Powered by Invision Power Board
Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) Выслать повторно письмо для активации

  Reply to this topicStart new topic

> Культ Диониса., что мы знаем о культах древних богов?
Эмден
Отправлено: Ноя 3 2016, 19:30
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 5652
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 291




Культ вина в ходе европейской истории претерпевал самые фантастические трансформации. И одной из самых ярких его вариаций был культ Диониса в Древней Греции, а его кульминацией – менадизм, движение менад, самых верных и неистовых фанаток Диониса. Кроме того, что это было связано с вином, тут интересен тот факт, что это было беспрецедентное проявление именно женской активности. До этого, правда, ещё были амазонки, но по степени безумия лидируют, конечно, менады. Ну в самом деле, рвать быков на части и поедать их сырую плоть, что это, если не безумие? При чем тут культ Диониса, бога вина и виноделия? Оказывается, без этого Диониса нет вообще. Начнем с самого начала, с истории менадизма.

Менады («безумствующие»), они же фиады («неистовые»), они же вакханки (от римского имени Диониса — Вакх, или Бахус) – это главная армия Диониса, его самые верные, самые фанатичные последовательницы. Иногда можно прочитать, что менады – это мифические существа, типа сатиров, однако большинство историков античности уверено, что менадизм – это реальное явление, в котором участвовали реальные люди.

Почти всё последнее тысячелетие до нашей эры культ Диониса — бога виноделия, плодородия и религиозного экстаза — был неимоверно распространен по всему греческому миру. И особым энтузиазмом в служении ему отличались именно женщины.

user posted image

Мужчины присоединились к нему лишь в конце, когда дионисии стали официальными государственными праздниками. В VI в. до н.э. они были узаконены властями, чтобы хоть как-то обуздать эту женскую стихию. Собственно, менадами были обычные женщины — матери, жены, дочери, уходившие время от времени в отрыв, и повальный женский эскейп очень волновал всё мужское население Древней Греции.

Несколько раз в год греческие женщины собирались в толпы и бежали в леса и горы. Главное своё паломничество, раз в два года, зимой, менады совершали на гору Парнас. Пункт назначения, однако, возвышается на 2,5 км, так что родственникам поклонниц Диониса нередко приходилось организовывать спасательные экспедиции. Обмороженных «менад» в обледеневших одеждах вызволяли из объятий Диониса, и это, конечно, не могло не беспокоить менее религиозно настроенных греков.

Неистовое веселье, пляски, оргии
Чем они там занимались, в своих походах? Главная цель вакханалий, конечно, не разгул как таковой, это всё же религиозное движение, и менады в лесах совершали служения своему богу, молились, пели и плясали в его честь. Но на посторонний взгляд выглядело это довольно устрашающе.

В полуобнаженном виде, в шкурах животных и венках из виноградных листьев, с тирсами наперевес (тирс — длинный жезл, атрибут Диониса, обвитый лозой или плющом, с шишкой пинии сверху) – они носились по окрестностям, пугая стада и местное население. Опьяненные вином и безумными плясками, в полубессознательном состоянии они выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных, а также устраивали сексуальные оргии. Иногда с захваченными, а иногда и с добровольно присоединившимися к вакханалиям представителями противоположного пола. Хотя греки были уверены, что – с сатирами.

user posted image

Жестокие и кровавые ритуалы
Танцы, пляски, скитания по горам и сексуальные игрища – этим, однако не исчерпывалась активность менад. Культ требовал отказа от всех и всяческих запретов, пробуждения в себе природных, животных начал. Все они были опьянены вином, но помимо этого, как считают историки, они находились под влиянием и более сильных наркотиков, подмешиваемых в вино. И плюс эффект толпы. В припадке массовой истерии они могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым.

Бегом едва спаслись мы от вакханок;
А то бы разорвали. Там стада
У нас паслись, так с голыми руками
На них менады бросились. Корову
С набрякшим вымем и мычащую волочат.
Другие нетелей рвут на куски. Там бок,
Посмотришь, вырванный. Там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо, и сочится кровью.
Быки — обидчики, что в ярости, бывало,
Пускали в ход рога, повержены лежат:
Их тысячи свалили рук девичьих.
Ты б царским глазом не успел моргнуть,
Так быстро кожу с мяса там сдирали.
«Вакханки». Еврипид, 404 г. до н.э.

Кровожадность обезумевших вакханок, однако — это не какое-то природное качество греческой женщины, крови требовал сам культ Диониса, который руками своих последовательниц расправлялся со своими врагами. Греки верили, что боги активно вмешиваются в дела смертных, и жестоко мстят за свое непризнание.
И Диониса, в общем-то, боялись, может быть даже больше, чем многих других богов. Это был не только бог вина и веселья, но и – бог, насылающий одержимость и безумие. Все, кто был вне культа, кто не поддерживал его, подвергались опасности, в том числе и со стороны его неистовых поклонниц, менад. Их ярость к врагам Диониса отражена во многих мифах. Вот, например, миф о гибели Орфея — они убивали не только быков:



По одной из версий, он воспевал богов, но пропустил Диониса, и мстительный бог наслал на него своих менад. По другой версии, Орфей стал свидетелем тайных мистерий менад. Но в любом варианте – они его растерзали на части. Как и царя Пенфея, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою одурманенную Дионисом мать. Знаменитая древнегреческая трагедия Еврипида «Вакханки» – об этой чудовищной истории – как менады растерзали Пенфея:

user posted image

Причины менадизма
Почему они предавались культу Диониса так страстно? Существует несколько версий.

