольшая часовня.

user posted image

Вентиляционная труба в часовне напоминает о том, что ты находишься в бункере на глубине 30 метров под землей.

user posted image

Комната унтер-офицеров, где они принимали пищу и проводили свободное время. Для солдатов же не было предусмотрено отдельной столовой, они принимали пищу в переходах жилой зоны, где для этого были предусмотрены откидывающиеся столики.

user posted image

Спальные места офицерского состава. Офицеры размещались в отдельном блоке и их условия проживания были комфортней, чем солдат. На фото кровати младших унтер-офицеров.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 11:46
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




А через стенку четыре спальных места для старших унтер-офицеров.

user posted image

Общий вид офицерского блока.

user posted image

Комнатка связи с командным центром.

user posted image

Классической канализации в форте не было. Нечистоты собирались в специальные резервуары с химическими растворителями, расположенные под туалетами - прообразы современных био-туалетов.

user posted image

Кухня офицерского блока - тут готовили еду для офицерского состава форта.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 11:53
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Комната повышенного комфорта, рассчитанная на двоих человек из высшего офицерского состава.

user posted image

Дальше следует солдатский сектор жилой зоны.

user posted image

Солдатская казарма на 36 коек, расположенных в три яруса.

user posted image

Еще одна подобная комната. Всего тут четыре таких казармы по 36 коек в каждой.

user posted image

Умывальники для солдат

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 12:03
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




В отличии от малых фортов линии, большие форты располагали душевыми комнатами, в которых также было оборудование для дезинфекции пострадавших от газовой атаки и их одежды.

user posted image

Следующая часть жилой зоны форта - кухня и прилегающие к ней продовольственные склады. На фото помещение для мойки посуды.

user posted image

Форт Шоненбург был рассчитан на три месяца полностью автономного существования и располагал запасом продовольствия, достаточным для питания гарнизона форта, состоящего из 620 человек в течении этого срока. Обязательной составляющей продовольственных складов в фортах линии Мажино был винный погреб. Вино входило в ежедневный рацион военнослужащего и каждый солдат в день получал пол литра вина, для уменьшения психологического стресса от длительной жизни в замкнутом пространстве под землей.

user posted image

Кухня, на которой готовилась еда для всего гарнизона форта, кроме офицеров. Кухня полностью электрическая. Использования повсеместно электричества было новшеством фортов линии Мажино.

user posted image

В середине 30-х годов электрические кухни линии Мажино были самыми современными во Франции и не имели аналогов в гражданском секторе. В то время в фортах линии Мажино уже активно применялись электрические картофелечистки, кофеварки и прочие кухонные электроприборы, существенно облегчающие приготовление пищи.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 12:14
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




В боевые блоки еду из кухни доставляли при помощи железной дороги в специальных термоизолированных резервуарах. Поэтому железнодорожная линия проходит прямо перед кухней.

user posted image

На территории жилой зоны расположена насосная станция, обеспечивающая форт питьевой водой, извлекаемой из скважины, глубиной 117 метров. Тут же находятся два резервуара, в которые закачивается вода из скважины и уже потом транспортируется по трубам по всему форту. В форте было две водопроводные системы: одна с питьевой водой, вторая с противопожарной.

user posted image

Развилка. Направо путь к входному блоку В8, налево дорога к технической части зоны обеспечения форта.

user posted image

Через пару десятков метров от бронедвери дорогу к входному блоку для личного состава В8 перегораживает запертая решетка. Доступа посетителям форта к этому блоку нет.

user posted image

Оба входных блока форта были взорваны немцами при отступлении в январе 1945 году. И если входной блок для доставки грузов был восстановлен в исходном состоянии и является типичным входным блоком всех больших фортов линии, то входной блок для личного состава был полностью изменен при восстановлении в 1954-1955 годах и на сегодняшний день имеет уникальную конструкцию.

user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 12:26
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Так выглядит входной блок для личного состава на сегодняшний день. Расположен он в 150 метрах от другого входного блока, в котором сейчас находится вход в музей.

user posted image

А так он выглядел в июле 1940 года через несколько дней после капитуляции.

user posted image

Новый входной блок имеет утопленные в бетон бронекупола, которыми теперь ограничено все вооружения блока и увеличенную толщину бетона.

user posted image

вход

user posted image

Но вернемся под землю и продолжим нашу прогулку. Солдаты, вошедшие внутрь форта через входной блок для личного состава, спустившись на подземный уровень и пройдя сотню метров вдоль потерны, упирались в караульный каземат с бронедверью, закрывающей доступ внутрь форта.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 13:50
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Бронедверь состояла из двух створок, каждая из которых сдвигалась в ниши в стене, открывая проход.

