Powered by Invision Power Board
Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) Выслать повторно письмо для активации

Страницы: (3) 1 [2] 3   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topic

> Конкиста
Эмден
Отправлено: Окт 8 2015, 17:42
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




о друзьях-товарищах
Джон Клеланд в книге «Воспитание молодого дворянина» (1607), советуя молодежи путешествовать для изучения военного дела, говорил: «...поезжай во Фландрию, где представься эрцгерцогу и посмотри на его армию. Познакомься с испанскими капитанами, у них можно многому поучиться. Там ты научишься быть совершенным в военной дисциплине, там примером и поощрением в тебе пробудят отвагу.» Такой совет от англичанина, после едва завершившейся многолетней войны с Испанией, дорого стоит. Вернее, стоил бы, если бы это не было общим местом.

Множество авторов (и друзей, и врагов) писали о дисциплине и спаянности испанской пехоты, проявлявшихся и в боях, и в перенесении труднейших условий службы. Откуда же брались эти качества, задолго до появления в армиях систематической муштры? И дисциплина была не только в присутствии офицеров, но даже и во время мятежей - когда терции не признавали ни офицеров, ни генералов, ни Папу римского.

Франсуа де Ла Ну провел в плену у испанцев 5 лет и имел возможность присмотреться. Опытный военачальник времени не терял и старался понять, в чем сила противника, где секрет испанской стойкости и боевого духа. В написанных в плену «Политических и военных речах» (1587) он посвящает этому целую главу «Об использовании камарад, которые очень поощряются в испанской пехоте.»

Камарада - по-испански «товарищ». Это слово перешло во многие европейские языки, после приобрело и политический смысл. А буквально это «соседи по комнате» (от camara -"комната"). Из-за маленького жалованья и постоянных его задержек солдаты часто испытывали нужду и голод. И жившие в одной комнате образовывали коммуну: вскладчину покупали продукты на общий котел, защищали друг друга в боях и трактирных драках. Если была возможность, даже одевались похоже. Другой важной функцией этих коммун была забота о воле погибших: солдаты в завещании указывали членов своих камарад как душеприказчиков.

Франсуа де Ла Ну (даже в сокращении цитата длинная, но того стоит):

"Камарада - это человек десять солдат, один из которых выбран старшим. Это делается в подражание римлянам, и главная причина - когда солдаты делят общий стол и очаг, у них возникают доверие и дружба. Подумайте, что эти пехотинцы находятся вдали от своей страны, борясь с большими лишениями. И к кому обратиться в трудную минуту за помощью, если не к верному другу.

В испанской пехоте 2 вида камарад. Первый тот, что имеют офицеры с приближенными солдатами, которых они кормят полностью за свой счет. У капитанов это 5-6 человек, у лейтенантов 3-4. Большинство этих солдат- дворяне, которые, согласно их традициям, ищут славы в армии. Они оказывают услуги офицеру в соответствии со своим достоинством - носят его кирасу, аркебузу и т.д. Сержанты, которые у испанцев намного важнее, чем у нас, тоже имеют камараду из 2 храбрых солдат. Эти солдаты дают сержанту треть своего жалованья, чтобы помочь с расходами на еду. Но дело не только в еде, их связывает уважение и дружба.

Второй вид тот, что бывает между солдатами. Они могут быть и маленькие, из 2-6 человек. Всех их отличают братские отношения. Это очень ценно для военных, которые привычны искать скорее ссору, чем согласие. Из тысяч таких дружб, которые имеют солдаты со своими офицерами и товарищами, и рождается та особенность, о которой говорю. Думаю, немалая сила у роты, состоящей из десятка содружеств, где одни прикрывают других. И если бой проигран, они умирают вместе.

Складываться и делить общие расходы требует честности - если какой-то транжира потратит общие деньги, хорошего мало. Камарада обычно собирается каждую неделю, чтобы оценить вклад каждого: кто больше сделал, кто больше старался, ибо они так любят похвалу в малых делах, как и в больших.
Редко у них бывает нужда, ибо всегда кто-то из них не мытьем, так катаньем что-то добудет, и щедро делится этим с другими. Одно из главных преимуществ этих компаний проявляется, когда кто-то болен, поскольку забота других его поддерживает: они помогают друг другу всем, чем могут, как если бы были братьями.

Я думаю, одиночество портит солдат, поскольку солдаты - как обезьяны, которые, если на них не смотрят, вечно затевают какую-то пакость. Если кто-то из этих испанцев чего-то не умеет, другие его учат со старанием.

Нам стоит перенять эти обычаи, где много полезного. И одно из достоинств, что это позволяет избегать кровавых ссор, которыми так заражены наши полки. У испанцев, наоборот, это редкость и всеми осуждается. Командир храброй терции Педро де Пас подтвердил, что за 18 месяцев такого не случилось ни разу. Это происходит не от недостатка храбрости, а от сдержанности и понимания, что их шпаги нужно использовать против врага, а не против друг друга."

Мартин де Эгилус (1595) считал, что камарады особо ценны в полевых условиях: "...один добывает еду, другой солому, третий ветви для шалаша, четвертый строит шалаш. Каждый делает, что может, а затем все едят вместе."
Впоследствии и правительство озаботилось этим, издав в 1611 и 1632гг. указы о поощрении камарад, "которые больше всего сохранили испанскую нацию."