Танцующая менадаПсихиатрическая версия
Историки объясняют менадизм, во-первых, по аналогии с женским алкоголизмом – женская психика и физиология более уязвимы для наркотического и психогенного влияния, они легче попадают в зависимость. Менадизм иногда даже истолковывают как тип истерии. На сотнях найденных древних изображений — на красно-фигурной керамике и в скульптуре – танцующая менада напоминает человека в истерическом припадке. Тело и шея конвульсивно изогуты назад, голова сильно запрокинута.

Версия социо-психологическая
А второе объяснение менадизма ещё проще. Вакхический культ освобождал женщин от повседневных забот, снимал с них путы размеренного быта, рвал оковы, связывающие их с обыденностью и скукой. Именно женщины, всё остальное время в году будучи достаточно законопослушными, в дни вакханалий бросали свои домашние обязанности, оставляли дом, мужа, детей, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога.

user posted image

Этих версий недостаточно
Эти версии причин менадизма не объясняют, однако, мистических, религиозных основ дионисийского культа. Видеть в вакханалиях только безумие или только эскейп – это видеть только внешнюю сторону дела. Менадизм вовсе не был случайным, эпизодическим явлением эдакого отпадения от цивилизованности отдельных «бесноватых» представителей греческого общества, склонных, например, к разврату и оргиям. И довольно поверхностным было бы истолковывать эти побеги женщин в леса исключительно как желание противостоять запретам и установленному порядку. Что-то от протеста тут было, но не это главное.

Должна быть ещё религиозно-мистическая версия менадизма
Вакханалии были именно религиозным ритуалом, имели под собой очень мощную мистическую подоснову. Какую? Какой сверхъестественный, религиозный, смысл вкладывали последователи Диониса в свои странные и, на наш взгляд, дикие — неистовство, насилие, кровь — ритуалы? Что значил для них их бог вина? С чем, или кем, они хотели соединиться в своих экстатических плясках? Почему вино не было для них просто напитком, плодом деятельности винодела?
А чем тогда? Почему вообще у такого простого дела, как вино, лоза, виноградарство, виноделие – вообще был бог, да ещё и такой почитаемый? И эти ритуалы раздирания на части животных и поедания сырой плоти – что это такое в мистическом смысле? Почему бог вина был таким кровожадным? Чем это было для греков? Что божественного они видели во всём этом? Почему этот культ настолько их захватывал в течение столетий, и так широко, по всему греческому миру, был распространен?
Top
Эмден
Отправлено: Ноя 3 2016, 19:36
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 5652
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 291




Любитель вина! Читал ли ты «Вакханок» Еврипида? Древнегреческая трагедия, 405 г. до н.э.? Знаешь ли ты, что такое настоящие вакханалии? Кто он на самом деле, Дионис?

Леденящая душу история! Ничем не уступает какому-нибудь голливудскому ужастику. Древнегреческие мифы вообще — тот ещё хоррор. А сюжет «Вакханок» — вообще просто мрак кромешный. Месть, кровь, безумие, детоубийство, расчленёнка. Говорите, Дионис — бог вина, веселья, опьянения и забвения? Да это бог джеков-потрошителей! Он насылает на людей безумие, и те рвут друг друга на части.

Ниже, пунктиром — содержание «Вакханок» и наши комментарии. Запаситесь терпением и бутербродами — это не самый короткий в мире пост. А ещё лучше — бутылочкой вина.


Сюжет «Вакханок». Новый облик Диониса
Дионис – бог, произошедший от Зевса и простой смертной, и эта двусмысленность происхождения — преследует его. Он крайне нетерпим к тем, кто сомневается в «лигитимности» его положения на Олимпе. Уже интересно — бог, страдающий комплексом неполноценности.

А фиванский царь Пенфей и его мать Агава – как раз не верят в божественное происхождение Диониса, говорят, что мать Диониса понесла от простого смертного, а про Зевса – придумала. И вообще они против культа Диониса. Им не нравится, что женщины массово срываются в вакханалии несколько раз в году. Пенфей хватает Диониса, принявшего вид странника, связывает его и запирает в хлеву.

Дионис оскорблен. И за мать, и вообще — смертные подняли голос против бога! Он придумывает и реализует неимоверно коварный план мести. Для начала он организовывает небольшое землетрясение, разрушает дворец Пенфея, но это цветочки.

Древнегреческая трагедия. Еврипид. Дионис. АгаваПенфею и его матери, Агаве, не нравятся вакханки? — Он лишает разума Агаву. Помимо ее воли делает ее своей страстной последовательницей, одержимой менадой. Отправляет в горы с толпой других обезумевших женщин, погружает в пучину разгула и оргий. Чтобы? Чтобы в конце концов ее руками наказать своих врагов.
Откроем карты сразу – обезумевшая мать, будучи под наваждением, насланным на нее Дионисом, убивает Пенфея, собственного сына (!), рвет его на части (!!) и возвращается в город с его головой(!!!), насаженной на тирс – жезл Диониса. Вот эта кульминационная сцена трагедии:

