Powered by Invision Power Board
Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) Выслать повторно письмо для активации

Страницы: (14) « Первая ... 9 10 [11] 12 13 ... Последняя »  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topic

> Парусные Линкоры и их братья поменьше, Парусные кораблт
Dinaburg
Отправлено: Окт 25 2016, 15:56
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




«Еsmeriles» - это разновидность "карронады".


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
Dinaburg
Отправлено: Окт 26 2016, 16:36
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




Как и чем питались моряки парусного флота?М.В.Чекуров в своей книге "Так гласил морской закон" отмечает,что недельный рацион питания матроса английской экспедиции на транспорте "Баунти" ( на котором начался мятеж ) :
- 3 килограмма 200 граммов галет,
- солонина,
- 160 граммов вяленой рыбы,
- 900 граммов гороха,
- 220 граммов сыра,
- спиртные напитки.
Да, и ром выдавали. Вид-то у корабельной пищи, мягко говоря, был не очень съедобным из-за неважных условий хранения. Да и с меньшими братьями нашими - крысками да "стасиками" - корабельными тараканами - делиться приходилось. Моряк ведь ребенка не обидит. Потом в целях экономии ром заменили грогом - подобием коктейля нынешнего ( треть рома и две трети воды с добавлением лимонного сока и сахара). Грог - изобретение английского адмирала Джорджа Вернона, ходившего обычно в плаще из ткани "грограм" и получившего прозвище по этому плащу. Грограм, как и размер выдаваемой "чарки", сократился до привычного нашему уху грога. Пищу готовили на камбузах - корабельных кухнях, но частенько питались всухомятку, особенно, в шторм. Со временем сухари дополнились галетами - сухарями особой выпечки, без соли. Солонина плюс бессолевые галеты - вот и равновесие.На русском флоте моряки снабжались продовольствием с учетом чина и должности, причем продукты выдавались на неделю и каждый мог со своей "пайкой" делать что угодно: хочешь, сразу съедай, хочешь, на камбуз иди, приготовь себе, любимому, что-нибудь вкусненькое.
Лишь в екатерининские времена эту самодеятельность отменили и ввели единое время приема пищи :
- завтрак - 07.00 - 07.30,
- обед - 12.00 - 12.30,
- ужин - 19.00 - 19.30.
На каждого матроса в конце екатерининского правления полагалось в месяц :
- 5, 5 кг мяса говьяжего в виде солонины или свежего,
- 18 кг сухарей,
- 4 кг гороха,
- 2,5 кг гречки,
- 4 кг овса,
- 2,5 кг масла,
- более 0,5 кг соли,
- полкружки уксуса,
- 28 чарок водки.
Вот наешься овса и хоть ржи как лошадь!
Картошки не было, поскольку хранить ее в корабельных условиях тогда еще не могли.
Матросы питались артелями, в состав которой входило несколько бачков, на бачок же приходилось 7 - 10 едоков. Матрос, накрывавший на стол в порядке очереди, звался бачковым.
Надо сказать, что в целях экономии продуктов отходы не выбрасывались, из них готовился так называемый потаж (с поташем не путать) - смесь всего, что осталось в виде пищевых отходов.
На русском флоте, однако, потаж не делали.
Курение, а табак полагался к выдаче с пайком, разрешалось только на баке (на больших кораблях разрешалось и на юте) возле обреза (тазика) с водой для окурков в целях безопасности. Вот таки были дела.
Баловались морячки и разными другими напитками, которые, надо сказать, после вахты под дождем, снегом, промокшим до нитки, помогали справиться с простудой, являясь, так сказать, профилактическим средством.
Рецепты некоторых напитков ну не мог я не привести на этой страничке.
Слушайте внимательно.
Глинтвейн :
Горячий напиток. Состав: красного вина полбутылки, коньяку или рому полбутылки, воды полбутылки, сахара кусками 1/2 фунта, корицы 1/2 палочки, гвоздики 10 штук, мускатного ореха 1 штука.
Приготовление. Орех нужно расколотить на несколько частей, но не толочь мелко, в противном случае будет в стаканах осадок, также корицу и гвоздику. В кастрюлю влить воду и красное вино и положить вышеназначенные пряности и сахар, вскипятить, накрыть крышкою, чтобы пряности не испарялись, затем процедить через сито, влить ром или коньяк, размешать и подавать в стаканах горячим.
Пунш американский горячий :
Состав: сахару 3, 5 фунта, ананасу 1/4 штуки, цедры лимонной 1 шт, цедры апельсинной 1 шт, цедры померанц. 1 шт, чаю желтого 1 чайную ложку, чаю зеленого 1 чайную ложку, рому ямайского 1,5 бутылки, вина шато-икем 0,5 бутылки, мускат-люнель 05, бутылки, мараскину 1/4 бутылки, кирш-вассер 1/4 бутылки, кармину по цвету и кипятку.
Приготовление. Сахар всыпать в кастрюлю, влить воды 1,5 стакана, размешать и поставить кипятить. Когда сахар будет вскипячен, то опустить в него очишенный и нарезанный четырехугольными кусочками ананас и дать постоять часа два, то есть пока сахар не остынет. Затем снять цедру с фруктов и также положить в горячий сахар. И когда сахар совсем остынет, процедить через салфетку. Заварить чай двух сортов в одном чайнике, самый крепкий, и соединить вместе с сиропом, а затем начать вливать все вино и размешать. Затем подкрасить кармином, чтобы получился приятный цвет. До употребления хранить этот пунш в закупоренных бутылках.
Когда требуется подавать пунш к столу, то нужно его разводить кипятком на вкус. Для более крепкого напитка берется бутылка пунша и бутылка кипятку, для более слабого - кипятка добавляют. Подается в стеклянных кружечках или маленьких бокальчиках, положив прежде в каждый бокальчик по 1 или 2 кусочка ананаса. По желанию подается с огнем. При этом нужно сделать из карамели маленькие чашечки или раковинки, налить в них спирту и пустить в бокальчики, чтобы карамель плавала, зажечь спирт и подавать.
Приятного аппетита! rolleyes.gif


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 16:50
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Интерес к моделированию внутреннего устройства корабля формировался веками. Многие модели петровской эпохи показывали парусное судно в разрезе или со снятыми досками обшивки, исчерпывающе копийно демонстрируя его архитектуру и компоновку — вплоть до мельчайших подробностей. Изначально такие модели строились как проектные образцы, чтобы уточнить расположение киля, шпангоутов, бимсов, различных судовых механизмов и элементов резного декора. Так постепенно формировался «адмиралтейский» стиль в моделизме — стиль точного воспроизведения корабля-оригинала.
Но как и кому впервые пришло в голову дополнить разрезы бытовыми сценками из корабельной жизни, до сих пор остается загадкой. А ведь именно такой подход позволяет не просто воссоздать, а оживить сложную конструкцию, наглядно показав назначение отдельных механизмов, отсеков и палуб корабля. Поистине уникальной в этом плане является модельная работа из французского музея de Lorient — двухдечное торговое судно знаменитой Ост-Индской компании. Давайте же вместе пройдемся по его палубам — снизу вверх, от трюма к шканцам…
Трюм
При подготовке корабля к плаванию его предварительно снаряжали, заполняя трюм различными припасами и продовольствием. Но прежде — для придания кораблю остойчивости — на дно трюма грузили чугунный балласт в виде брусков, которые укладывали впритирку друг к другу, от одного борта к другому. Поверх чугунного балласта засыпался мелкий камень. А чтобы балласт не перекатывался из стороны в сторону во время качки, трюм делили переборками на отсеки.

user posted image

Устройство трюма.

