Powered by Invision Power Board
Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) Выслать повторно письмо для активации

Страницы: (6) « Первая ... 4 5 [6]   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Reply to this topicStart new topic

> Авиация ВМВ, Авиация ВМВ
Gurza
Отправлено: Июн 11 2020, 19:11
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 2263
Регистрация: 9-Апреля 17

Репутация: 160




Цитата (шурави @ Июн 11 2020, 17:24)
Ну да, вики тот ещё источник.


«Большая авиационная энциклопедия» airwar.ru:

Цитата
Впервые ПВО промышленных центров Поволжья прошло испытание на прочность в конце октября - начале ноября 1941 года. Командование Люфтваффе спланировало в этот период широкомасштабную (хотя больше в географическом смысле этого слова) операцию по выводу из строя промышленных центров советского тыла. Бомбардировке подверглись Рыбинск, Ярославль, Горький, Сталинград. Так 1 ноября был совершен налет на Сталинград, разрушены жилые дома, убиты и ранены 59 человек. Части ПВО прикрывавшие город оказались не готовы к отражению воздушного нападения и серьезного сопротивления не оказали. Еще более серьезные последствия имели налеты на Горький. Первый удар Люфтваффе нанесли днем 4 ноября. Хотя зенитная артиллерия своевременно открыла огонь, немецким бомбардировщикам удалось прицельно отбомбиться заводу им. Ленина, "Двигатель революции" (пострадали два цеха), автозаводу (разрушен ремонтно-механический цех). На следующую ночь налет повторился. Пострадали жилые кварталы и цехи ГАЗ-а. Потери среди гражданского населения были очень велики: 127 убитых и 371 раненных (из них 176 тяжело). Согласно воспоминаниям тех лет, одна из бомб попала в здание заводоуправления "Двигателя революции", как раз в момент, когда там проходило производственное совещание.
По немецким данным, в этих налетах участвовали "хейнкели" 100-й бомбардировочной эскадры "Викинг". Вновь немецкие самолеты появились над Горьким в ночи 12 и 14 ноября, но на этот раз бомбежка особых неприятностей не принесла. Зато, весьма вероятно, что первого боевого успеха добились расчеты 196-го зенитного артиллерийского полка прикрывавшего город. 12 ноября отмечена потеря бомбардировщика Не-111 из состава 7./KG26 (зав. 4100, бортовой 1Н+DR), имевшего задание бомбить Горький. Видимо, самолет был подбит над целью и разбился уже на территории, контролируемой немцами, так как из числа экипажа трое погибли и один получил ранение.
В канун праздника, шестого ноября 1941 года, бомбардировке подвергся Ярославль. На город было сброшено 35 фугасных бомб. Пострадало 163 человека. Был разрушен сборочный цех моторного завода, депо, 17 жилых домов, сгорело 50 вагонов. Отметим, что первая потеря врага в ярославском небе отмечена уже 31 октября 1941 года. Тогда пропал без вести Ju-88A-5 из 7./KG1 (зав. 6071, бортовой V4+CR) вместе с экипажем из четырех человек.

Надо сказать, что, к счастью, немцы достаточно быстро свернули операцию. В противном же случае, при массированном воздействии Люфтваффе на поволжские города в конце осени - начале зимы 1941 года и при успехе этих ударов на уровне июня 1943 года, это могло бы иметь катастрофические последствия для советской экономики. Достаточно сказать, что в конце 1941 года единственный в стране действующий шинный завод находился в Ярославле. Истребители, в этот период, выпускали тоже только авиационные заводы ╧21 в Горьком и ╧292 в Саратове.
После этого "стратегического" удара немецкое командование периодически вспоминало о лежащих в пределах радиуса действия бомбардировщиков Люфтваффе советских промышленных центрах. В новогоднюю ночь Горький бомбил одиночный "юнкерс" из состава 6./KG30. В начале февраля 1942 года немецкий бомбардировщик смог прорваться к Горьковскому автозаводу и отбомбиться по нему. На предприятии были разрушения.