Но он молил напрасно: губы пеной
У ней покрылись, дико взор блуждал, -
И рассуждать была она не в силах:
Во власти Вакха вся тогда была.
Вот в обе руки левую берет
Злосчастного Пенфея руку, крепко
В бок уперлась и… вырвала с плечом -
Не силою, а божьим изволеньем.
Ино с другой напала стороны
И мясо рвет. Явилась Автоноя.
За ней толпа. О боги, что за крик
Тут поднялся! Стонал Пенфей несчастный.
Пока дышал, и ликований женских
Носились клики. Руку тащит та,
А та ступню с сандалией, и тело
Рвут, обнажив, менады и кусками,
Как мячиком, безумные играют…

Одурманенная Дионисом Агава думает, что напала на льва, и голову сына «головой считает львиной». Она повергает горожан в ужас, хвастая перед всеми своим охотничьим трофеем. Но в планы Диониса не входит оставлять удачливую «охотницу на львов» в неведении. Он дает матери опомниться и понять весь ужас произошедшего.

- А чье лицо в руках твоих, Агава?
- Чье? Это — лев… Так мне сказали там…
- Вглядись в него, труд не велик, Агава.
- А!!! Что я вижу? Что я принесла?!

Далее следует самая потрясающая сцена спектакля — плач Агавы: «За мать безумную неужто ж сын в ответе?» Пояснения переводчика, Иннокентия Анненского: «Это было одно из сильнейших мест трагедии. Агава стремится обнять останки и не смеет коснуться до них оскверненными руками, наконец она побеждает свой религиозный страх и с плачем, с причитаниями покрывает поцелуями отдельные куски Пенфеева тела.»

В последней сцене выходит Дионис и добивает несчастную семью – отца Агавы превращает в дракона, его старую жену – в змею, а Агаву с сестрами, руками которых он разорвал Пенфея, отправляет в изгнание – видимо, посчитав, что они ещё недостаточно наказаны за непочтительность, а также в назидание всем остальным смертным:

Я говорю вам это, сын Зевеса,
Не смертным порожденный Дионис.
- Ты прав, о бог, но чересчур суров!
- Я, бог, терпел от смертных поношенье!
- Но разве смертный гнев пристал богам?
- Отец мой Зевс все порешил давно.
Что медлить! Рок свершится все равно!

Кажется, причины распространенности культа Диониса начинают проясняться. Очевидно, страх прогневить злопамятного бога — способствовал этому не в последнюю очередь. И наоборот, почтительная богобоязнь могла сильно облегчить жизнь смертному:

Вот если б скромно вы тогда почтили
Во мне рожденье Зевса, я б теперь
Вам счастье дал, как верный ваш союзник…
О смертный! Если небо ты презрел,
Взглянув на эту смерть, в богов уверуй!

Как современники Еврипида восприняли такого Диониса?
Откровение для нас, Дионис из «Вакханок» совершенно не был откровением для греков, пришедших в афинский акрополь на премьеру спектакля. Миф о смерти Пенфея, растерзанного своей матерью по наущению Диониса, был известен грекам и до Еврипида. Никакой новой трактовки образа Диониса у Еврипида не было.
Этого и быть не могло — на премьере, помимо рядовых афинян, была вся официальная верхушка города, и главное — все жрецы. Никто и не допустил бы никакого нарушения общепринятой мифологии. Да, собственно говоря, Еврипид участвовал и победил других авторов в конкурсе на лучшую пьесу о богах. Какая-то альтернативная трактовка мифа просто не прошла бы конкурс. Дионис таким и был — жестоким и кровавым богом.
Сцены этого мифа были во множестве запечатлены на вазах, в скульптуре, в настенной мозаике и фресках – задолго до Еврипида. Вот только два примера самых хорошо сохранившихся образцов краснофигурной керамики:

user posted image

Гибель Пенфея. Античная краснофигурная ваза. 480 г. до н.э. На одной стороне чаши – Дионис с вином, на другой – разодранный Пенфей, между ними – менады с частями тела Пенфея в руках.

user posted image

Пенфей, раздираемый Агавой и Ино.
Античная краснофигурная ваза. 450-425 г. до н.э.

Как МЫ воспринимали Диониса до Еврипида?
Греки прекрасно представляли себе, кто такой Дионис. Удивлены не они, удивлены — мы. Оказывается, современная культура совершенно утеряла представление об этой второй, темной, стороне Диониса. Наше представление о боге вина складывается из образов, созданных живописцами Возрождения и более поздних времен. А у них Дионис изображен, в основном, красивым женственным юношей в венке из виноградных листьев, в окружении грациозных обнаженных менад, весьма напоминающих наших мисс мира. Трудно заподозрить под таким фасадом что-то суровое. Мы даем названия «Дионис», «Бахус», «Вакх» нашим увеселительным заведениям, думая, что подчеркиваем тем самым их развлекательную функцию. Нам и в голову не приходит, что на вывеске над входом в модный винный бар красуется имя кровожадного бога-маньяка. Вакханалии для нас – веселые попойки с сексуальными приключениями, и жертвоприношения крупного рогатого скота как-то не входят в программу наших винных праздников. Вакханками мы иронично называем женщин легкого поведения, и сильно удивились бы, если бы они не то что порвали на части, а если бы они просто обидели хотя бы кролика.

Но после Еврипида мы вынуждены признать, что нам следует отказаться от того поверхностного представления о Дионисе и его культе, который у нас был раньше.