Отсек в носовой оконечности судна носил название водного трюма — здесь находились все запасы пресной воды, рассчитанные на долгое морское путешествие. Разумеется, водный трюм всегда старались загрузить до отказа. Нижний ряд (лаг) бочек, самых крупных по величине, до половины зарывали в каменный балласт. После наполнения их водой сверху помещали лаг бочек меньшего размера, а затем плотно укладывали самые маленькие бочки верхнего лага. При укладке над бочками оставляли минимальное пространство (около 1 м), чтобы матросы хоть как-то могли работать в трюме. Промежутки между бочками среднего и верхнего лагов балластом не засыпались, а заполнялись дровами. В некоторых бочках водного трюма хранилась провизия — вино, масло, солонина.

Между фок- и грот-мачтой был устроен отсек для хранения канатов и запасных такелажных снастей. Около грот-мачты устанавливались помпы, которые выкачивали за борт воду со дна трюма. Вокруг них сооружали специальный ящик, так называемый вель, или льяло. Он шел от самого днища до нижнего дека, предохраняя помпы от засорения и повреждения. Сразу за грот-мачтой располагался грузовой трюм, заполненный тюками. Как видно на фотографии, небольшой проход для матросов оставался лишь у спускного люка.

user posted image

Такелажный и грузовой отсеки трюма.

С грузовым трюмом соседствовали капитанский и офицерский погреба, в которых хранили провизию и боеприпасы. Дно этих погребов засыпали песком, а в самих погребах на военном корабле устраивались специальные отделения для бомб и гранат. В носу и корме судна находились крюйт-камеры для хранения пороха и его насыпки в картузы. Над крюйт-камерами команда раскладывала артиллерийские принадлежности: рога, кокоры, пыжи и зажигательные трубки.
Кубрик
На расстоянии 1,9 м под верхней палубой корабелы сооружали сплошной помост, который занимал всю ширину судна — он назывался кубриком. На военных кораблях нижняя палуба несла самые тяжелые орудия, тогда как пушки среднего калибра размещались на верхней палубе, а легкие орудия устанавливались на баке и шканцах. Торговые суда не имели пушек крупного калибра, и кубрик использовался исключительно в хозяйственных целях. В нем держали весь сухой провиант — кули с мукой, солью, крупой. Там же хранилось хозяйство кока — котлы, тарелки, чарки, весы.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 16:55
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




user posted image

Кубрик.

Ближе к носовой части нижней палубы жили матросы и солдаты. На фото хорошо видны рундуки с личными вещами команды, сверху лежат свернутые гамаки, заменявшие койки. Рядом размещались каюты шкиперов, у которых всегда можно было разжиться парусиной, тентами и нитками для ремонта парусов. Здесь же хранили лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.
Средняя часть кубрика предназначалась для больных и раненых. Нередко рядом с ними за тонкой загородкой находился живой груз — рабы или домашние животные.

user posted image

Средняя часть кубрика

Верхняя орудийная палуба
Наиболее насыщенной жизнью жила верхняя орудийная палуба, или опер-дек. Для самозащиты крупное торговое судно вооружалось 12-20 пушками малого и среднего калибра. Канониры практически никогда не покидали своих орудий, там же ели и спали, а рундуки с их личными вещами стояли прямо у пушечных лафетов. В носовой части палубы, под баком находился камбуз — корабельная кухня. Взглянем на фото: как быстро спорится работа у кока и его помощников. А как аппетитно выглядят два огромных индюка на вертеле — просто забываешь о том, что они сделаны искусной рукой из папье-маше!..

user posted image

Камбуз.

Впереди камбуза с одного борта обустраивали судовой лазарет, а с другого крепили фитиль. Рядом с фитилем обязательно — береженого бог бережет! — стояла бочка с водой.
За фок-мачтой на верхней палубе устанавливались ростры — подставка для шлюпок и запасного рангоута. По обеим их сторонам шли проходы (шкафуты).
Большой шпиль, служивший для выборки якорей, обычно располагался между гротом и бизань-мачтой. С другой стороны от грот-мачты размещали малый шпиль, который использовался для подъема тяжестей. На время плавания между малым и большим шпилями сооружались клетки для живности, которая скрашивала суровый морской рацион: кур, уток, гусей, поросят.

user posted image

Верхняя орудийная палуба.

На верхней палубе находилась и корабельная канцелярия, неподалеку от которой складывалось абордажное оружие — мушкетоны, пистолеты, пики. Для хранения ружей было выделено специальное место перед бизань-мачтой.
Часть палубы за грот-мачтой, под шканцами, отводилась для размещения артиллерийских офицеров, штурманов, мичманов и гардемаринов (на фотографии они уже приготовились к обеденной трапезе).

user posted image

Под шканцами.

В кормовой части корабля располагалась кают-компания — ее занимали капитан-лейтенанты и лейтенанты. Здесь же ставили большой стол, за которым по зову судового колокола, рынды, собирался за трапезой весь старший офицерский состав — хорошая возможность обсудить корабельные дела. У кормовых окон, под лавкой, скрывался винный погреб, хозяйничать в котором разрешалось не каждому. По бортам шторами были выделены миниатюрные офицерские каюты с койками. С кают-компанией соседствовала каюта стюарда, где стоял буфет с посудой и столовыми приборами для сервировки офицерского стола.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 16:58
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




user posted image

Кают-компания.