Камарады пришли и в Новый Свет, где испанские отряды были небольшими по численности. Поэтому там спаянность была особо важна - и в открытом сражении против огромных масс противника, и в повседневных рейдах в горах и сельве. Б. де Варгас Мачука (1599) пишет о передвижении в зоне партизанских действий: "при движении пешком по труднопроходимой местности отряд делится на 3 части: авангард, баталия и арьегард. В каждой части солдаты идут парами, аркебузир сo щитоносцем (rodelero), который должен знать своего стрелка. И чтобы это всегда соблюдалось, хорошо делить камарады между этими видами оружия- один стрелок, другой щитоносец".

Дух товарищества и взаимопомощи скрашивал даже такие эпизоды, где в остальном приятного мало. В 1576г. гарнизон Санчо д'Авила зажали в цитадели Антверпена. Осаждавшие окружили цитадель сильными укреплениями, откуда вели бомбардировку. Ситуация паршивая: вся Фландрия полыхает, помощи ждать неоткуда, а у противника 20-24 тыс. человек (против 400 гарнизона). Правда, недалеко, в г.Альст, находилось около 1600 испанских солдат, в основном из сводной терции Вальдеса. Но они уже 4 месяца бунтовали и отказывались от любых посулов командования, требуя сначала полной выплаты задолженности. Надежды на них немного.

Канонада в Антверпене, однако, заставила мятежников на время забыть свои обиды. Ночью они выступили из Альста, проделали 30-км марш и вышли к Шельде. Транспорта не было, но часть авангарда вплавь пересекла реку (это в ноябре) и захватила лодки. По дороге встретили еще один небольшой отряд, шедший на выручку д'Авиле, к 8 утра прошли через осадные линии и соединились с гарнизоном цитадели. А затем, без еды и отдыха, все вместе пошли в лоб на осадные укрепления и выбили из города превосходящие в 6 раз силы противника, проявив лучшие качества испанского солдата.

И тут же проявили худшие: что после этого сделали с Антверпеном, всем известно. Ну, да боевое братство дело такое - люди честно делят и добро, и зло.
Top
Эмден
Отправлено: Окт 8 2015, 20:14
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 5884
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 328




Ход слоном
Кони, конечно, очень помогли испанцам в завоевании Нового Света. Со временем индейцы привыкли и сами сели на коней, но вначале у испанцев был приличный козырь: противник часто не понимал, что это за зверь такой и как с ним бороться.
Но Бог не фраер - он правду видит! Попав в конце 16в. в Азию, испанцы сами оказались в подобном положении, столкнувшись с боевыми слонами - животными куда более сильными и универсальными.

Зачем туда пришли испанцы, обьяснить непросто. Дальше расширять империю не было смысла, уже не справлялись и с тем, что имели. В 1586 Филипп II писал Папе : «У меня нет причин желать новых земель. Бог дал мне их столько, что мне довольно.» Время конкистадоров прошло.

Но на Филиппинах сохранился заповедник людей, опоздавших родиться лет на 70. Эта колония сама держалась на волоске - от своих далеко, сообщение плохое, финансы плачевные. Бунты, пиратство, набеги мусульман с юга, угрожают Китай и Япония, подбираются голландцы. В Совете Индий многие предлагали вообще уйти с архипелага. А колонисты (которых в Маниле было порой не больше 500) тем временем строили безумные планы завоевать то Китай, то Японию, то всех мусульман Азии. И характеры тут появлялись своеобразные.

Блас Руис де Эрнан Гонсалес в свои 25 лет успел побывать в плену в Тямпе (Вьетнам), сбежать оттуда в Камбоджу, повоевать в армии Камбоджи против сиамцев. Снова попав в плен, летом 1594 он был отправлен на судне под конвоем в Сиам.
После чего, по свидетельству А.Морги:"в Манилу прибыла большая джонка, где были испанец Блас Руис и 2 португальца. Сиамцы отправили их вместе с другими камбоджийскими рабами и ценной добычей, с охраной и китайским экипажем. В море эти трое, с помощью китайцев, перебили сиамских солдат и захватили судно. Затем у них начались раздоры с китайцами из-за дележа добычи. Они перебили большинство китайцев и привели судно в Манилу, где поделили добычу между собой."

Теперь Руис имел деньги для следующего раунда - Камбоджа как раз переживала смуту. Руис и португалец Диого Велозу навербовали на Филиппинах отряд (130 испанцев, несколько десятков японцев и туземцев). В марте 1596г. они прибыли в Пномпень, надеясь поучаствовать в разборках на стороне короля. Но в Камбодже тем временем сменилась власть. Новый король Анакапаран (Рама Прей) таким союзникам был не слишком рад, китайская община города- еще меньше.

Вскоре бытовые конфликты с китайцами привели к настоящему сражению. Китайцы атаковали, «вооруженные катанами, которые как тесаки, и лангинатами, которые как большие ножи на древке. Но наши пули доставали дальше, и многие из них упали, остальные побежали.» (Д.Адуарте). Испанцы добили часть бегущих, прогнали остальных и захватили их суда. Не лучшее начало сотрудничества.
Руис с Велозу, взяв 40-60 чел.(остальные охраняли корабли) отправились к королю с извинениями, надеясь замять инцидент. На лодках они прибыли к городу Систор (Срей Сантор), где находился дворец. Остановившись в километре от города, стали ждать аудиенции.

Отболтаться не вышло. Анакапаран их не принял, передав через посредника приказ вернуть китайские суда. Их лодки отобрали, оставив лишь посыльный баркас. Испанцы восприняли это как попытку лишить их средств отхода, чтобы затем уничтожить. Дальнейшее хорошо описал священник отряда Д. Адуарте в своей «Истории доминиканского ордена на Филиппинах, в Японии и Китае».