Что нового открыл нам Еврипид
Оказывается, источник безумия и кровожадности менад — то, что не давало нам покоя в культе вина — не в самих менадах, а — в их боге. И Еврипид, и вообще греки, считали, что менады/вакханки действовали не по своей воле, они были одержимы Дионисом, движимы наваждением, которое он насылает на людей. Это не они кровожадны – это ОН кровожаден. Еврипид сообщил нам, что вакханки – всего лишь орудие в руках бога.

(Заметим в скобках, что это вообще характерно для древнего сознания – считать, что человек не свободен в своих поступках, что его жизнью управляет судьба, рок, боги. Виноградарь вырастил хороший урожай – значит, Дионис послал ему свою милость. Вино не получилось – значит, винодел чем-то прогневил своего бога. Если женщина испытывает непреодолимую тягу присоединиться к вакханалиям – значит, Дионис ее позвал. А если она остается дома, это тоже — не свободный выбор здравомысленной женщины, а просто — Дионис не счел нужным наделить ее страстной душой.)

Новые вопросы: Бог веселья или бог безумия?
Так кто он, Дионис? Что за непонятный бог? Откуда такая двойственная природа? Дарить веселье, утешение, забвение, отдохновение, удовольствие от вина – с одной стороны, и жестоко наказывать, насылать безумие, ввергать в дикие, ужасные, кровавые игрища – с другой. Веселый и легкий бог вина, как мы раньше думали, вдруг оказался, по Еврипиду, крайне злопамятным, мстительным и жестоким богом. Откуда это? Откуда эта темная, страшная ипостась бога вина?

Ответ может быть здесь
Мифология о рождении и детстве Диониса – вот что сразу сильно проясняет ситуацию с его жестокостью. Оказывается, там была такая «родовая травма», а детство бога было омрачено такой кровавой бойней, что на выходе мы имеем то, что имеем.
Top
Эмден
Отправлено: Ноя 3 2016, 19:42
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 5652
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 291




Продолжаем писать наш «древнегреческий детектив» – об истоках кровавых ритуалов жертвоприношений в античных вакханалиях.

В первой части мы поставили вопрос – почему менады/вакханки рвали на части животных и поедали их сырую плоть? А мифы говорят, что они нападали и на людей. Почему бы им просто не петь и плясать до умопомрачения и не предаваться сексуальным оргиям? Насилие и кровь — это было непонятно, и это требовало объяснения.

Во второй части мы изучили «показания» Еврипида, который утверждает, что загадка кровожадности менад упирается в загадку кровожадности самого Диониса. Нам открылось совершенно новое лицо Диониса. Оказывается, для греков он был не только легким и веселым богом вина, виноделия, отдохновения и забвения, но и – страшным и мстительным богом, насылающим безумие и жестоко карающим за непризнание.

Осталось выяснить, откуда это в Дионисе, «боге вина». И, как оказалось – ответ, причем не совсем тот, что мы ожидали, лежит на поверхности. Стоит только обратиться к мифологии о рождении и детстве Диониса, и сразу проясняется ситуация с его жестокостью. Таким он и должен был стать – мстительным, жестоким и кровожадным. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части! И – съеден! Вот этот кровавый миф:


Преследуемый с рождения бог
Предистория такова. Мать ещё нерожденного Диониса, земную женщину Семелу, понесшую от Зевса, сильно не взлюбила ревнивая жена Зевса, богиня брачных уз, Гера. И придумала интригу – втерлась в доверие к Семеле и внушила ей желание посмотреть на Зевса в его настоящем божественном облике, а не так, как он обычно являлся простым смертным. Доверчивая Семела так и сделала – попросила Зевса явиться к ней во всей красе. А это значит – в облачении молний. Ну и, сами понимаете – недалекая Семела изжарилась заживо в объятиях возлюбленного.

Зевсу, однако, удалось спасти ребенка из чрева матери, он зашил его в своем бедре (!) – и выносил. То есть Дионис – бог, рожденный из бедра Зевса. (Тут греки не особенно оригинальны, Осирис — египетский бог земледелия и виноделия — также был рожден из бедра своего отца.)

user posted image

Рождение Диониса из бедра Зевса. Фрагмент краснофигурной вазы. 450 г.до н.э.

Родив Диониса, Зевс должен был всё время прятать ребенка от бдительной Геры. Он отдал мальчика на воспитание нимфам, и те наряжали его девочкой, чтобы Гера его не узнала и не уничтожила. (Некоторые объясняют этим гермафродитические черты Диониса, его «женоподобный» облик, особенно на исходе античности; в ранний период распространения дионисийской религии он, наоборот, выступал грозным бородатым старцем.) Зевс придавал Дионису разные обличья, превращал его то в одно животное, то в другое, в мифологии он часто выступает козленком.

Впоследствии козел стал одним из главных символических обликов Диониса. Во время Великих Дионисий устраивались представления — хоры певцов, наряженных в козьи шкуры, исполняли особые гимны в честь Диониса — дифирамбы. Из этих дифирамбов, сопровождаемых плясками, постепенно выкристаллизовалась театральная форма прославления Диониса – трагедия, что значит «песнь козлов».

Бог вина по случайности
Если вы думаете, что Гера успокоилась, вы не знаете ревнивых жен. И чтобы запутать преследовательницу, Зевс поселил мальчика на пустынном острове, где его воспитанием занимался сатир Силен. Здесь и определилась его будущая «профессиональная специализация» — Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

user posted image

Силен с ребенком Дионисом. Римская копия 2 века античной скульптуры, оригинал ок. 300 г. до н.э.