Шканцы
От грот-мачты начинались шканцы, или квартердек, простиравшиеся до самой кормы. На шканцах устанавливался судовой компас (нактоуз). Шканцы служили местом прогулок для знатных пассажиров, здесь же стояла скамейка, где, выкуривая трубочку-другую, отдыхал капитан. Это вовсе не означало, что квартердек не использовался в хозяйственных целях — вся его центральная часть была занята клетками с домашней птицей.

user posted image

Шканцы
В самой корме, по соседству с кормовыми раковинами, располагалась капитанская каюта. Несмотря на богатый резной декор, кормовые раковины играли сугубо утилитарную роль. В левой раковине обычно находился чулан для хранения навигационных инструментов — глобуса, карт, астролябии. Раковина по правому борту использовалась в качестве туалетной комнаты. На верхнем ее ярусе устанавливалась медная ванна для капитана; снизу размещались гальюн и рукомойник.

user posted image

Устройство кормовой раковины
Top
Dinaburg
Отправлено: Окт 26 2016, 17:15
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




ОБИТАЕМОСТЬ :"..Техника кораблестроения находилась на таком уровне, что для экипажей не могли быть обеспечены самые элементарные удобства.Как свидетельствует в книге «История военно-морской медицины русского и советского Военно-морского флота» полковник медицинской службы В. Сосин, размещение было очень стесненным: офицерский состав жил в 2-4-местных каютах, расположенных в кормовой части средней палубы, а рядовой состав – на нижней. На одного человека приходилось не более 2-3 кубических метров воздуха. Единственным местом, где разрешалось разводить огонь, был камбуз. Отопления на кораблях не существовало. Только каюты офицеров иногда отапливались жаровнями с нагретыми камнями или пушечными ядрами. Через верхние люки и иллюминаторы в крышках орудийных портов воздух мог проникать в помещения, расположенные только на верхней и батарейной палубах. В свежую погоду, когда все задраивалось, вентиляция помещений прекращалась вообще.Освещались корабельные помещения фонарями с «деревянным» маслом и сальными свечами. В вечернее и ночное время на палубах царил полумрак. Канализация отсутствовала. Отхожими местами служили устраиваемые у бушприта выносные плахи – «галиуны». Из трюмов шло страшное зловоние от застоявшейся воды и гниющего мусора.Сложнейшей проблемой было обеспечение кораблей пресной водой. Хранилась она в бочках по 25, 35 и 60 ведер. Они устанавливались в трюме поверх балласта. Через 10-15 дней вода портилась и начинала издавать дурной запах. Все попытки найти способ сохранить ее свежесть оставались безрезультатными. Воду приходилось расходовать очень экономно: матросам для питья выдавали ее только в присутствии офицера. Для личной гигиены пользовались забортной водой.Ассортимент продуктов, употреблявшихся на кораблях парусного флота, был точно регламентирован морским уставом. Нормы пищевого довольствия по калорийности были по нынешним понятиям вполне удовлетворительными (в среднем около 3.500 калорий). Однако питание отличалось крайним однообразием. Возмещая основные затраты организма белками, жирами и углеводами, пища моряков того времени была бедна витаминами. Проблема хранения продуктов была не менее сложной, нежели хранение пресной воды. Небольшой запас «живой» провизии (свиньи, бараны, куры) предназначался только для офицеров и больных. В остальном это были соленое мясо, различные сухари, овсяная крупа, кислая капуста. В плавании каждый член экипажа получал чарку вина или водки.До 1790 года личный состав кораблей питался поартельно. Матросы получали провизию на неделю и хранили ее в рундуках. Приготовление пищи производилось для каждой артели отдельно. Офицеры также заботились о своем питании самостоятельно. Впоследствии, для того чтобы избежать загрязнения кораблей, неизбежного при артельном питании, продукты перестали выдавать на руки, и пищу стали готовить в одном общем котле. Для офицеров были организованы кают-компании. Цинга и некоторые виды лихорадок долгое время считались заболеваниями, присущими только морякам. Появление цинги связывали с длительным употреблением соленого мяса и главным образом с недостатком телодвижений, а поэтому цинготных больных «лечили», заставляя бегать по палубам и таскать пушечные ядра. Корабельные работы (постановка парусов, управление рулем, переноска снарядов), требуя колоссального физического напряжения, чрезвычайно изнуряли команды и часто приводили к тяжелым травмам. Многие заболевания были непосредственно обусловлены спецификой труда на парусном корабле: трещины ладоней у марсовых, конъюнктивиты у сигнальщиков, сморщивание ладонной фасции у рулевых, прогрессирующая глухота у комендоров. Морякам всех специальностей были свойственны хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с однообразным и неполноценным питанием, и изменения в коже – «матросская кожа» под воздействием ветра, солнца и морской воды.Высокая заболеваемость и смертность были серьезной угрозой боеспособности флота. Так, в 1757 году отдельная крейсерская эскадра вице-адмирала Полянского во время плавания в Балтийском море в целях блокады берегов Пруссии, за полтора месяца из состава экипажей в 4.200 человек, не имея боевых столкновений с противником, потеряла 288 человек умершими. Вышедший от берегов Пруссии в Кронштадт осенью 1761 года линейный корабль «Астрахань» в результате огромной заболеваемости команды (175 больных) оказался жертвой стихии: обессилившая команда не сумела предотвратить несчастье, корабль был выброшен на берег острова Даго, где и разбился..." sad.gif


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
Dinaburg
Отправлено: Окт 26 2016, 17:19
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




САНИТАРИЯ : "..Чума постоянно появлялась на границах русского государства. В системе противоэпидемического обеспечения одной из важных задач было не допустить проникновения инфекции в глубь страны. Учитывая, что общение с другими странами большей частью шло морским путем, роль флота была при этом очень велика. Начальникам портов были даны строгие приказы в отношении порядка допуска судов из-за границы. В Регламенте морском имелся особый пункт с разъяснениями, каким образом поступать с больными, прибывающими на кораблях: их рекомендовалось после мытья и смены одежды направлять в изоляторы, а корабли немедленно сжигать. Для изоляции больных, снятых с кораблей, на карантинных островах строились специальные больницы-изоляторы.Вот как, например, боролись с чумой в восьмидесятых годах восемнадцатого столетия в Херсоне, где в то время сооружались эллинги под корабли Черноморского флота. В городе установили карантин. Дабы отогнать «моровые поветрия», а тогда считалось, что чума распространяется по воздуху, на улицах разводили костры, окуривали жилища, но эпидемия усиливалась. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой. Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Команды были разделены на артели. У каждой имелась своя палатка из камыша, по сторонам которой были установлены козлы для проветривания белья. На значительном удалении располагалась больничная палатка. Если в артели появлялся заболевший, его немедленно отправляли в отдельную палатку, а старую вместе со всеми вещами сжигали. Остальные артельщики переводились на карантин. Общение одной артели с другой было строго запрещено.Первым, кто разработал предохранительные прививки против чумы, был русский ученый, врач Д.С. Самойлович, более 40 лет проработавший во флотских госпиталях. Время не стояло на месте, и с годами накапливался опыт по лечению тех или иных страшных болезней. Так, в 1820 году вышла книга П.С. Вишневского «Опыт морской военной гигиены или описание средств, способствующих к сохранению здоровья людей, служащих на море». В этом труде внешняя среда рассматривалась в связи с воздействием ее на организм человека, вскрывались причины болезней, рекомендовались рациональные меры профилактики применительно к условиям русского флота (упорядочение режима труда и отдыха матросов, гигиена питания, водоснабжения, одежды, меры борьбы с цингой и различными заразными болезнями и т.п.). Книга эта была значительно полней и конкретней по содержанию, чем аналогичные переводные руководства английских врачей Линда и Блена. Весьма характерной была разработка различных документов для руководства в плавании. Так, в инструкциях офицерам содержалось множество требований, касающихся сохранения здоровья экипажей (правила уборки и вентиляции корабельных помещений, указания о периодичности смены белья). Командиры кораблей принимали непосредственное участие в заготовке воды и продовольствия, сборе противоцинготных средств, использовали все возможности для освежения продовольственных запасов и воды в иностранных портах во время походов.Стала понятной необходимость придирчивого отбора экипажей кораблей. В правилах отбора появилось требование брать в плавание только тех, «кои наперед сего не были одержимы цинготною, любострастною, чахоточною болезнью, равно и при выборе не будут иметь как сих припадков, также склонности к чахотке, грыже и других органических недостатков…»
На основании опыта плаваний в различных условиях устанавливались рациональные нормы потребления пресной воды. Активные поиски средств ее «освежения» если еще и не решали этой проблемы полностью, то давали определенный эффект, удлиняя сроки ее хранения.В 1838 году вышла брошюра известного русского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна «О сохранении здоровья матросов на кораблях». В ней излагалось мнение, что причинами широко распространенных заболеваний среди моряков, и прежде всего цинги, являются сырые и плохо вентилируемые жилища для команд на кораблях, недостаточная и нездоровая пища, недоброкачественная вода и ограничения в ее употреблении, недостаток в зелени и овощах, постоянные изнурительные работы, печальное расположение духа. Крузенштерн считал, что «ни одно лекарство не действует на больного так успешно, как попечение капитана и офицеров, которые, посещая его болезненный одр, и заботятся, чтобы помочь ему. Не говоря уже о медике, который должен посещать больных не один раз в сутки, а несколько раз, и к трудным приходить не только днем, но и ночью». unsure.gif