Цитата
Следует отметить, что к лету 1943 года, для прикрытия объектов глубокого тыла советское командование выделило достаточно крупные силы. Так Горьковский корпусной район ПВО и 142-я иад насчитывали 47 истребителей (из них 41 - непосредственно на прикрытии города), 433 зенитных орудия среднего калибра и 82 - малого. Сравнительно широко была внедрена и радиолокация - имелось тринадцать радиолокационных станций орудийной наводки СОН-2 и две РЛС типа "Пегматит". При этом в отечественной литературе отмечается, что в составе 142-й иад ПВО служило достаточное число летчиков с боевым опытом. Небо Саратовского Поволжья прикрывали 41 истребитель, в том числе 23 "ночника", 192 орудия среднекалиберной и 72 - малокалиберной артиллерии, 90 крупнокалиберных пулеметов ДШК. Их действия обеспечивали четыре радиолокационные станции орудийной наводки. Противовоздушную оборону Ярославля осуществляли части Рыбинско-Ярославского дивизионного района и 147-й иад ПВО. Из их состава непосредственно город прикрывали 17 ночных истребителей, 75 зенитных орудий среднего и 19 малого калибра, 55 зенитных пулеметов.
К сожалению, нам не удалось найти документов относящихся к планированию последней стратегической операции Люфтваффе на Восточном фронте. По этому о ряде моментов при её подготовке можно говорить только предположительно. В частности не ясно, кто и на основании чего осуществлял выбор целей для налетов, что в итоге напрямую повлияло на конечный результат операции. Нельзя также однозначно сказать и кому принадлежит сам замысел операции. Впрочем, по сведениям, приводимым в исторической литературе, идея глубинных рейдов принадлежит командованию 6-го Воздушного флота Люфтваффе. Судя по тому, что руководители этого объединения ВВС Германии и позже активно разрабатывали идею вывода из строя промышленных объектов СССР путем нанесения авиационных ударов, эта гипотеза весьма вероятна.
К планируемым ударам были привлечены бомбардировщики двух воздушных флотов, 4-го (генерал-полковник Отто Десслох) и 6-го (генерал-полковник Риттер фон Грайм). Четвертый флот выделил для проведения операции 3-ю, 27-ю бомбардировочные эскадры в полном составе, две группы 55-й бомбардировочной эскадры, а также авиационные группы III./KG4 и I./KG100. Из состава 1-й авиационной дивизии, действовавшей на Центральном направлении Восточного фронта в налетах приняли участие три бомбардировочные группы: III./KG1, II./KG4, II./KG51. При этом немцы, в совершенстве владевшие искусством массирования сил авиации, превзошли самих себя. В этой операции налеты на Горький и Ярославль производились силами обоих воздушных флотов с аэродромов 6-го ВФ: Карачев, Сеща, Брянск, Орел. При этом экипажам бомбардировщиков 4-го ВФ пришлось вести боевую работу в режиме "маятника". Для вылетов на Саратов они перелетали в Сталино. После возвращения из полета и отдыха операция выполнялась в обратном порядке.
Тщательно прорабатывались маршруты подходов к целям. Так к Горькому бомбардировщики летели южнее Москвы, огибая мощную зону ПВО столицы. Учитывая характер целей, боевая нагрузка отличалась разнообразием: фугасные, осколочные и зажигательные бомбы. Высота сброса бомб колебалась в пределах 3500 - 4000 метров. При этом, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, некоторые машины совершали до трех заходов на цель.
Общее число самолето-вылетов выполненных в ходе операции не известно, в немецкой литературе на этот счет приводятся лишь отрывочные данные. Так, в первом налете на Горький 4 июня приняли участие 128 бомбардировщиков, которые сбросили 179 тонн бомб. В ночь на 6 июня вылетело еще больше самолетов - 154. Сброшено 242 тонны авиабомб. В третьем налете 20 Не-111 сбросили 39 тонн бомб на многострадальный ГАЗ. В ударе по Ярославлю 9 июня принимали участие 109 машин.
Целью экипажей бомбардировщиков Люфтваффе в Горьком был автозавод им. Молотова (так тогда назывался ГАЗ). Всего на город было сброшено 1631 фугасная бомба и 33934 зажигательных, в том числе на автозавод - соответственно 1095 и 2493. В результате налетов на заводе серьезно пострадали: главный конвейер, цеха шасси, термический, колесный, кузнечный, прессовый, кузовной и другие. Всего же на предприятие было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тыс. моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тыс. комплектов электроаппаратуры и приборов. От немецких бомб погибло 254 жителя Автозаводского района Горького и 28 бойцов ПВО, ранено соответственно 492 и 27. Кроме завода им. Молотова пострадал и ряд других предприятий. В частности, завод ╧466, производивший авиационные двигатели.
Ветераны, очевидцы тех событий, одной из причин больших разрушений и пожаров считают установленную еще в 1941 году на заводских цехах маскировку из досок. За два года тес высох и превратился в источник повышенной пожароопасности.
На устранение последствий бомбежек было брошено, в общей сложности 35 тысяч человек, начиная от специальных строительных подразделений и до мобилизованных жителей Узбекистана. Принятые меры оказались эффективными. Горьковский автозавод был полностью восстановлен через 100 дней.
Хотя, операция Люфтваффе была достаточно длительной по времени, и фактор внезапности быстро перестал играть роль, приходится с сожалением признать, что немцам удалось наносить значительный урон не только в первых, но и в последующих налетах.