В будущем, преодолев травмы своего чудовищного детства, куда бы ни приходил возмужавший Дионис, он всюду учил людей выращивать виноград и делать вино, и его везде сопровождали сатиры – веселые козлоногие полубоги. Ряженые в сатиров актеры потом составляли, в частности, Хор в трагедии «Вакханки». И почти на всех картинах великих мастеров европейской живописи, посвященных теме вакханалий, Дионис (Вакх, Бахус) практически всегда изображен либо с Силеном, либо с сатирами. Они повсюду сопровождают бога вина, он никогда с ними не расстается, как и со своим тирсом и венком из виноградной лозы или вечнозеленого плюща, заменявшего виноградные побеги зимой.

Бог, насылающий безумие
Гера не оставляла своих преследований, и одним из ее выпадов было – наслать на внебрачного сына Зевса безумие – будучи под наваждением Геры, он совершал убийства сам и сводил с ума тех, кто отвергал его, и не признавал в нём бога. Происхождение его от смертной женщины развило в нем, как сейчас сказали бы, сверхкомпенсацию – у него была мания величия, и он мстил всем, кто сомневался в его родстве с Зевсом. А преследования Геры совершенно объяснимо дополнили его манию величия манией преследования.

Обстоятельства рождения, детские травмы и козни Геры и сделали впоследствии Диониса настоящим «богом безумия». Богом, насылающим безумие. Неистовыми и истеричными становились все, кто ему поклонялся, и он распространял свое безумие даже на самых верных своих почитательниц, вакханок, чтобы, например, наказать их родственников, которые не одобряли их погруженности в культ Диониса. Например, в Аргосе Дионис поверг в безумие молодых матерей. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках, убивали их и «пожирали их мясо». Царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу. И, как мы знаем, обезумевшие вакханки растерзали Орфея и царя Фив Пенфея.

Растерзанный бог
В конце концов Гера всё-таки настигла Диониса. Она натравила на молодого бога, этот плод неверности супруга, титанов. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в льва, то в лошадь, то в змею. Но в тот момент, когда он принял образ быка, титаны всё же настигли его — и растерзали. И съели куски дионисова тела.

В свете этой истории ритуал разрывания менадами на части животных – чаще всего быков – уже не может особенно удивлять. Ясно, что этот ритуал носил у них символический смысл – они разыгрывали сцены из «жития» своего бога. Они как бы возвращали ему его жертву. Они ели тело своего бога, воплощенного в быке, и пили его кровь – вино.
(Христианам этот символизм понять нетрудно – по аналогии с идеей пресуществления тела и крови Господней в хлеб и вино.) На исходе античности, когда дионисии стали официальными праздниками, этот ритуал жертвоприношения быков сохранился – быки забивались уже по регламенту, причем ритуал поедания сырой плоти – символического тела бога – также оставался в силе.
В исторических реконструкциях атмосферы древнегреческих дионисий можно встретить такие описания: «Накануне приносили в жертву быков; их было так много, что тошнотворный запах крови, смешанный с резким запахом вина, всё ещё заполнял город.» (Цит. по Хью Джонсон, История вина, 2004)

Возрождающийся бог
Но как же миф выходит из положения – ведь история Диониса не заканчивается его смертью от титанов? Согласно мифологии, Дионис – бог, рожденный дважды. Титаны съели разорванное тело Диониса, но его сердце, то есть сама сущность бога, ускользнуло от их внимания. По одной версии, Зевс проглотил сердце Диониса, и тем самым спас его для последующего рождения. По другой – сердце спасла Афина, а Аполлон похоронил сосуд с сердцем Диониса в Дельфах. В любом случае, спасенное сердце Диониса стало источником его возрождения.

user posted image

Празднующий Дионис. Римская копия античной скульптуры, оригинал – 3 в до н.э.

И образ возрождающегося бога повлиял очень сильно на распространенность культа Диониса в Древней Греции. Многие историки считают, что Дионис воспринимался греками как символ возрождения жизни вообще, символ бессмертия, возрождения природы после зимы, как символ вечного обновления. (Бог, воскресший из мертвых – христиане тоже хорошо знакомы с этой идеей.) Каждую весну виноградарь шел по полю и видел в зеленеющей лозе возрождающегося Диониса, каждой осенью он сокрушал тело бога – новый урожай – в винных прессах. Это был необычный бог, он не только требовал жертвоприношений, но и сам каждый раз был жертвой, и каждый раз возрождался к новой жизни. Когда смертные пили вино — они «пили бога».

Кстати, Зевс испепелил титанов, разорвавших Диониса, и из пепла гигантов, в которых содержалась божественная плоть съеденного Диониса, произошли люди. Двойственность человеческой природы нашла ещё одно объяснение. Человек — это смесь добра и зла; что-то от бога, что-то от чудовищ.