user posted image

Пройдя пару десятков метров по потерне, я попадаю в энергетическое сердце форта - его техническую часть с мастерскими, электростанцией, трансформаторной подстанцией и огромной фильтро-вентиляционной установкой.
Первое помещение, встреченное по ходу потерны - ремонтная мастерская с токарным и сверлильным станками и кучей другого оборудования. Форт был рассчитан на трехмесячную автономность и в случае выхода из строя каких-то элементов дизель-генераторной электростанции или артилерийско-стрелкового вооружения, слесаря-ремонтники в мастерской могли быстро починить механизмы и изготовить замену поврежденным деталям.
Из 620 человек гарнизона, 70 человек были электромеханиками, которые занимались обслуживанием и ремонтом техники форта, в первую очередь его энергетической системы.

user posted image

Следующее помещение по ходу потерны - трансформаторная подстанция, над входом в которую нависает красивый пятилистник электроприборов.

user posted image

Трансформаторная подстанция выполняла два задания: первое - это преобразование 22 киловольтного напряжения, получаемого фортом извне по силовому кабелю в 440 вольт внутренней сети, а также в 600 вольт постоянного тока для электровозов подземной железной дороги. И второе - увеличение напряжения до 3000 вольт для передачи его в боевой блок с минимальными потерями.

user posted image

Вхожу внутрь одного из самых атмосферных мест форта. Размеры автономной электростанции как и расположенной за ней ФВУ поразили мое воображение.

user posted image

В случае пропажи напряжения в силовом кабеле, включались два дизель-генератора, которые обеспечивали освещение форта, обогрев и работу электроприводов артиллерийских бронекуполов, функционирование вентиляции, железной дороги, лифтов, водяных насосов и кухни. Во время боевых действий при возрастающей нагрузке на электросеть подключался третий дизель-генератор.На всякий случай дизель-генераторы были продублированы и всего их в фортовой электростанции насчитывалось четыре экземпляра, два из которых были резервными. Дизельные двигатели фирмы Sulzer обладали мощностью 160 л.с. каждый и были соединены с генераторами фирмы Schneider-Westinghouse, которые преобразовывали механическую энергию двигателей в электрическую. Во время боевых действий 1940 года резервная электростанция не использовалась так как энергоснабжение по силовому кабелю не прерывалось. На сегодняшний день электростанция находится полностью в рабочем состоянии.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 13:59
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




ФВУ фильтрация воздуха на случай газовой атаки.

user posted image

Главная ФВУ отбирала воздух с поверхности через замаскированные в лесу бронеголовки и подавала его во все помещения подземного уровня форта. В случае газовой атаки, воздух пропускался через батарею из 28 фильтров и обеззараживался. Сами же фильтры внутри имели два уровня с активным углем, поглощающим газы и один уровень состоял из бумажных мембран. Это хорошо видно на этом фото. Все объекты линии Мажино от дотов до больших фортов использовали стандартные фильтры, такие как на фотографии.

user posted image

Насосы системы охлаждения двигателей. В соседнем каземате размещены резервуары с водой для охлаждения двигателей электростанции, которая прогонялась по контуру системы охлаждения и фву. Таким образом горячая вода подогревала воздух, который подавался на подземный уровень форта тем самым улучшая температуру внутри жилой зоны. Помимо этого горячая вода системы охлаждения дизель-генераторов также использовалась для отопления казарм. При снабжении форта электроэнергией посредством силового кабеля, казармы обогревались электрическими отопителями.

user posted image

четыре синих резервуара с водой для охлаждения двигателей.
каждый объемом по 200 000 литров, итого 80 кубометров воды. Перед резервуарами находится насос охладительной системы а слева потерна технического сектора форта, по которой я попал сюда из жилой зоны.

user posted image

За этой бронедверью находятся резервуары с запасом топлива для двигателей, которого должно было хватить на три месяца беспрерывной работы. Это около 96 000 литров дизельного топлива.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 14:06
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Так выглядит один из двух вокзалов форта. На запасном пути стоят три локомотива, которые тягали составы из вагонеток между различными частями форта. На этой железной дороге перевозили только грузы и боеприпасы, солдаты же передвигались внутри форта пешком.

user posted image
user posted image

Отойдя от вокзала пару десятков метров, замечаю странную нишу в стене. Подхожу, чтобы рассмотреть поближе и почитать информационную табличку.Оказалось, что это секретный аварийный выход из форта, имеющий оригинальную конструкцию, благодаря которой, его невозможно обнаружить снаружи.