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 17:31
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Вода
Не будет преувеличением сказать, что проблема чистой питьевой воды была основной проблемой гребного и парусного флотов в течение многих веков. Ещё римский флот озаботился проблемами хранения чистой воды и изобрёл так называемую поску (posca) — смесь 1–2 ложек винного уксуса со стаканом воды.
Уксус в этом случае замедлял порчу воды и позволял хранить её от 7 до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Хранили воду в тростниковых бочках, обмазанных глиной. Тростник в этом случае играл роль термоса, какое-то время не давая воде прогреваться. Примерно те же меры принимались вплоть до конца XVIII века, правда, тростниковым бочкам пришли на смену 10-галлоновые дубовые.
Многовековая битва моряков за свежую воду развивалась крайне медленно — изобретения в этой сфере до XX века отодвигали порчу воды буквально на считанные дни. Собственно, алкоголь на флоте в Новое время играл роль именно антисептика: употребление тухлой воды вызывало дизентерию — страшный бич моряков на протяжении 5 столетий, погубивший и самого Френсиса Дрейка. Естественно, смешивание алкоголя и воды не было единственной попыткой выправить ситуацию.

Следующий шаг сделали французы во времена Кольбера: они начали устраивать примитивные фильтры. Воду периодически сливали в пустые бочки через марлю, наполненную просеянным чистым речным песком, тем самым убирая часть активных элементов, отвечающих за порчу.
В 1680-х проводились эксперименты по фильтрации воды с помощью калийной соли и калийной селитры. Воняла вода после такой процедуры очень сильно, но 1 часть вина, добавленная к 6 частям воды, немного отбивала неприятный запах.
Ещё один способ получения свежей воды в море – это кипячение, а также его крайний вариант – опреснение способом дистилляции морской воды.
Здесь следует понимать, что для нагревания воды массой 1 кг от 0°С до 100°С необходимо 420 кДж тепловой энергии. А для того чтобы обратить эту воду в 1 кг пара с температурой, равной тем же 100°С, требуется уже 2260 кДж энергии! Вспомнив, что средняя удельная теплота сгорания дров составляет 15 МДж/кг, и приняв КПД теплоотдачи за 25%, мы получим, что для нагрева до 100 градусов (кипячения для обеззараживания) всего лишь 1 кг воды нам потребуется в среднем 1,2–1,7 кг дров в зависимости от породы.
А для опреснения литра морской воды понадобится 6,6–7,8 кг дров. Если вспомнить, что, например, на фрегате «Конститьюшн» запас питьевой воды составлял 140 тысяч литров, будет ясно, что нужный объём дров дров на корабле просто не поместится. С углём ситуация хоть и выглядит немного лучше, но тоже остаётся совершенно фантастичной.
В Древнем мире к добыче пресной воды подходили достаточно изобретательно.
Моряки вывешивали по ночам за борт корабля шкуры овец. Шкуры впитывали влагу (испарения морской воды), а утром, отжав их, моряки получали пресную воду. Но этот способ подходил для античных бирем и трирем, а вот для 74-пушечника с 700–800 матросами на борту такой вариант водоснабжения был фантастичен.
Ещё в 1589 году королева Елизавета I назначила огромную премию (10 тысяч фунтов стерлингов) тому, кто предложит эффективный и экономичный способ опреснения воды. Но премия так и осталась невостребованной. К концу XVIII века наметилось три направления, по которым шли исследователи в этой области.
сохранение набранной воды;
обеззараживание уже имеющейся воды;
опреснение морской воды.
В 1750 году во Франции Жозефом Эми был изобретён первый полноценный фильтр для воды — он состоял из шерсти, губки и древесного угля, помещённых в воронку с отстойником. В 1770-х это изобретение начали автоматически вставлять в водоналивные бочки на кораблях французского флота. Англичане совершили прорыв к 1780-м годам. Оказалось, что добавление 300 грамм лимонного сока на 2 литра воды резко снижает количество микроорганизмов в ней, улучшает вкусовые качества и позволяет хранить воду на 5–7 дней дольше.
Следующим шагом стал экспериментальный ввод в эксплуатацию на кораблях американского флота в 1805 году железных оцинкованных цистерн для хранения воды вместо деревянных бочек. Так появился знаменитый 44-gallon drum (44-галлонная железная бочка).
Оказалось, что вода к железной оцинкованной бочке портится гораздо медленнее, чем в деревянной. К 1830-м годам начинается триумфальное шествие железных бочек и цистерн для хранения воды.
К 50-м годам XIX века благодаря принятым новшествам вода на кораблях могла храниться довольно долго (до 4–6 месяцев), не теряя при этом особо своих потребительских качеств. Со времён Армады удалось увеличить время хранения воды (тогда оно составляло 2 месяца) в 2–3 раза.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 17:36
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




На протяжении веков запасы воды на кораблях, в основном, хранились в деревянных бочках.
Основной проблемой этих ёмкостей была следующая закономерность: стоило воде в такой таре стухнуть пару раз, как сама бочка становилась рассадником грибков и бактерий.
Если владельцы торговых кораблей пропаривали или обжигали бочки перед заливкой воды, командиры военных кораблей чаще всего этого не делали, или делали, но халтурно. Причин у этого было несколько.