«...мы решили, что королю нельзя доверять, он хочет убить нас. И ждет только дождливого дня, когда наш порох отсыреет. Большинство считало, что нужно ночью напасть на дворец, захватить в заложники короля или его семью, и, прикрываясь ими, отступить к кораблям. Все согласились, что туземцы смелы только со слабыми. Отступать, не совершив ничего - значит, показать им нашу слабость, а это верная смерть.» Так что извиняться Руис решил в своем стиле.

В 2 часа ночи испанский баркас тихо подошел по Меконгу к городу и высадил первую группу. Чтобы перевезти весь отряд, пришлось сделать несколько рейсов - баркас был мал. На нем оставили 6 человек: когда начнется стрельба, они должны захватить несколько кхмерских лодок и быть готовыми к эвакуации отряда. Адуарте: «Я хотел остаться на баркасе с охраной, чтобы не принимать участия в кровопролитии. Но, решив, что там буду полезнее, пошел со всеми, одетый и вооруженный, как они». После высадки пришлось пересечь по мосту еще одну реку. «Нас услышали, поднялся шум, но, раньше чем жители поняли, что происходит, мы подступили к дворцу. Он был деревянный, но очень большой, окружить его не хватало людей. Мы выбили двери и ворвались во дворец, но дверей было много, и обитатели успели выбежать через другие.»

В темноте и неразберихе вокруг дворца пошел хаотический бой, где слоны впервые вышли на сцену. «Чтобы видеть друг друга, мы зажгли костры, и один из них спас мне жизнь. Меня сзади атаковал туземец верхом на слоне, на шум я успел только обернуться, но слон испугался костра передо мной, повернулся и убежал.» Захватить заложников не вышло, расчет на трусость кхмеров не оправдался. Кучка авантюристов была окружена тысячами разьяренных воинов и жителей, собиравшихся оторвать им головы - или затоптать слонами.

Кругом царил полный беспорядок, дворец горел, и от многочисленного противника испанцев спасала только темнота. Адуарте: «Они могли бы нас похоронить, бросив каждый по горсти земли. Я желал, чтобы солнце не всходило, но Господь не сотворил чуда для нас, недостойных.» Рассвело, и стало понятно, что им конец. Испанцы были блокированы на небольшой улице, противник засыпал их стрелами.

Несмотря на узость улицы, без слона и тут не обошлось, но в другой функции - король Анакапаран, сидя на нем, руководил атакой, используя животное как командно-наблюдательный пункт. Кхмеры пошли в рукопашную с мечами и щитами, «потеряв страх перед аркебузами, хотя и наступали зигзагами, чтобы сбить прицел.» Руис с дюжиной японцев бросился им навстречу и остановил, зарубив их командира алебардой. Тем временем какой-то испанский стрелок снял короля - слон зигзагами не ходит. Пуля прошла насквозь, был ранен и солдат, сидевший на том же слоне за ним (Анакапаран умер через 2 часа). Атака захлебнулась.

Пользуясь временным смятением врага, отряд вышел из ловушки и двинулся к своему баркасу. Но, дойдя до первой реки, остановились - кхмеры разрушили мост. До баркаса не добраться. Выход один- идти к кораблям пешком, делая большой крюк вокруг озера. Всего-то около 35-40 км.

Построившись в колонну из 3 частей и назначив командиров, испанцы вышли из города, отбивая атаки со всех сторон. «Они легко нас опережали и забегали вперед, так как мы были в тяжелых доспехах. И если бы каждый не заботился о товарище, все бы погибли». Хуже всего было в арьегарде - солдаты отступали лицом к противнику, пятясь назад и ведя огонь из аркебуз. Уставших и раненых сразу заменяли другие, поэтому за 14 часов непрерывного боя удалось избежать перегрева стволов.
Кхмеры шли сзади полумесяцем и осыпали их стрелами, целясь по незащищенным ногам, и ранили многих. Но в ближний бой не лезли, хотя «у них было много слонов, и, когда в одного из них попадала пуля, надо видеть, какие разрушения он производил среди своих, и погонщик не мог его удержать.» Идти на слонах в таранную атаку кхмерам явно расхотелось.

«Мы двигались медленно, чтобы сражающийся арьегард не отставал, и поскольку мы несли раненых. Мы не могли их бросить не только из милосердия. Оставь мы их, туземцы сразу отрезали бы им головы, а это придало бы им смелости, чтобы покончить с нами.»

Люди были вымотаны - столько воевать под палящим тропическим солнцем без еды (в ночной налет собирались налегке, продукты не брали). Но больше мучила жажда - к счастью, по дороге попадались лужи со стоялой дождевой водой. «Хотя там было больше грязи, чем воды, я никогда не пил ничего вкуснее.»

К 4 вечера отряд остановился: путь преграждала излучина Меконга. Переправиться не на чем, противник прижимает к воде. Зловредные слоны опять отметились в новом качестве - амфибийном. Часть кхмеров, обогнав отряд, переправилась через реку на слонах, и уже заняла позицию на другом берегу. Стало ясно, почему противник не шел в рукопашную.«Они нас привели сюда, как быков на бойню, чтобы убить безопасно.» Пошел ливень - огнестрел стал бесполезен, и кхмеры начали строиться для атаки. Стоя спиной к реке, испанцы пытались прикрыть замки аркебуз от дождя и ожидали, что «через полчаса нас нарежут на ломти, ибо их обычай - взять часть трупа врага, а их тут столько, что каждому достанется от нас лишь кусочек.» К счастью, дождь прекратился, стемнело, и атака не состоялась.