Цитата
Анализируя действия сил и средств ПВО, защищавших поволжские города приходиться с сожалением констатировать, что причины прорыва немецких бомбардировщиков к прикрываемым объектам, кроются в недостатках и упущениях с нашей стороны, а в не в каких-то особых тактических приемах противника.
Так, только при первых налетах на Горький выяснилось, что одна из радиолокационных станций "Пегматит" из-за высокого берега Оки имеет обширную "мертвую зону" в южном секторе обзора. Расчеты станций орудийной наводки не освоили свои комплексы, и их участие в обеспечении стрельбы зенитной артиллерии было минимальным. Командные пункты зенитных артиллерийских полков располагались в подвалах городских зданий и выводились из строя при их разрушении. К тому же связь между КП и огневыми батареями была в основном проводной, проложенной открыто, и, как следствие, нарушалась при первых же разрывах бомб. Зенитная артиллерия вела только заградительный огонь при очень слабом взаимодействии с прожекторами.
Еще хуже действовали ночные истребители. Они выполнили, при отражении налетов на Горький 201 боевой вылет, провели 12 воздушных боев и, по донесениям летчиков, сбили шесть вражеских машин. При этом в шести случаях наши пилоты пытались без особой нужды, даже не израсходовав боекомплект, таранить противника.
Интересный случай, напрямую связанный с попытками наших летчиков-истребителей таранить немецкие машины произошел в ночь на 8 июня. Старший лейтенант Б.С. Табарчук из 722-го иап ПВО обнаружил самолет противника и принял решение - таранить, даже не открыв огонь. Как после доложил летчик, силуэт "немца" был плохо виден, и, боясь промаха, он решил не допустить бомбометания любой ценой. Табарчук ударил винтом своего МиГ-3 по рулям "хейнкеля", после чего совершил вынужденную посадку на "брюхо" в районе своего аэродрома. Самолет пришлось списать, а вот тараненный им Не-111 не был сбит. Пилот "хейнкеля" из 5./KG4 (бортовой 5J+KN) унтер-офицер Хайнц Фестнер так описал свои злоключения: "Высота бомбометания составляла 3600 метров. Сразу после сброса бомб радист сообщил по внутренней связи об обнаружении истребителя. Тут же самолет потряс сильнейший удар. Машина самопроизвольно стала разворачиваться вправо".
Фестнеру удалось восстановить контроль над самолетом и заставить его лететь прямым курсом. Пробыв в воздухе пять часов сорок минут бомбардировщик совершил удачную посадку на аэродроме "Орел-Западный". Как выяснилось, таранный удар почти полностью разрушил правую половину хвостового оперения.
Всего официально считается, что над Горьким было сбито 14 вражеских самолетов. С учетом неполноты наших данных (см. таблицу), реально подтверждается противной стороной не менее половины заявок на победу, а, прибавив и поврежденные машины, вполне можно согласиться с приведенной цифрой.


Цитата
Следует отметить, что помимо командования районов ПВО не на должной высоте оказалось и руководство ПВО страны. Вся помощь с его стороны ограничивалась информированием командных пунктов соответствующих районов ПВО о пролете крупных сил противника в направлении прикрываемых ими объектов. Только уже "на излете" немецкой операции, была сделана попытка противодействия бомбардировщикам противника на маршруте следования к цели и от цели.


Цитата
Успешные налеты гитлеровской авиации на объекты глубокого тыла вызвали существенную озабоченность Ставки. Первой, и надо сказать ожидаемой реакцией на случившиеся, стала смена командного состава соединений ПВО прикрывавших Горький. Но дело не ограничилось только одними кадровыми перестановками.
Для усиления ПВО Горьковского района постановлением Государственного комитета обороны от 8 июня дополнительно выделялось по 100 зенитных орудий малого и среднего калибра, 250 крупнокалиберных пулеметов, прожектора и аэростаты воздушного заграждения. 15 июня 1943 года новым постановлением ГКО выделялись дополнительные средства для усиления ПВО объектов стратегического тыла. Кроме того, было принято решение разделить ПВО страны на два стратегических объединения. Западный фронт ПВО отвечал за прикрытие оперативного тыла, Восточный - стратегического. Надо сказать, что это решение, как и все что, принимается поспешно и под давлением обстоятельств, оказалось недостаточно продуманным, и уже 29 марта 1944 года было отменено. Однако руководство страны продолжало уделять пристальное внимание обороне крупных военно-промышленных объектов Поволжья. Так на 1 октября 1944 года в составе соединений ПВО Горького имелось орудий зенитной артиллерии среднего калибра - 463, малого - 262, зенитных пулеметов - 171, прожекторов - 160, станций орудийной наводки - 11. С воздуха город прикрывали 124 истребителя-перехватчика. Это в среднем в два раза превосходило силы ПВО такого города как Киев.


http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/va...a/valkiria.html
Top
Pampa
Отправлено: Июл 30 2020, 12:03
Quick Quote Quote Post


Активный пользователь
***

Группа: Супермодераторы
Сообщений: 27967
Регистрация: 3-Октября 15

Репутация: 972














Top
Бармалей
Отправлено: Авг 3 2020, 13:04
Quick Quote Quote Post


Модератор
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 16918
Регистрация: 28-Сентября 15

Репутация: 899






--------------------
"Он открыл шкаф, вынул из стерилизатора две гигроскопические маски, протянул одну Рамберу и посоветовал ее надеть. Журналист спросил, предохраняет ли маска хоть от чего-нибудь, и Тарру ответил: нет, зато действует на других успокоительно."
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Topic Options Страницы: (6) « Первая ... 4 5 [6]  Reply to this topicStart new topic


 


Мобильная версия