Осталось всё подытожить
Итак, общая картина прояснилась. Осталось только свести концы с концами, подытожить, насколько изменились наши представления о культе вина, о Дионисе, о вакханалиях и менадах. Практически по всем этим вопросам наши прежние представления изменились на кардинально противоположные. А именно. Разве культ Диониса – это культ вина? Нет, это не так. Разве вакханалии – это просто разнузданные пляски безумных менад и бойня животных в состоянии сильного опьянения? Всё совсем не так! И самое главное – проясняется тот мистический, божественный смысл, который греки вкладывали в отправление культа Диониса, и об исчезновении которого в современную эпоху так переживал Ортега-и-Гассет. Выводы хочется оформить отдельным постом, так что окончание следует.
Top
Эмден
Отправлено: Ноя 3 2016, 19:47
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 5652
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 291




Сейчас Дионис кажется совсем не таким, как до начала нашего «расследования»
Это гораздо более сложный персонаж, чем просто бог вина. Оказывается, культ, который участники вакханалий отправляли столь неистово и часто жестоко — это вовсе не был «культ вина», вино было лишь атрибутом «культа Диониса», хотя и одним из важных.
Вино, песни и пляски, веселье, разгул и оргии – были лишь внешней стороной вакханалий. Но каковы были их глубинные — религиозные, мистические — смыслы, отличавшие древнегреческие вакханалии от более поздних? Которые превратились сегодня, по мнению Ортеги-и-Гассета, в «банальные попойки»? Теперь, после нашего небольшого расследования, мы, кажется, лучше понимаем эти смыслы:

Жестокости требовал сам ритуал
Между неистовостью отправления культа Диониса и опьянением вовсе не было прямой связи. Люди становились безумными и рвали животных на части вовсе не в порыве первобытной дикости, и не потому, что они были «пьяны до безумия».
С точностью до наоборот – жестокость кровавых акций была специально, сознательно, встроена в культ как важнейший ритуал, отправляемый менадами. Они рвали животных — как символ ужасной, жестокой смерти, которую когда-то претерпел их бог. Это было что-то вроде театрализованной инсценировки мифологических событий. Диониса разорвали и съели титаны, когда он принял облик быка – и столетия греческой истории прошли под знаком ритуала жертвоприношения быков и поедания их сырой плоти.
На исходе античности, в период узаконенных дионисий, это происходило в рамках официального регламента празднований, а в более ранний период – вакханки нападали на стада «неофициально», пугая незадействованный в ритуале народ и провоцируя слухи о своем «безумии».

Смысл ритуала – религиозный экстаз
Но инсценировать смерть своего бога – не конечная цель ритуала, а лишь его внешняя сторона. Смысл его – глубже. Они пили вино и как «дар бога» («сок Диониса», «услада Вакха»), и — как «кровь бога». Они поедали мясо жертвенных животных — как «плоть бога».
Это довольно сильно напоминает ритуалы причастия в христианстве. И не только в христианстве – во многих древних религиозных культах отправлялись подобные ритуалы, с одной и той же целью — напрямую соединиться со своим богом. Соединиться почти буквально, осязаемо – через его «кровь» и «плоть».
Пить вино – «пить бога». Стремление более чем понятное — во все времена, во всех религиях самое сильное переживание верующего – почувствовать в себе бога, войти в контакт с богом, услышать «глас бога». (В христианстве — чудо «богоявления».) Естественно, что в обычном, нормальном, рассудочном состоянии духа невозможно добиться такого мистического восприятия реальности, необходимы были, как сейчас сказали бы, практики достижения «измененного состояния сознания». И для этого, в частности, им и нужно было вино — в функции опьяняющего напитка, освобождающего от оков разума и принятых норм поведения. Но не только вино.

Средства достижения экстаза
Менады добивались измененного состояния сознания – состояния религиозного экстаза — не столько вином, сколько подмешиваемыми в него травами, а также посредством неистовых молитв и исступленных плясок.
Плюс «эффект толпы». (Методы «психологической возгонки» хорошо известны из истории, например, из практики шаманизма в сибирских или индейских культах, и ещё из множества примеров самых разнообразных культов в истории человечества.)
И это позволяло участникам вакхического ритуала выйти в бессознательное состояние, за пределы своей личности, войти в «транс», в пространство чистого чувствования. Чтобы там, на уровне не контролируемых разумом эмоций, на уровне до-человеческого, животного восприятия, соединиться со своим богом – а значит, и со всем миром, со всей природой, с «божественным космосом».
Таким образом, без-умие, или измененное состояние сознания (здесь возможны также отдаленные параллели с буддистскими практиками достижения без-думного состояния) — в варианте вакханалий было непременным и главным условием отправления экстатического культа Диониса, а вино только способствовало этому. Опьянение было необходимо вовсе не ради веселья или забвения, цель была значительно важнее, опьянение сулило ни много ни мало – встречу с богом.

Самый доступный бог
Дионис для греков – уникальный бог, на «встречу» с которым грек мог рассчитывать больше, чем на встречу с любым другим богом. Он не только сын Зевса, но и – сын смертной женщины, что уже уменьшало дистанцию между ним и обычным смертным. Ни один другой бог Олимпа «не позволял» смертным подойти к себе настолько близко. Зевс «соединялся» со смертными женщинами, и те рожали ему полубогов – но только в мифах, в то время как «крови» и «плоти» Диониса – вина и мяса жертвенных животных – мог причаститься любой смертный.