Все понимали, что это лишь отсрочка - утром пендык. Обследовав в темноте реку, обнаружили брод, но река широкая, а на другом берегу ждет противник со слонами: драться придется на оба фронта.

Ночью в полной тишине построились и вошли в реку, неся раненых. Идти тяжело: дно покрыто толстым слоем ила, доходившим до колена. Некоторые шли босиком, чтобы легче вытаскивать из ила ноги.
Прикрывать переправу остались 6 стрелков. Чтобы не поняли, как их мало, они зажгли много аркебузных фитилей, привязав их к кустам. Кхмеры сзади все же что-то услышали и двинулись вперед, но стрелки встретили их огнем, используя разные фитили по очереди. Кхмеры остановились, и прикрытие ушло за всеми, оставив фитили горящими в кустах - это позволило надолго задержать противника.

Но стрельба явно насторожила кхмеров на другом берегу, теперь там были готовы к встрече. Часть авангарда замешкалась было, опасаясь, что слоны затопчут их в воде. Сзади была верная смерть, и пошли вперед, подняв оружие над головой. В середине Меконга вода была некоторым по шею, но и из реки испанцы открыли огонь. Если верить Адуарте, после первого залпа многие умудрились перезарядить, держа аркебузу и пороховницу над водой, и выстрелить еще раз. Огнем они очистили небольшой участок берега, и авангард, захватив его, обеспечил переправу всего отряда. Потерь не было.

Не останавливаясь, двинулись дальше. Под утро по дороге попались фруктовые деревья, и они поели впервые за день и 2 ночи. Силы кончались, и шли медленно: многие были ранены стрелами в ноги, но тащили на плечах совсем неходячих. К счастью, кхмеры ночью не двигались, ожидая рассвета, и это дало испанцам хорошую фору.

Снова выйдя к Меконгу километрах в 10 от стоянки судов, они нашли лодку и отправили на ней 3 раненых, чтобы те передали кораблям срочно идти навстречу отряду. К 10 утра кхмеры догнали их и начали атаку, но испанцы повалили несколько деревьев и заняли оборону за этим завалом. Наскоком завал было не взять, а кхмеры в преследовании растеряли весь порядок. Пока противник ждал своих отставших и старался организоваться для штурма, прибыли корабли и огнем пушек прикрыли эвакуацию отряда. Всего потери Руиса составили 3 человека.

Впереди было многое - путешествие в незнакомый европейцам Лаос, откуда они привезут своего ставленника, молодого Праункара (Барома Рача), и возведут его на камбоджийский трон. Бои, заговоры, победы и сумасшедшее время, когда, по словам миссионера Хуана Побре, «22 испанца и столько же японцев были хозяевами Камбоджи». И неизбежный финал- неудачные попытки получить помощь испанской короны, гибель Руиса и Велозу во время мусульманского мятежа, убийство Праункара и крах всех их замыслов. Предания о них жили в устной традиции Камбоджи вплоть до середины 19 века.

Все еще только начиналось, но слонами их было уже не напугать. В мирное время испанцы вечно грызлись между собой, но в бою умели стоять друг за друга, а это куда круче любых экзотических животных
Top
Pampa
Отправлено: Окт 9 2015, 12:55
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 61771
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 1854




Это испанский полк (С) smile.gif


--------------------
Top
Саша Белый
Отправлено: Окт 9 2015, 20:08
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 20312
Регистрация: 4-Октября 15

Репутация: 1186




Мне чего нравиться в этом наборе постингов (помимо богатой фактуры мелких и крупных интересных фактов)
во-1, безудержный оптимизм и позитивность изложения. И это смогли, и тут сделали...
во-2, замечание во первых строчках самого первого постинга что только 1 из 9999 конкистадоров-попаданцев очень быстро НЕ вынесли вперед ногами

Вместе эти два пункта (главное читая много "1", не забывать про самый в начале упоминаемый один раз "2") очень хорошо смотрятся.
А так - душевно, конечно.И читается легко.


--------------------
Murem za polskim mundurem
.....
Як служыў я у пана
Ды на трэцье лецейка-лета
Заслужыў я ў пана
Сталы побыт за гэта....
Top
Pampa
Отправлено: Окт 9 2015, 20:36
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 61771
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 1854




Конечно оптимизм, чудеса же постоянно случались.

Когда много читаешь о далеком прошлом, тогдашние люди становятся близки и понятны. И кажется, нет никакой разницы между ими и нами. Но это не так: они жили совсем в другом мире. Там чудеса случались постоянно, где-то недалеко жили великаны и драконы, а святые являлись любому сапожнику. Бог был рядом, все видел, и его помощь была необходима.

Ренессанс мало что изменил, богоугодность войны и в 16в оставалась важным стратегическим фактором. Результаты были неоднозначны. Уверенность Филиппа II "поход Армады так угоден Богу, что он даст хорошую погоду" закончилась известно как.

Но было много и примеров другого рода. Когда испанцам приходилось трудно в бою, апостол Сантьяго являлся на коне, рубил их врагов и приносил победу. Особо часто это случалось в Новом Свете-стране чудес, где многие своими глазами видели амазонок и единорогов. Я бы не стал смеяться над их наивностью. Это были неведомые земли, с удивительными растениями, животными и людьми. Там кучки оборванных солдат открывали континенты и завоевывали империи, и там, казалось, возможно абсолютно все.