Причина первая — большое поле для прессинга новых экипажей. То есть «нечего людишек жалеть, бабы ещё нарожают».
Причина вторая — несмотря на дисциплину, капитан не может уследить за всем. Выполняют приказания матросы, а принцип «солдат спит — служба идёт» никто не отменял.
Причина третья — слабая грамотность, в том числе и в медицине, не только матросов, но и офицеров.
Причина четвёртая — непонимание причин того, почему вода тухнет.

Периодически появлялись идеи делать бочонки из морёного дуба. В нём, действительно, вода не портилась месяцами. Но обходилась такая бочка дороже коньяка, в неё налитого. Поэтому, как говорят, «идея не вышла из лабораторной стадии».
К слову, в торговом флоте за каждого опытного матроса держались, поэтому принимали меры к тому, чтобы сократить смертность экипажей.
Капитан и владельцы коммерческих кораблей в портах покупали воду для своих экипажей по возможности болотную, так как вода из глубоких торфяных болот (не путать со стоячими, «гнилыми») обладала антисептическими свойствами. И хранилась она вдвое-втрое дольше обычной, речной. Военным морякам о такой роскоши, как правило, приходилось только мечтать.
Упомянем и способ пополнения запасов дождевой водой. Обычно во время дождя над палубой растягивали парусину или под нижней шкаториной паруса пристраивали мягкий U-образный рукав. Капитаны не стеснялись пройти через зону ливней для пополнения запасов пресной воды.

Командование корабля по возможности пило не воду, а алкогольные напитки, иногда разбавленные водой. Практически всё выпивалось офицерами из серебряной посуды. Команда обходилась оловянными или медными кружками. Эти металлы тоже обладают бактерицидными свойствами, хотя в размерах явно не терапевтических.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 17:39
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Сыр в масле.

Отдельно стоит остановиться на таких продуктах, как сыр и масло.
Решение проблемы снабжения английского флота (да и армии) сыром растянулось на целых три века. Конечно, во время плаваний на близкое расстояние этот прекрасный продукт всегда был в рационе британских моряков. Но он имел свойство быстро отсыревать и портиться.
В рацион английского флота сыр был впервые введён аж в 1580 году, и это был знаменитый саффолкский сыр. Матросы шутили, что «головку саффолкского сыра можно запросто использовать в качестве одного из колёс телеги, и ещё неизвестно, что быстрее развалится – деревянное колесо или колесо из этого твердокаменного сыра».
Эндрю Шиллинг, кэптен английской Ост-Индской компании, в 1621 году не без сарказма писал, что крысы на его корабле смогли прогрызть даже двухдюймовую доску в провиантскую комнату, но вот саффолкский сыр им оказался не по зубам – даже их острые зубы не смогли с ним справиться.
При этом, несмотря на свою твёрдость, в дальнем походе саффолкский сыр был небезопасен – в нём заводились навозные черви, и сам он приобретал осклизлый вкус и ужасный запах.

Собственно, те же самые проблемы были и в Голландии, которая считается родиной сливочных сыров, таких как гауда, маасдам, эдам, боеренкаас и другие. Что только не делали голландцы, дабы защитить свои сыры от разрушающей плесени! Головку сыра покрывали воском, строили специальные сушильни, увеличивали содержание соли – всё без толку.
Сыры в дальних походах покрывались плесенью, гнили, в них заводились черви… Итог был один: они становились несъедобными.
Как ни странно, но проблему долгого хранения сыра-пармезана удалось решить итальянским монахам–доминиканцам. Весь секрет в том, что пармезан покрывается плесенью только снаружи, внутрь плесень не идёт. В итоге при весьма простых мерах по сохранению сыра его можно хранить и употреблять довольно долго.
Начиная с XVII века закупки пармезана сначала на голландском флоте, а потом и на английском начинают возрастать. Однако, опасаясь зависимости от Испании (а Парма и Модена тогда были вассалами испанцев), последние всё же решили импорт пармезана ограничить.
После долгих мучительных раздумий в 1758 году в Роял Неви решили убрать с флота саффолкский сыр и заменить его сортами «Чешир», «Чеддер», «Глостершир» и «Варвикшир». Но и эти сыры не могли храниться долго (до 6 месяцев), поэтому в дальние походы старались всё же снабжать корабли пармезаном.
Были предприняты и другие меры. Стремясь стимулировать производителей делать качественные сыры, Адмиралтейство заявило, что оно может кредитовать производителей сыров сроком на год.
При этом часть денег (20%) выдавалась сразу, а вторая часть – через три месяца после поставки продукции на провиантские склады Адмиралтейства, после оценки качества продукта. То есть если сыр за три месяца не загнил – значит, товар качественный.

Обеспечение сыром считалось настолько важным, что в 1778 году был выпущен «Закон о 12 унциях», где по дням расписывалось снабжение матросов в том числе и этим продуктом.
Прорыв произошёл к 1800-м годам. В это время были достаточно широко освоены технологии производства сыров, аналогичных пармезану, и на флотах (речь прежде всего об английском, американском и испанском) сырная проблема была в известной мере решена.
Но этого нельзя было сказать о сливочном масле. И чего только не перепробовали на флоте для увеличения сроков его хранения! Подсоленные куски помещали в соляном растворе в бочках, корабли снабжали топлёным маслом, использовали масло козье и масло овечье – но более месяца-двух хранить его никак не получалось. И очень часто выходило так, как в ситуации, описанной в мемуарах Джеймса Харди Вокса:
«Кэптен Кинг приказал стюарту скорректировать рацион команды, поскольку баталеры доложили, что сегодня окончательно стухло сливочное масло и сыр. Запах был настолько зловонным и тягучим, пробивавшимся даже через закупоренные бочки, что командир без раздумий велел выкинуть бочки с сыром и маслом за борт, боясь, что от гнилого воздуха на корабле разовьются инфекции и болезни».
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 17:42
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




«Дохлый француз»