user posted image
user posted image

Приведу трехмерную схему всего форта для наглядности. Входной блок, зону обеспечения форта а также шахту секретного выхода я уже показал. Продолжаю движение вдоль основной потерны в сторону боевых блоков. Можно заметить, что примерно на середине пути находится штольня для сточных вод длиной 238 метров, в конце которой расположен еще один запасной выход из форта. В фортах линии Мажино часто размещали секретные выходы из форта в конце штольни для сточных вод. Перед сектором боевых блоков форта расположен мозг форта - его командный центр, а также комнаты высшего начальства.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 14:15
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Пройдя более километра вдоль основной потерны, я достиг командного центра форта, вход в который выглядит так.
Тут же находятся комнаты высшего начальства форта. Так выглядят комнаты офицеров

user posted image
user posted image

Комната команданта форта.Высшее начальство форта размещалось через стенку от командного центра, чтобы в случае непредвиденной атаки в самые короткие сроки приступить к управлению фортом.

user posted image
user posted image

А так выглядят комнаты командного центра - мозга подземной крепости.
Тут находится множество технических девайсов того времени, которые мало что скажут человеку, далекому от истории средств связи. Но выглядит все это впечатляюще, учитывая степень сохранности оборудования. Ведь все, что вы видите на этих фотографиях - все оригинальное. На столе находятся вычислительные приборы - механические калькуляторы того времени, используемые для расчета данных для артиллерийских орудий.

В этом помещении находились телефонисты, которые держали связь с наблюдательными пунктами, расположенными вокруг форта (самый отдаленный находился в 9 километрах от форта) и записывали полученные от них данные. Тут же происходила оценка полученной информации и ее передача офицерам и команданту, которые после обработки информации передавали команды в боевой сектор форта.

user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 14:23
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Форт Шоненбург в условиях боевых действий тесно взаимодействовал с соседними фортами, группами дотов этого укрепрайона а также с полевой пехотой, прикрывая ее артиллерийским огнем. Связь и координация огня осуществлялась отсюда из командного центра.

user posted image
user posted image

Вход в боевую часть форта. В самом начале боевого сектора главная потерна раздваивается. Одна ее часть ведет к боевым блокам 1-4, а вторая к боевым блокам 5-6. Примечательно, что поезда могли подъезжать непосредственно лишь к 1-4 боевым блокам. По причине узости потерны к блокам 5 и 6 вагонетки с грузом солдаты передвигали вручную.

user posted image

В боевом секторе форта находится еще одна трансформаторная подстанция, которая преобразовывала напряжение 3000 вольт, в 440 вольт внутренней сети форта.

user posted image

Форт Шоненбург как и большинство других фортов линии Мажино по изначальным планам должны были быть более масштабными и иметь большее количество боевых блоков. Но по причине финансового кризиса начала 30-х финансирование программы строительства оборонительной линии было сокращено и первоначальные планы были урезаны. Сегодня во многих фортах линии Мажино можно наблюдать такие вот аппендиксы - недостроенные потерны, которые должны были вести к другим боевым блокам, попавшим под сокращение.

user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 14:34
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




сначало подземная часть боевого сектора, после чего мы детально осмотрим все шесть боевых блоков снаружи.
В прошлой части рассказа я подошел ко входу в боевую часть форта, состоящую из шести боевых блоков, расположенных у поверхности, и объемным подземным уровнем, с которого и начну обзор боевого сектора форта. Как видно на трехмерной карте, главная потерна форта, соединяющая зону обеспечения и боевую зону, на входе в сектор боевых блоков раздваивается. Одна ее часть ведет к 5 и 6 блокам, вторая к блокам 1 - 4.

user posted image

В форте Шоненбург все боевые блоки размещены в непосредственной близости друг к другу. Такое размещение боевых блоков очень нетипично для фортов линии Мажино и чем оно вызвано, затрудняюсь ответить. Во всех других виденных мною фортах боевые блоки были разбросаны на почтительном расстоянии друг от друга. Этот принцип был заимствован у немецких фортов (так называемых фесте), которые немцы строили на территории Лотарингии перед Первой мировой войной и которые после войны отошли Франции вместе с Лотарингией.

Уже тогда примененная немцами система боевых блоков, расположенных на расстоянии друг от друга и соединенных между собою сетью подземных потерн показала свое превосходство по сравнению с классическими фортами, в которых весь гарнизон и все вооружение были сконцентрированы в одном месте, благодаря чему становились гораздо уязвимее для атак противника.

К сожалению, для посещения доступен лишь один боевой блок №3. Во всех остальных боевых блоках можно осмотреть лишь подземный уровень. Но это не критично, так как все блоки очень похожи между собой по своей конструкции, а третий блок является одним из трех артиллерийских блоков форта, которые представляют наибольший интерес по причине размещения в них поворотной башни с артиллерийскими орудиями. Боевой блок 3 расположен в центре боевого сектора форта и его назначение было - артиллерийское подавление наступающих немецких войск и поддержка артиллерией групп дотов, размещенных в нескольких километрах от форта. Для этого третий боевой блок оснащался двумя 75-милиметровыми пушками, расположенными в поворотной бронебашне.