Инка Гарсиласо (и многие другие) описывает чудо, произошедшее в Перу в мае 1536г., во время «Великого восстания». Манко Инка атакует Куско с собранной отовсюду армией в 25-40 тыс. воинов (возможно, много больше-Гарсиласо называет 200 тыс.). Гарнизон города- 200 солдат под командованием братьев Писарро. Была и помощь дружественных индейцев (возможно, несколько тысяч), но соотношение сил абсурдное в любом случае. Куско окружен горами, лежит как на блюдечке- укрыться негде.

Город сожжен горящими стрелами, воины Манко занимают улицы. Испанцы отступают на главную площадь (где больше места для коней) и около 15 дней удерживают ее, постоянно контратакуя. Благо, индейцев слишком много, они не могут развернуться на площади и мешают друг другу. Но это не может длиться вечно: 30 солдат убиты, почти все живые ранены, люди и лошади валятся с ног от голода и усталости. Ясно, что им конец.
«В этот час нужды Господь явил милость своей пастве, послав им апостола Сантьяго, патрона Испании, кто зримо появился перед испанцами. Они и индейцы видели его на белом коне, на плече щит с эмблемой его ордена, а в руке меч, сверкавший подобно молнии. Индейцы испугались и спрашивали друг друга: «Кто этот Виракоча (божество) с молнией в руке?» И где Святой атаковал, неверные бежали в страхе, давя друг друга. И испанцы собрались с силами и снова сражались, и убили бесчисленных врагов, и индейцы в страхе оставили поле боя.»

Бои и осада шли еще 10 месяцев. Испанцы продержались до прихода помощи и отстояли город- чудо почище любого Сантьяго. Мистицизм Гарсиласо можно понять: он родился и вырос в Куско, с детства слушая рассказы ветеранов поразительных событий. Возможно, им и самим не верилось в то, что они сделали, отсюда подобные легенды.

Но чудеса случались не только в далеких землях. Бог помогал своим везде, если те сами не зевали.

20 апреля 1624г. отряд берберийских корсаров из 5 судов преследовал в водах Галисии французское и 2 португальских торговых судна. Те пытались спастись, но штиль заставил их остановиться недалеко от берега, где стоял цистерианский монастырь Санта Мария де Ойя. Это было довольно пустынное место, медвежий угол. Городок Виго (тот, что Дрейк дважды атаковал в 1580-х)- в 20 км. А тут только монастырь, и где-то в округе несколько деревушек. Помощи ждать неоткуда. К «купцам» уже шли шлюпки с абордажными командами, когда с берега кто-то открыл огонь из орудий и мушкетов по пиратским судам.

Тут если и чудо, то небольшое. В связи с набегами на Галисию пиратов всех мастей в 1580г. был принят указ о местном ополчении. В т.ч. район Ойя должен был выставить роту солдат. За неимением других властей, на монастырь возлагалась роль мобилизационного центра. Там хранились аркебузы, пики и другое вооружение. В случае опасности на побережье аббат во временном ранге генерала созывал окрестных жителей, вооружал и командовал ими.
Опасность от пиратских набегов была актуальной и позже, поэтому в 1618г. аббат запросил у капитан-генерала Галисии пушки. Просьбу тот удовлетворил, но военные, конечно, воспользовались случаем сплавить старые и негодные стволы. Однако святые отцы своими силами отремонтировали их, изготовили запас пороха, и в 1621г. уже батарея из 7-8 орудий смотрела с монастырской стены на океан. Обслуживать пушки правительство для экономии поручило самим церковникам. Рядовые монахи, похоже, сначала были не в восторге от дополнительных обязанностей, «и старались избежать службы на батарее, но двор настаивал, что это их долг». Монастырская дисциплина свое дело сделала. Последующие 150 лет цистерианцы были известны как «монахи-артиллеристы» (monjes artilleros), неоднократно вступая в перестрелки с пиратами. В этот день они провели один из своих первых боев.

Артиллерийская и стрелковая дуэль монастыря с корсарами длилась 3 часа. Бой не раз описан, но особо хорош отчет, изданный сразу после события. «В этот момент на стену поднялся Фра Пабло де Лескано, уроженец Гвадалахары, который в молодости был солдатом, служил королю с честью, а теперь в монастыре ожидал за это награды небес. Он принял командование, и, зарядив пушку, прицелился со словами: «это будет во имя святой Марии де Ойя и святого Бернарда.» Он попал, и святая Дева посредством этой пушки спасла католические суда, отправив на дно капитанское судно врага вместе со шлюпкой, которая была на буксире. И чтобы лучше было видно вмешательство высших сил, ядро было весом меньше 2 фунтов.»

Смех смехом, но цистерианцы потопили одно из неприятельских судов. Погибло в бою и утонуло более 30 пиратов, 9 добрались вплавь до берега и были взяты монахами в плен. Остальные пиратские суда, получив повреждения, отказались от попыток захвата «купцов» и ушли. У церковников потерь не было. За этот бой Филипп IV присвоил монастырской церкви звание гвардейской La Real (королевская), которая она носит до сих пор.

Как говорят испанцы, "a Dios rogando y con el mazo dando","молись Богу и бей молотом". И разве эти люди не заслуживали чуда хотя бы иногда?