Перейдём к мясу. Самый простой рецепт солонины, которую готовили на Королевском военно-морском флоте, выглядел так:
«Шесть фунтов говяжьей/свиной грудинки, 3 моркови, нарезанные по диагонали, 3 луковицы, соль, кардамон, черный молотый перец, гвоздика, сельдерей, кайенский перец, 1 пинта пива. Мясо смешивалось со всеми ингредиентами (кроме пива), заливалось водой и варилось на медленном огне 4 часа. Потом доливалась пинта пива, и мясо доходило на огне еще час. Далее мясо вынимали, охлаждали и плотно прессовали в бочки».
Это один из рецептов приготовления солонины, которым пользовались ещё с XVI века. К XVIII веку было внесено только одно кардинальное новшество: розовая соль. Ее использование придавало солонине красный оттенок, тогда как при использовании обычной соли оттенок был грязно-бурым. Считалось, что солонина становилась приемлемой как минимум после двухлетней выдержки.
Джордж Энсон ввёл градации по качеству для мяса, используемого при приготовлении солонины — small beef, cargo beef, best mess beef. «Малая говядина» с жилами и большими прослойками жира считалась минимально приемлемой по качеству, «лучшая постная говядина» с одним-двумя ровными тонкими слоями жира считалась самой лучшей. Традиционно флот для выделки солонины закупал мясо в Ирландии — оно считалось самым лучшим по качеству.
При всех достоинствах солонины, с ней была одна существенная проблема. Чем дольше она хранилась – тем твёрже становилась. Пересоленная, тёмная и такая твёрдая, что моряки вырезали из неё фигурки и полировали их, она хранилась в бочонках по два и более года. Перед употреблением солонину следовало вымачивать не менее суток. Во время варки такого мяса на поверхность всплывала пенистая и жирная грязь, половина которой шла на различные смазочные нужды корабля, а половину забирал кок, продававший её свечникам. При этом запрещалось продавать это вещество команде (считалось, что оно может вызвать цингу), однако некоторые коки тайно нарушали запрет.
После нескольких месяцев плавания солонина в бочках из своеобразного цвета красного дерева с прожелтью приобретала коричневато-зеленоватый оттенок. От неё исходил натуральный трупный запах. Поэтому в Роял Неви солонина получила прозвище «дохлый француз».

Основным блюдом из солонины был знаменитый «лабкаус» — мелко рубленная варёная солонина, смешанная с перемолотыми солёными селёдками и истолчённая затем в жиденькую, сдобренную перцем кашицу. Этот «мусс» могли глотать даже тяжелобольные. Немало матросов было обязано ему жизнью. Само название — «лабскаус» — пошло от норвежцев и дословно означает «легкоглотаемое». Рецептура лабскауса с течением времени менялась, и в более поздних плаваниях в него стали добавлять также лук, солёные огурцы и картофель.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 17:44
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Сухари.

Сухари были введены в обязательный рацион Роял Неви в 1660-х годах Сэмьюэлом Пипсом, хотя использовали их в плаваниях ещё древние египтяне. И как только не обзывали эти сухари! «Морские бисквиты», «малярийный хлеб», «замок для червяков» — названий не счесть! До времен Пипса сухари закупали у сторонних производителей. А вот в 1667 году для флота было решено наладить собственное производство.
Состав флотских сухарей был прост и незатейлив – пшеничная мука, соль и вода. Месили тесто, тонко раскатывали, разрезали на формочки и пекли. Пекли несколько раз, стремясь убрать всю влагу из изделия, чтобы сухари были невосприимчивы к плесени. После этого их можно было хранить практически вечно, если, конечно, держать в сухом месте. К примеру, во время Гражданской войны в США войскам в качестве пайков были выданы сухари, приготовленные в 1840-х годах, то есть 15 лет назад.
Поскольку такой сухарь даже здоровыми зубами разгрызть фактически невозможно (ходили даже байки, что настоящие флотские сухари не пробьёт и мушкетная пуля) – их размачивали в воде, алкоголе, пиве, чае или кофе. На сухари в Роял Неви ставилось клеймо производителя, и за качеством продукта следили жесточайшим образом.
Беда с сухарями начиналась на самих кораблях.
Во-первых, там невозможно было достичь стопроцентного избавления от влажности. Поэтому вскрытые бочки с сухарями быстро покрывались плесенью. Кроме того, в сухарях, даже в идеальных условиях, заводились личинки долгоносиков. Их удаляли, погружая сухарь в воду, и после того, как личинки всплывали – их вылавливали и выбрасывали. Впрочем, некоторые матросы предпочитали просто есть в темноте, чтобы не видеть кишащих в сухарях личинок.
Сухари, растолчённые в крошку, использовались в качестве загустителя жидкой пищи или бульона (отсюда, кстати, пошли все рецепты вассер-супов).

В конце XVIII века во флоте решили ввести галеты – сухари, выпекающиеся без соли. Мысль была проста. Раз солонина соленая, а сухарь будет без соли, то одна пища уравновесится другой. Кроме того, поскольку галеты несолёные, они меньше подвергаются порче из-за влажности. Только эпоха пара поколебала гегемонию сухарей во флотской пище. Постепенно корабли начали оснащаться своими хлебопекарнями. Тем не менее, сухари и галеты широко использовались даже в XX веке.
Top
Dinaburg
Отправлено: Окт 26 2016, 18:04
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




Цитата (Эмден @ Окт 26 2016, 17:59)
Сухари.

Про морские сухари.Были,т.н. "сухари двойной или тройной закалки" :
Закалка сухаря – уже подсушенный около пяти суток на воздухе испеченный хлеб (сухарь простой) – помещали на специальных лотках в раскаленную печь (около 140-160 градусов по цельсию) на определенное время – это процесс "закалки" – получали сухарь ДВОЙНОЙ закалки – потом сухарь "досушивали" пару суток и еще раз калили в печи – тройная закалка. Тройная – в смысле одна сушка и две закалки.В Кронштадте до сих пор сохранилось самое крупное в Европе здание производства "Морских сухарей" – Сухарный завод Кронштадтского Военного порта. Там теперь молокозавод (ул Мануильского, 20). Это производство выпускало 700 кг сухарей тройной закалки в сутки (это соответствует примерно 1,5 тонны свежего хлеба в сутки).Так вот тамошние сухари выдерживали "без червя" полгода в тропиках – для двойной закалки, и почти два года – для тройной. При условии понятно "сухости" в броткамере. Которую поддерживали всеми известными способами – при подмачивании качества сухарей тут же терялись. Твердость же была соответствующая – о сухарь можно было "править" бритву, подтачивать как об абразив.Сухари "закаленные", кстати, стали причиной так и не потушенного пожара на крейсере "Варяг" во время боя в Чемульпо – пожар в "броткамере" сухарей и муки в ходе боя потушить так и не удалось – все сухое и горит отменно – а пожарные шланги перебило осколками.Тройную закалку вы сможете проделать дома при помощи тостера – вам надо прожаривать на тостере кусочек хлеба пару-тройку раз – с промежутком в несколько суток.И рецепт для гурманов – мурцовка флотская – в крепко заваренный черный чай крошат подсоленный репчатый лук и "тройные" сухари и густо заливают подсолнечным маслом. Приятного тык скыть аппетита...А нидерландские морские сыры – ими ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно было стрелять вместо ядер... (Правда сыры швейцарских солдат образца века так 16 от них сильно не отставали – другой разве что была форма – этакий мельничный жернов (что бы носить за спиной на палке) вместо имитации 12-18 фунтового ядра.А австрийские военные хлеба – пайковые "краюхи" – одна на 3е суток – этакая почти в 4 кг дура? В битве при Садовой (1866) были солдаты у которых в этих краюхах приторченных за спиной сверху к ранцу реально застревали пули, спасая тем самым солдатам жизнь (иначе пуля бы попала в голову или шею).А как разок "на полуострове" в Наполеоновскую эпоху британские саперы починили мостик португальской сушеной треской (бакала) вместо бревен – двухметровые рыбины высушенные до полного одеревенения выдержали якобы даже пушки... bang.gif