Так выглядит подземная часть третьего боевого блока внутри которой располагались склады с боеприпасами, комнаты офицеров и солдатов, командный пункт блока, каземат для сбора отстрелянных гильз и еще несколько необходимых для функциональности блока помещений. Рассмотрим подземную часть подробней.

user posted image

Комната командующего боевым блоком.

user posted image

Так выглядит командный пункт боевого блока. Сюда поступала информация из командного центра, после чего тут проводились окончательные артиллерийские расчеты перед передачей данных наводчику артиллерийских орудий при помощи машинного телеграфа.
Так выглядят приборы машинного телеграфа, используемые в фортах линии Мажино.

Эта система перекочевала в подземелья оборонительной линии с флота, где она очень широко распространена. Преимущества машинного телеграфа в том, что во время боя канонада орудийных залпов делала невозможной передачу команд посредством звука. На помощь приходил машинный телеграф.

user posted image
user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 14:39
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Приведу картинку для лучшего понимания устройства подобных боевых блоков. Как видно на картинке, боевой блок представляет собою двухэтажный подземный каземат, чья крыша находится на одном уровне с поверхностью. Толщина железобетонного потолка составляет 3,5 метра а общий вес боевого блока 6700 тонн. Надземная часть блока представлена лишь двумя бронекуполами, один из которых наблюдательно-пулеметный, а второй - поворотная бронебашня с артиллерийской спаренной установкой внутри. Эта картинка не является точным отображением устройства именно этого блока, но дает прекрасное визуальное представление о том как устроены подобные блоки во всех фортах линии Мажино. Отличия лишь в деталях.

user posted image

Расстояние между поверхностью и подземным уровнем форта было около 30 метров. Именно эта глубина для того времени была недостижима для существующих вооружений. Самые мощные бомбы доатомного периода могли создать воронку в земле глубиной 6 метров. При этом вторая бомба, направленная в воронку от первой углубляла ее всего лишь на метр, а следующая еще меньше. Таким образом пробомбить кратер, чтобы достигнуть подземной части форта, вплоть до появления ядерного оружия было невозможно.

user posted image

Еще одна картинка, непосредственно относящаяся к боевому блоку №3 форта Шоненбург. Что меня еще удивило в этом форте, так это то, что подземная часть боевого сектора находится на глубине около 20 метров. Я посетил множество больших и малых фортов линии Мажино и привык к тому, что подъем по лестнице наверх - это минимум 150 ступеней (30 метров) а бывало доходило и до 300 ступеней (60 метров). Тут же лестница в боевой блок была ощутимо короткой, что хорошо видно на рисунке. По моим оценкам глубина залегания боевого сектора около 20 метров, что является самой малой величиной среди всех посещенных мною фортов.

user posted image
user posted image

Так выглядит каземат для сбора отстрелянных гильз, которые по винтовому конвейеру спускались на подземный уровень боевого блока и собирались в специальном помещении, из которого затем вывозились посредством узкоколейки.
Каземат для сбора отстрелянных гильз расположен через стенку от лестничной клетки, ведущей наверх в боевой блок. На картинке можно также заметить устройство винтового конвейера.

user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 28 2015, 14:47
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Преодолев лестницу я попадаю на нижний этаж двухэтажного боевого блока. Тут находится основание огромной артиллерийской установки, высота которой 12 метров, а вес 189 тонн. Это одна из двух подобных бронебашень, являющихся основой артиллерийской мощи форта. Вторая находится в четвертом блоке.
Взгляд наверх. Масштабы сооружения поражают воображение. Бронебашня имеет три этажа, самый верхний из которых - это непосредственно бронекупол с двумя артиллерийскими 75-мм орудиями. На самом нижнем этаже находится подъемный механизм бронекупола.

user posted image
user posted image
user posted image

Бронебашня с 75-мм пушками была оснащена механизмом подъема-опускания, что обеспечивало ее безопасность во время боевых действий. Опущенная башня была неприступна любому оружию того времени, благодаря толщине брони купола 300 мм. Подъем-опускание башни осуществлялось посредством электродвигателя, но в случае выхода из строя электросети была возможность опустить башню вручную. Во время нашего первого бункертура мы исследовали заброшенный малый форт линии Мажино, и несмотря на заброшенность, механизм подъема-опускания бронебашни там до сих пор работает. Благодаря системе противовесов, башню весом более сотни тонн мог опустить или поднять один человек силой своих мышц.

user posted image

Лестница, ведущая через люк внутрь бронебашни.

user posted image
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Страницы: (3) [1] 2 3  Reply to this topicStart new topic


 


Мобильная версия