--------------------
Top
ИвТур
Отправлено: Окт 10 2015, 11:18
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 378
Регистрация: 6-Октября 15

Репутация: 67




Автор конечно оптимистичен очень, хотя история конкисты в ЛА и так выглядит роялем, невероятное везение и успех, фактически до середины 18 века это единственные примеры захвата европейцами крупных не европейских государств. В других местах таких успехов не было.
Top
Juan Carlos
Отправлено: Окт 13 2015, 09:50
Quick Quote Quote Post


Centurio Maidanus
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 44723
Регистрация: 4-Октября 15

Репутация: 2597




Ну и по поводу конкисты в ЛА.
Нужно бы вспомнить и про оспу, которую европейцы привезли в Новый Свет.
Аркебузы, конечно, отлично. Железное оружие и кони. Отработанные боевые порядки и организация. Всё это для индейцев - полнейшее уберваффе.
Однако даже посчитать толком никто не в силах, сколько аборигенов унесла оспа, привычная европейцам, и гарантированная смерть для инков или прочих ацтеков.
Само собой, в итоге испанцы бы перемогли и захватили континент. Но будь у индейцев такой же иммунитет к оспе, конкиста бы здорово затянулась.
Top
Pampa
Отправлено: Окт 13 2015, 09:56
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 61771
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 1854




Основное оружие шпага и пика. Вспомогательное арбалет. Учитывая походы длящиеся несколько лет и постоянные стычки, аркебуза не особо рулила, пороха не было.


Еще к вопросу о тактике индейцев, а также к вечному спору «ранний огнестрел vs лук vs холодняк».

Педро Менендес де Авилес во Флориде действовал в сложных условиях-сплошные болота и леса, реки и озера, жара и влажность. Это прекрасно показано в истории его похода, написанной Бартоломе Барриентосом в 1567г. Сам Барриентос в походе не участвовал- он был не военный, а известный литератор и ученый. Но писал по горячим следам (в 1567 экспедиция только что вернулась), его описания прямо следуют реляциям Авилеса. Да и вообще, как можно не доверять автору, сообщающему, что «к востоку от Флориды расположен Ньюфаундленд, а к северу Китай, Тартария и Московия»? А кроме того, «там видели единорогов.» Сразу видно, что человек честно записывал рассказы моряков.
( Collapse )

У Авилеса во Флориде было 2 задачи. Во-первых, начать колонизацию, создав постоянные города, форты и т.д. А во-вторых, выбить оттуда французов-гугенотов. Формально между Францией и Испанией был мир. Екатерина Медичи и Карл IX открыто не оспаривали папскую буллу об испанской монополии в Новом Свете. Но гугеноты, разумеется, в гробу видали и папские буллы, и папистов (включая своего короля). Адмирал Колиньи отправил во Флориду экспедицию, основавшую форт Каролина, т.е. постоянную колонию, чего испанцы не могли сделать 40 лет. И не удивительно-как метко подметил Авилес, «вера индейцев и лютеран одинакова». Барриентос уточняет:«Жизнь лютеран греховна, как у индейцев. Индейцы не верят в Бога и полны животных пороков. Поэтому они будут дружелюбны к лютеранам и позволят тем практиковать их гнусную секту.» Оттуда гугенотские пираты добирались до вод Кубы и Гаити. А главное- шпионы сообщили, что в Дьеппе готовится к отплытию сильная эскадра Жана Рибо, везущая во Флориду до 200 пушек. Такое вооружение сделало бы Каролину неприступной. Надо было попытаться опередить Рибо, и в Кадисе началась подготовка эскадры.



Авилес был одним из самых энергичных, смелых и грамотных моряков Испании (иногда добавляют «и жестоких»). Всю жизнь провел в Атлантике и Карибском море. Был удачливым приватиром, успешно воевал с протестантскими корсарами (одну эскадру раздолбал прямо в бухте Ла-Рошели). Он жил в море, за 18 лет был дома четыре раза, в сумме около 20 дней. В поход пошел, можно сказать, прямо из тюрьмы, где два года сидел за контрабанду. Филипп II сделал правильный выбор.

Пытаясь опередить Рибо, Авилес шел через атлантические штормы, не дожидаясь отставших, пересек Багамы по неисследованному маршруту. Это был большой риск, но и ставки были высокие. В конце августа 1565г. поредевшая эскадра Авилеса подошла к Флориде, еще через неделю он нашел форт Каролина. Там испанцев ждал неприятный сюрприз - Рибо был уже там, он вышел в море на 2 недели раньше. Вся скорость Авилеса оказалась напрасна. Рибо двигался куда медленнее, но у него была слишком большая фора. Дальше-хуже. Атака на французскую эскадру не удалась-корабли Авилеса были повреждены штормами, и французам удалось уйти. Штурмовать форт, имея за спиной галеоны Рибо, было опасно. Авилес отослал флагман чиниться и за припасами, поплыл вдоль побережья на юг и основал там поселок Сан Августин (этот город стоит и сейчас). Место он выбрал грамотно-у бухты, прикрытой отмелью. Рибо попытался атаковать их с моря, но не смог преодолеть мелководья и ушел.

На следующий день после этой атаки начался шторм. Авилес, опытный моряк, про погоду знал все. Он понял, что шторм надолго, и увидел в этом шанс. Для атаки Сан Августина Рибо наверняка усилил эскадру за счет гарнизона Каролины-значит, форт теперь слаб. А шторм не даст Рибо ни возобновить атаку, ни вернуться к Каролине. Нужно нанести удар, пока длится непогода. Авилес собрал всех, кого мог, оставив Сан Августин почти без защиты. И повел в бурю 500 человек по незнакомой территории, в примерном направлении Каролины.