«Он был реальным и доступным. Его привлекательность для угнетенных очевидна. Он нес утешение и вселял отвагу – отвагу собираться вместе и бушевать, чего, например, Аполлон не одобрил бы. Аполлон в глазах рядового грека был, по сравнению с Дионисом, слишком холодным, рассудочным, был официальным богом, оберегавшим порядок и безопасность, идеально правильным, идеально красивым, вращавшимся в высшем обществе. Если бы его культ существовал сегодня, его, скорее всего, изображали бы в аккуратном костюме, в рубашке от Brooks Brothers, застегнутым, естественно, на все пуговицы, и при эксклюзивном галстуке. Это был бы человек корпоративный, со всей теплотой уолл-стритовского банкира. Неудивительно, что народным избранником стал именно Дионис. »
Хью Джонсон, История вина, 2004

Деметра, богиня плодородия, богиня живородящей земли, богиня злаков и хлеба, вроде бы могла ещё претендовать на роль, которую играл в сердцах греков Дионис. Но такого без-умия, такого эмоционального, чувственного, экстатического ритуала единения с богом, в культе Деметры не было. Дионис в этом смысле был совершенно уникальным богом.

Вакх, Бахус, Дионис, культ Диониса, вакхический ритуал
Религиозный экстаз как порыв к вечности
И ещё одна причина притягательности культа Диониса – это был бог, дважды рожденный, победивший смерть. Бог, возродившийся после страшной гибели от титанов, он символизировал для греков силы вечного обновления и вечной жизни. Вкусив его «плоти и крови», и непосредственно «ощущая» в себе своего бога, они ощущали и эти силы вечного возвращения, вечной жизни. Это было для них прикосновением к вечности, к бессмертию. Человек чувствовал себя — хотя бы на время отправления культа – на территории бессмертных богов.

О, как ты счастлив, смертный,
Если, в мире с богами,
Таинства их познаешь ты,
Если, на высях ликуя,
Вакха восторгов чистых
Душу исполнишь робкую.
Еврипид, Вакханки, 405 г. до н.э.

Страх смерти и жажда вечной жизни – вообще основа всякого религиозного чувства, и обещание бессмертия, возрождения (у христиан — воскрешения) — это именно то, что всегда и было востребовано человеком от любой религии. Но если одни религии сулили вечную жизнь лишь после смерти, другие – как культ Диониса – позволяли их последователям ощутить свою бессмертную сущность уже при жизни, во время коротких экстатических «сеансов», бывших кульминациями вакханалий.

Вакханалии как «лифт» к богу
Вакханалии, после всего этого, представляются нам как некое театрализованное действо, некий специфический ритуал, который, если соблюдать правила его отправления, переводил простого смертного – хотя бы на время — из царства конечного, материального мира с его тяготами, заботами, болезнями, горем и смертью — в царство вечного праздника, в царство вечно возрождающегося, победившего собственную смерть бога.
Вино способствововало этому? – Да. Значит вино – в каком-то смысле – один из проводников к богу. А вакханалии – это скоростной «лифт» к богу. Если в обычной повседневной жизни человек приближался к постижению бога лишь условно, каким-то опосредованным образом, то вакханалии обеспечивали хоть и кратковременный, но быстрый и непосредственный доступ к богу.
Групповые «камлания», эффект совместных энергичных, часто жестоких и кровавых, растормаживающих психику ритуалов, взаимная «подзаводка» друг друга в исступленных яростных акциях – позволяли участникам вакханалий быстро «разогнаться», выйти «вовне», «за пределы», позволяли «допрыгнуть» до своего бога одним скачком. И, судя по тому, что вакханалии практиковались греками на протяжении целых столетий, этот дикий и яростный опыт вакхического экстаза казался им самым эффективным способом достичь «гармонии с божественным космосом».

Культ Диониса вне вакханалий
В скобках надо сказать, что всё же вакханалии – это экстремальные практики поклонения Дионису. И они, конечно, не затрагивали поголовно всё население Древней Греции. И кроме того, они были кратковременными «вспышками» – несколько раз в году по нескольку дней.
А «большие вакханалии» ещё реже, раз в два года, когда менады отправлялись служить своему богу на Парнас. Это не значит, что всё остальное время года о Дионисе никто не вспоминал. Просто ежедневное поклонение ему не принимало таких острых клинических форм. Рекомендуем к прочтению две очень интересные работы о культе Диониса в «мирное» время, то есть в повседневной жизни древних греков.

Вадим Михайлин Дионисова борода: Природа и эволюция древнегреческого пиршественного пространства
Франсуа Лиссарраг Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира

Дионис рассматривается в них как бог, контролирующий те стороны греческой жизни, которые связаны с территорией отдыха, праздника, игры. Сугубо дионисийская епархия – это культурное пространство греческих пиршеств, в частности – «симпосиев» (от: «совместное питие»).
Это не связано с экстримом вакханалий, в повседневности человек вообще не ищет каких-то глубинных смыслов, религиозный экстаз не может быть перманентным. Но, тем не менее, мирные дионисийские пиршества тоже находятся в специфической культурной зоне, выгороженной из обыденности и житейской рутины. Чем древние греки занимались на своих пирах, в какие игры играли, в какие отношения со своим богом вступали – как раз в этих статьях.

Пиры, Вакху угодны вы,
Милы Зевсову сыну!
Вина влагу усладную,
Всех печалей забвение,
Дал богачу он и бедному.
Еврипид, Вакханки, 405 г. до н.э.
Top
Zealot
Отправлено: Ноя 7 2016, 06:21
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Регистрация: 2-Ноября 16

Репутация: 13




Ну тут ведь как. Чем глубже в древность - тем страшнее лики богов. Между Яхве древних иудеев и Саваофом из Послания Иакова лежит пропасть. Собственно, уже римские ролевые игры в вакханок осуждаемые Катоном были ближе к нашим представлениям о Дионисе, чем к греческим.