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
Dinaburg
Отправлено: Окт 26 2016, 18:13
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




Что и говорить,но судьба матроса на парусном корабле никогда не была легкой. Впрочем, в Англии XVII века считали, что она и вовсе хуже каторги. И если добровольно отправляться на каторгу желающих, понятно дело, не находилось, то и охотников послужить во флоте, соответственно, особо много тоже не было. Между тем матросов требовалось все больше и больше, потому что рос флот, росли имперские аппетиты… И тогда вербовщикам дали понять, что сколь бы ни были грязными их методы, им все простится, лишь бы парень поставил росчерк или отпечаток пальца под контрактом, а в каком виде его потом доставят на корабль – пьяным вусмерть, без сознания, связанным или в кандалах, это уже дело второе. Так и получалось, что на борту кораблей, наряду с матросами-«добровольцами», оказывались сотни и тысячи бывших нищих и разбойников, пьяниц и буянов. Та еще компания! И этой компанией надо было как-то управлять. И не было в те времена иного мнения, что лучшее средство здесь – наказание и, соответственно, страх наказания.Самым жестоким наказанием на парусных кораблях считалось килевание, то есть протягивание под килем корабля (keelhauling).Сами англичане при этом кивают на голландцев, у которых они позаимствовали этот способ в XVII веке. И отчасти они правы, потому что еще в XIII веке в Ганзейском указе есть упоминание о килевании: «Тот должен быть протянут под килем, кто сквернословит, играет, злоупотребляет своим оружием или спит на вахте». Но правы англичане лишь отчасти, поскольку килевание было достаточно распространено еще в античные времена, чему ему изобразительные доказательства в виде рисунков на амфорах. Не приходится, однако, спорить с тем, что именно на британском флоте килевание не только проводилось чаще, чем где-либо, но и «обросло» правилами и традициями. Впрочем, ничего особо сложного в этой экзекуции не было: на ноках грота-реи, выступающей на кораблях с прямыми парусами за линию бортов, укреплялось по блоку; через блоки пропускался трос, предварительно заведенный под киль; к тросу привязывали штрафника и перетягивали его под килем от одного борта к другому и обратно. Конечно, бывало, что трос заедало, и несчастный захлебывался, ну так без издержек никогда не обходится. Но подобное случалось редко. Чаще подвергнутый экзекуции умирал от бесчисленных порезов ракушек, которыми обрастали корабли, и ударов о кромки киля.Были и другие наказания, столь же распространенные. Например, «созерцание неба»: провинившегося матроса связывали и поднимали к топу мачты, где ему предстояло провисеть целую ночь, или целый день, или день и ночь.Еще одно наказание называлось «погружение в море»: матроса привязывали к бревну, один конец которого был утяжелен ядрами; к другому концу бревна привязывался трос; затем бревно и человека подтягивали к ноку реи и резко отпускали; бревно становилось своеобразным поплавком, и то погружалось в воду, то вновь показывалось на поверхности; потом бревно подтягивали к ноку и… снова бросали.Более мягким наказанием считалась «буксировка»: проштрафившегося матроса сажали в буксируемую шлюпку – из тех, что похуже, текущую, а для вычерпывания воды вручали кружку или поварской черпак.Наконец, приговоренного к наказанию можно было провести «сквозь строй», но это наказание никак нельзя считать «чисто морским», просто на суше в ход шли ивовые прутья и шпицрутены, а на кораблях - линьки. И каждый в строю должен был стегануть провинившегося: и не дай тебе Бог, если удар будет слабым, сам спину подставишь.И все же самым распространенным наказанием было бичевание «девятихвостой кошкой» - с рукояткой длиной в один фут и ремнями или веревками, на концах которых завязывали один-два узла.Как проводилась порка? Приведем отрывок из книги Ханке Хельмута «Моряк, смерть и дьявол» : «Ареной было место у грот-мачты. Все собирались вокруг, нижние чины отдельно от офицеров, затем осужденный конвоировался двумя вооруженными матросами к мачте. Капитан оглашал вид проступка. Обвиняемый получал возможность сказать слово в свою защиту. Однако, стоя у грот-мачты, вряд ли он мог рассчитывать на смягчающие обстоятельства или полную отмену наказания. Вместо этого тишину рассекал приказ: «Раздеться!». Приговоренный обнажал верхнюю часть тела. Затем он становился на квадратную деревянную раму - такие решетки служат для закрывания люков, поверх них натягивают брезент. Ступни жертвы прочно укреплялись на поперечине решетки, а поднятые над головой руки пропускались сквозь петлю на тросе, свисавшем сверху и выбираемом затем втугую. Это было сигналом боцману, по которому он должен был обрушить на спину матроса девятихвостую плеть. Если экзекутор из сострадания махал плетью недостаточно рьяно, ему определяли такую же порцию».Подобные «спектакли» проходили на кораблях чуть ли не ежедневно. Куда реже проводилось «бичевание сквозь флот». И снова цитата их книги Ханке Хельмута: «Капитан и офицеры смотрели со шканцев на полубаркас, движущийся к ним от группы военных кораблей, стоящих в гавани Плимута. Вот он уже всего в полукабельтове от них. Посередине его находилась приподнятая платформа, на которой стоял на коленях закованный в кандалы матрос, а справа и слева от него – стража в красных мундирах, с саблями наголо. С обнаженной, исполосованной спины несчастного капала кровь. На полубаркасе переложили руль, и он направился вдоль борта корабля. Это было сигналом для боцмана, который тотчас же вытащил из кожаного футляра «девятихвостую кошку» с красной рукояткой. Затем он спустился в полубаркас и с плетью в руке занял место на платформе. Снова раскатилась дробь барабана, и десять раз просвистела плеть, падая на иссеченную спину закованного. Кожа со спины клочьями нависла на поясницу. Когда полубаркас прошел вдоль пяти кораблей, засеченный плетьми свалился без чувств в лужу собственной крови. Находящийся рядом врач подал знак прекратить экзекуцию. Это означало, однако, лишь отсрочку на несколько недель, после чего надлежало нанести недоданные удары, если, конечно, жертва к этому времени не умрет».Существовали и определенные нормативы. За мелкие проступки обычно назначались десять ударов – это был нижний предел. И чем серьезнее, с точки зрения офицера, был проступок, тем больше должно быть ударов – вплоть до 70 и даже 100. Последнее было фактически смертным приговором. Дабы охладить пыл командиров в 1844 году британское Адмиралтейство запретило наносить матросам «девятихвостой кошкой» более 48 ударов. Но особого результата это не дало: уменьшение «разового употребления» офицеры компенсировали частотой назначения наказания. Статистика свидетельствует: в 1858 году общее число ударов плетью на английских равнялось 32 с половиной тысячам, уменьшившись за неполные 15 лет всего на пять тысяч.С этим надо было что-то срочно делать, и, не покушаясь на существование «девятихвостой кошки» как таковой, Адмиралтейство издало циркуляр, согласно которому нижние чины 1-го ранга могут подвергаться телесным наказаниям только по приговору суда, а чины 2-го ранга лишь за «существенные нарушения, к каковым относятся бунт и буйство, побег, неоднократное пьянство, тайный привоз на корабль вина, воровство, неоднократное ослушание, оставление боевого поста, безнравственные поступки, азартные игры». Как видим, список этот настолько широк и неопределен, что подвести под наказание плеткой можно было любого матроса. К тому же, боцманам и унтер-офицерам по-прежнему не возбранялось носить с собой пеньковые концы, которыми они охаживали по спинам матросов, и никакого разрешения офицера на это не требовалось.Требования Адмиралтейства не распространялось на так называемые «каторжные корабли», перевозившие преступников в Австралию, где им предстояло осваивать новые земли, и корабли-тюрьмы.Матрос «каторжного корабля» за серьезную провинность запросто мог стать заключенным, буде на то воля капитана, при этом заключенных нельзя было использовать в качестве матроса и в знак особой милости одарить свободой.Именно на «каторжных кораблях» чудовищное искусство наказания достигло своего апогея. Поспорить в этом с ними могут разве что корабли-тюрьмы, которых было немало в конце XVIII – начале XIX веков. Известный факт: во время Войны за независимость на одиннадцати британских кораблях-тюрьмах погибло больше американцев, чем во всех битвах вместе взятых – более 11.500 заключенных. Что характерно, матросы-тюремщики тоже на этих кораблях не задерживались по причине «естественного убывания», поскольку подвергались наказаниям не только за нарушения морского распорядка, но распорядка тюремного.И все же мало-помалу телесные наказания уходили в прошлое. Капитаны, отказывавшиеся от них, находили другие способы воздействия на нерадивых подчиненных, и это были совсем не уговоры: провинившихся заковывали в кандалы, неделями держали под арестом на хлебе и воде, безжалостно штрафовали, лишали увольнения на берег, наконец, лишали ежедневной порции грога, и это последнее наказание могло показаться мягким кому угодно, но только не английским морякам.Вообще, конечно же, телесные наказания были в ходу на всех флотах, и английский приведен примером лишь потому, что на протяжении столетий, обладая самым большим флотом, Великобритания и впрямь была владычицей морей, а значит и все проблемы корабельной жизни, ее темные стороны, тут видны особенно четко.Первой же страной, отказавшейся от телесных наказаний, стала революционная Франция, это произошло в 1791 году. В 1830 году за ней последовала Бельгия, в 1848-м – Италия и Пруссия, в 1868-м – Австро-Венгрия, в 1880-м – США, в 1881-м – Великобритания.Как ни прискорбно это сознавать, но на русском флоте телесные наказания были узаконены до июня 1904 года." bash.gif