Была середина сентября, дождь лил непрерывно, дул ветер со шквальными порывами. Трое суток они пробивались через болота и лес, прорубая путь топорами. Многие валились по дороге обессиленные-Авилес не останавливался, отставшие возвращались в Сан Августин как могли. Вернулось больше сотни. Оставшиеся прошли около 50 км. Пересекли несколько рек, кто не умел плавать-перетягивали на пиках. Обоза не было, припасы- в ранцах, из еды-только сухари, которые ливень быстро привел в негодность. На ночь лагерь не разбивали-негде, ручьи и реки разлились, кругом вода. Первые 2 ночи пробовали разводить костры, чтобы хоть как-то согреться. В последнюю ночь не делали и этого-противник близко. Когда вышли к форту, их порох превратился в кашу, фитили в мочалу. К счастью, французские часовые, кроме одного, спрятались от ливня в помещениях. Сняв часового, испанцы ворвались в форт и холодным оружием перебили гарнизон, не сумевший под дождем открыть огонь. Было убито около 150 чел, 50 взято в плен (в основном женщины и дети), еще 40-50 сбежало. Их пушки им не помогли.

Затем Авилес отправился на поиски эскадры Рибо. Он оказался прав-суда разбило этим штормом, французские экипажи (300-400 чел.) по суше пробирались в Каролину. Авилес по очереди захватил всех в плен и большинство перерезал. Неприятный эпизод, но его люди были малочисленны и сами голодали (индейцы сожгли продуктовый склад). Кормить и охранять такую массу пленных было нечем и некому. Река, где это произошло, и сейчас называется Матансас («река Резни»). За всю кампанию он не потерял убитыми ни одного. После основал несколько фортов и поселков.

Но вскоре у них начались столкновения с индейцами. Те были вооружены в основном луками. Солдаты страдали от голода, были очень ослаблены. В болотах, жаре и сырости часто не носили никакой защиты. Из-за усталости бросали в походе даже аркебузы, не говоря о кирасах (у кого они были). Поэтому не раз индейцы расстреливали из луков отдельные группы солдат.

Барриентос о тактике индейцев: «Индейцы воевали так: малыми группами лежали в засаде, чтобы обстреливать отбившихся испанцев, собирающих сьедобные растения. Они делали это так умело, что могли метнуться туда и обратно без опасности для себя, потому что они более быстрые и ловкие, чем любой испанец. Они так уверены, что уйдут, что подходят очень близко прежде, чем пустить стрелу. Их стрелы летят с такой силой, что пробивают и одежду, и кольчугу. И они так быстры в стрельбе, что выжидают выстрела испанца, а затем выпускают 5-6 стрел, пока он перезаряжает. Как только он насыпает порох на полку, индеец прячется в траве, т.к. земля там покрыта лесом и кустами. К моменту, когда порох загорелся, индеец пригнулся и ползет через траву. Когда раздался выстрел, индеец поднимается не в том месте, куда целился солдат, как если бы он плыл под водой. Они так ловки в этом маневре, что это удивительно. Они воюют наскоками, и прыгают через кусты, как олени. Любой христианин будет измучен, преследуя их, поскольку они движутся через реки и болота, которыми изобилует этот край. Их не стесняет одежда, и они плавают, как рыбы, так что, встречая реку, переплывают ее, держа лук и стрелы над головой. Оказавшись на другом берегу, они оттуда дразнят солдат. А когда христиане начинают отход, индейцы преследуют их, и, выпрыгивая из кустов, опять пускают стрелы. Они не упускают случая применить эту тактику, так что война против них очень рискованна. Единственый способ заставить их выполнять соглашения-а они великие лжецы и предатели-это выгонять индейцев из их деревень, жечь их дома, срезать посадки, захватывать каноэ и разрушать сети. Тогда они понимают, что должны выполнять условия христиан или покинуть территорию.»

Авилес впоследствии писал королю, прося отправить ему арбалеты. Он указывал, что в лесу индейцы обычно внезапно нападали из засады и засыпали солдат стрелами, пока те пытались зажечь фитили. Поэтому необходимо иметь часть солдат с арбалетами, которые держали бы противника на дистанции, пока аркебузиры зажигают фитили или перезаряжают. Кроме того, нужно снабдить солдат стегаными хлопковыми безрукавками (escupil), как в Перу или Мексике. Носить легко, выбрасывать его не будут, а от стрел защищает.

Но самый лучший способ, конечно, по старинке. Нападение на форт Санта Люсия (солдаты были измождены и почти не имели аркебуз): «500 индейцев атаковали колонистов и убили 15 человек. Манера боя дикарей позволяла им избегать потерь от аркебуз, т.к. на один выстрел отвечало 20 стрел. Когда лейтенант Габриэль де Аяла увидел, что наша тактика безуспешна, он сделал вылазку с 30 солдатами, вооруженными только шпагами, и заставил дикарей отступить.»
Только шпаги, только хардкор!



Нажмите для увеличения
Присоединённое изображение


--------------------
Top
Juan Carlos
Отправлено: Окт 13 2015, 11:15
Quick Quote Quote Post


Centurio Maidanus
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 44723
Регистрация: 4-Октября 15

Репутация: 2597




То есть, железное холодное оружие и способность сражаться правильным строем?
Огнестрел даже не вторичен в покорении Ю.Америки?
Top
Pampa
Отправлено: Окт 13 2015, 11:32
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 61771
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 1854




Цитата (Juan Carlos @ Окт 13 2015, 11:15)
То есть, железное холодное оружие и способность сражаться правильным строем?
Огнестрел даже не вторичен в покорении Ю.Америки?