Мне кажется неправильным рассуждать о том "каков был Дионис в действительности". В случае с богами - это неверно, они не являются самодостаточными сущностями, они именно таковы, какими мы их воспринимаем, они существуют лишь в призме нашего взгляда. В этом плане Дионис Возрождения имеет точно такие же права на жизнь, как и Дионис Еврипида.

Другое дело, сам культ, то, что побуждает людей следовать за богом, их мотивация. В случае с Дионисом неплохо было бы старика Ницше вспомнить, он эту тему неплохо рубил и многое писал о дионисийской подноготной, выводя ее происхождение скорее от Азии.

На самом деле - это, и правда, удивительно как в одном и том же народе уживался солнечный бог Аполлон и какая-нибудь дичь и треш на манер истории с Минотавром. Прямо таки единство и борьба противоположностей, иначе и не скажешь.


--------------------
А еда их — мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...
Top
Zealot
Отправлено: Ноя 7 2016, 08:07
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Регистрация: 2-Ноября 16

Репутация: 13




Цитата
Аполлон не одобрил бы. Аполлон в глазах рядового грека был, по сравнению с Дионисом, слишком холодным, рассудочным, был официальным богом, оберегавшим порядок и безопасность, идеально правильным, идеально красивым, вращавшимся в высшем обществе. Если бы его культ существовал сегодня, его, скорее всего, изображали бы в аккуратном костюме, в рубашке от Brooks Brothers, застегнутым, естественно, на все пуговицы, и при эксклюзивном галстуке. Это был бы человек корпоративный, со всей теплотой уолл-стритовского банкира. Неудивительно, что народным избранником стал именно Дионис


Вот это, мягко говоря, не совсем так, даже совсем не так. Культ Аполлона исключительно многообразен и иррационального в нем навалом. Он так то и Губитель-Стреловержец, посредь прочего и дельфийский оракул с его экстатическими пророчествами не просто так. Он же и насылает эпидемии и он же их врачеватель. Там все хорошо с популярностью было.


--------------------
А еда их — мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...
Top
Pampa
Отправлено: Ноя 7 2016, 14:03
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 4831
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 356




Похоже писал историк в богатым воображением. А вот про оргии чего то постеснялся.

З.Ы. Вот как быка руками разорвать да еще сырого. У него шкура огого.
Top
Эмден
Отправлено: Ноя 7 2016, 18:30
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 5652
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 291




Цитата (Pampa @ Ноя 7 2016, 14:03)
Похоже писал историк в богатым воображением. А вот про оргии чего то постеснялся.
З.Ы. Вот как быка руками разорвать да еще сырого. У него шкура огого.

под гипнозом человек многое может сделать,их опаивали каким то наркотическим пойлом.
тем более что женщинам в то время приходилось много работать и мышцы у них были.
Top
Zealot
Отправлено: Ноя 8 2016, 04:45
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Регистрация: 2-Ноября 16

Репутация: 13




Цитата (Эмден @ Ноя 7 2016, 18:30)
под гипнозом человек многое может сделать,их опаивали каким то наркотическим пойлом.
тем более что женщинам в то время приходилось много работать и мышцы у них были.

Вряд ли вакханки были женщинами "от сохи". Подоил корову и побежал в оргии кувыркаться?.. Тут скорее классика - Греция демократическое государство - у каждого гражданина не менее двух рабов. У монголов нынешних есть забава - всадник на скаку свешивается из седла и хватает молодого барана за ногу - отрывая её от туловища. На голом месте порвать руками бычью кожу и сухожилия - это не, вряд ли.


--------------------
А еда их — мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...
Top
Pampa
Отправлено: Ноя 12 2016, 20:43
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 4831
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 356




Хотелось бы конечно посмотреть на какие источники опирались фантазия историка.
Top
Эмден
Отправлено: Ноя 12 2016, 21:29
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 5652
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 291




Цитата (Zealot @ Ноя 8 2016, 04:45)
Вряд ли вакханки были женщинами "от сохи". Подоил корову и побежал в оргии кувыркаться?.. Тут скорее классика - Греция демократическое государство - у каждого гражданина не менее двух рабов. У монголов нынешних есть забава - всадник на скаку свешивается из седла и хватает молодого барана за ногу - отрывая её от туловища. На голом месте порвать руками бычью кожу и сухожилия - это не, вряд ли.

в те времена когда культ только нарождался все были от сохи,и принимали участие все женщины деревни или города,
хотя город это условно,это ведь бронзовый век,в городах тогда жило 1000-2000 человек и это считалось большим городом.
это период 3500-4000 лет назад,а во времена Рима и классической Греции все уже было более цивилизовано,хотя
нарватся на толпу баб под наркотой...ночью...мало приятного,могли и яйца оторвать.
Top
Pampa
Отправлено: Ноя 12 2016, 21:41
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 4831
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 356




Ну знать такие подробности о событиях 4 тыщи лет назад это колеса, извините
Top
Эмден
Отправлено: Ноя 12 2016, 23:18
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 5652
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 291




Цитата (Pampa @ Ноя 12 2016, 21:41)
Ну знать такие подробности о событиях 4 тыщи лет назад это колеса, извините

ну во всяком случае есть произведение «Вакханки». Еврипид, 404 г. до н.э.
а там тоже все сурово. smile.gif
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Reply to this topicStart new topic


 


Текстовая версия