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 20:07
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




фрегат Constellation,пишут что 36 пушечный но реально пушки есть только на закрытой батарейной палубе,
на верхней палубе ничего нет,фрегат был построен в 1854году и принимал участие в гражданской войне в США. cool.gif

user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 20:13
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 20:18
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
Top
Эмден
Отправлено: Окт 26 2016, 20:27
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
Top
Dinaburg
Отправлено: Окт 27 2016, 12:12
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ."..Пираты жили за счёт награбленного,корсары ( приватиры ) за счёт трофеев,"купцы" за счёт коммерции,рыбаки за счёт торговли уловом,а военные?"Призы" не часто попадались,трофеи - тоже.Значица,в основном за счёт жалованья.Какое оно было?Вот данные по адмиральским зарплатам в Англии в конце 17 века, не думаю, чтобы позже были какие-либо большие изменения (во французском флоте в 18 веке зарплату резоннно повышали младшим и старшим офицерам, адмиралы получали без изменения по крайней мере до 1792 г.).Адмиралы красного флага (а с 1705 г. - адмиралы флота), главнокомандующие, в 1696-97 г.получали в сутки 7 фунтов + столовые деньги, адмиралы синего и белого флагов - 5 фунтов. С 1700 г. плата была снижена до 5 и 3,5 фунтов соответственно, но это в случае пребывания на активной службе, при отсутствии должности они получали полставки (half-pay) - 2,5 и 1,75 ф.ст. соответственно. В военное время ставки поднимались по крайней мере до уровня 1696-97 г.г.Одной из возможных причин перехода Ч.Ноульса на русскую службу считается высокое жалование - 1200 фунтов в год.К этому можно добавить, что Ушаков, став полным адмиралом (1799), получал в год 3600 руб. и столько же столовых. Неизвестно, исчисление шло серебром, или асигнациями (в 1803 г. 1 руб. ассигнациями=86 коп. серебром), кроме того, при обмене золотых монет на серебряные к курсовой стоимости добавлялось еще 3% в пользу золота. По золотому курсу 1 ф.ст.=6-32 руб. В общем, надо делить по крайней мере на 7.Можно еще добавить по зарплатам адмиралов при Петре 1в 1721 г.,по тогдашнему курсу 1 ф.ст.=5 руб. :
Генерал-адмирал Апраксин - 7000 в год, 583,33 в месяц;
Вице-адмирал Крюйс: 2240 и 186,66;
Шаутбенахты-иностранцы (Сиверс, Гордон) - 2600 в год;
Русский шаутбенахт (Меншиков) 1200 в год.


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
Dinaburg
Отправлено: Окт 27 2016, 12:13
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1456
Регистрация: 5-Октября 16

Репутация: 11




Жалованье в принципе определялось только званием.
В Англии за увечье на службе полагалась пенсия. Так, Нельсон получал довольно прилично за свои два увечья. Полагалось ли что-либо за ордена - не знаю, но в Англии в 17-18 орденов особенно не было.Во Франции полагались, кроме жалованья, пенсии кавалерам ордена Св. Людовика, это ввел Людовик XIV, кажется, в 1693 г. - рыцарям, командорам и "большим крестам". Правда, Гран-Кросс был всего один во флоте и три - в армии, пенсия по нему равнялась жалованью полевого маршала (1-го генеральского чина) или начальника эскадры. Разумеется, давались они тем, кто был в фаворе, но учитывались и ранения, и прежняя служба. Были и доходные синекуры, вроде "знаменосца Адмирала Франции", тоже с генеральским окладом. В зависимости от должности был определенный учет: в Англии капитан, командовавший отдельным отрядом судов, получал жалованье, как и контр-адмирал (равно, как и флаг-капитан главкома), это всегда оговаривалось и не имело постоянной базы. То же было и во Франции, и только Штаты 1786 г. четко определяли, что, скажем, начальник эскадры на должности генерал-лейтенанта получает его оклад.


--------------------
"Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном." - Наполеоон Бонапарт.
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Страницы: (14) « Первая ... 9 10 [11] 12 13 ... Последняя » Reply to this topicStart new topic


 


Мобильная версия