Плотным строем что важно.
Вторичен или даже третичен. Имхо даже небольшой отряд конных намного важнее. Убить и сьесть боевую лошадь это хуже чем убить и сьесть человека.


--------------------
Top
Juan Carlos
Отправлено: Окт 13 2015, 11:45
Quick Quote Quote Post


Centurio Maidanus
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 44723
Регистрация: 4-Октября 15

Репутация: 2597




Цитата (Pampa @ Окт 13 2015, 11:32)

Убить и сьесть боевую лошадь это хуже чем убить и сьесть человека.

Не забываем, что человек и повкуснее лошади будет.
Top
kremlebot
Отправлено: Окт 13 2015, 12:34
Quick Quote Quote Post


ver. 2.0
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1150
Регистрация: 11-Октября 15

Репутация: 92




Цитата (Эмден @ Окт 7 2015, 18:46)
экстремальная кулинария
Бразильские туземцы с самого начала производили на европейцев сильное впечатление. Кто-то ужасался их дикости и кровожадности, а кто-то был в восторге от "благородного дикаря в гармонии с природой"

а еще в Бразилии проживает (кажется, единственное такое в мире) племя экстремальных эмпириков и первобытных атеистов пираха
по сети гуляет текст про миссионера, потерпевшего при попытке обращения эпик фейл с потерей собственной веры
хорошо, что конкистадоры их не нашли
Top
Бармалей
Отправлено: Окт 13 2015, 14:55
Quick Quote Quote Post


Модератор
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 19845
Регистрация: 28-Сентября 15

Репутация: 1147




Цитата (Juan Carlos @ Окт 13 2015, 11:45)
Не забываем, что человек и повкуснее лошади будет.

мясо сладковатое, на любителя


--------------------
Всю свою жизнь до 1914 года Козырь был сельским учителем. В четырнадцатом году попал на войну в драгунский полк и к 1917 году был произведен в офицеры. А рассвет четырнадцатого декабря восемнадцатого года под оконцем застал Козыря полковником петлюровской армии, и никто в мире (и менее всего сам Козырь) не мог бы сказать, как это случилось. А произошло это потому, что война для него, Козыря, была призванием, а учительство лишь долгой и крупной ошибкой.
Top
Juan Carlos
Отправлено: Окт 13 2015, 15:06
Quick Quote Quote Post


Centurio Maidanus
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 44723
Регистрация: 4-Октября 15

Репутация: 2597




Цитата (Бармалей @ Окт 13 2015, 14:55)
мясо сладковатое, на любителя

Всё равно, это не конину жевать. Да еще и бывшего боевого-ездового коня. Жестковато полюбому.
Не, я гуманист. Я за человечину.
Top
kremlebot
Отправлено: Окт 13 2015, 15:32
Quick Quote Quote Post


ver. 2.0
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1150
Регистрация: 11-Октября 15

Репутация: 92




а я люблю тушняк из конины happy.gif
Top
Juan Carlos
Отправлено: Окт 13 2015, 15:34
Quick Quote Quote Post


Centurio Maidanus
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 44723
Регистрация: 4-Октября 15

Репутация: 2597




И колбаса из конины вкусная. И вареная конина хороша.
Но не из боевых же коней, и не из тягловых-рабочих. Жестко.
Хотя, на колбасу, наверное, пофиг.
Top
Pampa
Отправлено: Окт 13 2015, 17:00
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 61771
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 1854




Потому что сначала отварить нужно, а потом жарить.


--------------------
Top
Бармалей
Отправлено: Окт 13 2015, 17:25
Quick Quote Quote Post


Модератор
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 19845
Регистрация: 28-Сентября 15

Репутация: 1147




Цитата (Pampa @ Окт 13 2015, 17:00)
Потому что сначала отварить нужно, а потом жарить.

или подольше потушить на медленном огне


--------------------
Всю свою жизнь до 1914 года Козырь был сельским учителем. В четырнадцатом году попал на войну в драгунский полк и к 1917 году был произведен в офицеры. А рассвет четырнадцатого декабря восемнадцатого года под оконцем застал Козыря полковником петлюровской армии, и никто в мире (и менее всего сам Козырь) не мог бы сказать, как это случилось. А произошло это потому, что война для него, Козыря, была призванием, а учительство лишь долгой и крупной ошибкой.
Top
kremlebot
Отправлено: Окт 13 2015, 18:31
Quick Quote Quote Post


ver. 2.0
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1150
Регистрация: 11-Октября 15

Репутация: 92




полагаю, что конкистадорятина тоже жёсткая по сравнению со средним уровнем человечины
Top
Juan Carlos
Отправлено: Окт 13 2015, 21:59
Quick Quote Quote Post


Centurio Maidanus
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 44723
Регистрация: 4-Октября 15

Репутация: 2597




Какие все, блеать, гурмэ.
И как только вообще додумались до поедания конкистадоров!!! Грех ведь. Боженька не разрещает.

Есть же индейцы, они язычники, это практически не люди, скот.
Значит, их можно кушать. Они вполне нежные должны быть.
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Страницы: (3) 1 [2] 3  Reply to this topicStart new topic


 


Мобильная версия