Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная Версия: Военная археология и чёрный коп
WAROFFLINE | Зрада чи Перемога: форум військових експертів > Военная археология и находки
Страницы: 1, 2
Кубок
Цитата (Уралхан @ Фев 19 2016, 22:48)
Как выгоднее сбывать находки, забугор, в Москву ?

user posted image
Кубок
В Беларуси принят закон о "черных копателях".

В Беларуси утвержден комплекс мер, направленный на создание дополнительных условий для сохранения культурного наследия страны, а также предотвращение деятельности «черных копателей». Соответствующий Указ подписал Президент.
Документом предусмотрена передача археологических артефактов, которые выявлены при проведении исследований либо случайно, в государственную собственность.
Введен запрет на их приобретение, продажу и дарение. Исключение предусмотрено для государственных научных организаций и музеев. Использование металлоискателей, георадаров и других технических средств для поиска археологических объектов допускается только при проведении научных исследований.
http://www.ctv.by/
Кубок
БЛИНДАЖИ
Зима - не помеха или поиск для фанатов
Ф. Сергеев

С приходом весны и таянием снега начался полевой сезон у поисковиков. Во многих регионах нашей страны проходят «Вахты Памяти» - экспедиции по поиску погибших и пропавших без вести советских бойцов и командиров. На местах былых сражений Великой Отечественной снова ведутся активные раскопки. Однако далеко не многие из нас могут похвастаться зимней практикой поисковых разработок. Для таких людей полевой сезон не заканчивается никогда. И речь идет не о солнечной Калифорнии, жаркой Африке или черноморском побережье. А о самой настоящей русской зиме в средней полосе России.

Что в первую очередь отпугивает исследователей в зимние месяцы? Морозы, снега – ответите Вы. Отчасти да, но это не главное. Короткий световой день – вот напасть, с которой в лесу можно бороться разве что с помощью бензогенератора. Опытные поисковики знают, что именно зимой наиболее успешными бывают, например, раскопки на местах падения самолетов или раскопки блиндажей и старых колодцев, когда дело приходится иметь с глубиной и большим количеством воды. Однако это работа для людей крепких физически и морально.

Для большей наглядности будем вести конкретный разговор о блиндажах. Если лесной массив, выбранный вами для раскопок вам известен не очень хорошо, то блиндажи желательно приметить еще до выпадения снега. В противном случае вам предстоит потратить некоторое время для поиска объекта исследования, лазая по сугробам или катаясь по лесу на лыжах. Мороз в данном случае не препятствует раскопкам, поскольку блиндажи обычно не промерзают. А вот вода, стоявшая в них, превращается в лед. Не очень комфортно выезжать на раскопки при температуре ниже -10 градусов. А в остальном даже очень не плохо.

Из инструмента, кроме щупа и лопаты, понадобятся топор и ведро. На ноги валенки или бахилы, с собой резиновые сапоги. На руки варежки, а с собой перчатки – тряпичные и резиновые. Резиновые перчатки надеваются поверх тряпичных при работе с водой, для того чтобы не работать потом на морозе в намокших.

Для более комфортного пути до места раскопок можно использовать охотничьи лыжи, особенно при снежном насте. Желательно, покидая свое транспортное средство, не забыть переодеться в рабочую одежду. Раскопки блиндажа, как правило, работа достаточно грязная.
По прибытии к месту назначения, со льда выбранного блиндажа очищается снег. При помощи топора вырубается прорубь и начинается откачка воды. При использовании бензопилы и мотопомпы (водяного насоса) работа облегчается во много раз. Однако чудеса техники, к сожалению, не всегда доступны для нашего брата. Старым поисковикам известно, какое количество воды можно откачать дырявым ведром или ржавой солдатской каской. При удалении воды не забывайте, что под толщей льда образуется пустота, поэтому ходить по льду не стоит – можно рухнуть в блиндаж. По мере осушения блиндажа необходимо обрушивать лед и выкидывать его на поверхность. Когда воды останется мало, сделайте ямку для ее сбора в самом глубоком месте блиндажа и можете приступать к раскопкам. До долгожданного пола вам предстоит убрать перегнивший слой многолетней опавшей листвы, а также слой глины с кусками бревен от накатов и их обломков. Здесь хорошую службу сослужит топор. Периодически проверяйте место раскопок щупом или металлоискателем, а также откачивайте собравшуюся в приямке воду.

Будет совсем неплохо, если неподалеку горит костер, а ваш товарищ натопил в котелке снега и кипятит чаек. Можно утолить жажду, а тем, кто не работает немного погреться.

Во время раскопок первого шурфа, не делайте его слишком узким, что нельзя развернуться, это сослужит вам недобрую службу. Неподалеку положите какое-нибудь крепкое бревно, чтобы оббивать об него лопату, так как глина может быть очень липкой. При достижении пола блиндажа, вам понадобится поднимать его, будь то доски или круглые палки. Делается это по двум причинам. Во первых нужно раскопать ямку для сбора воды, размером с ведро, ниже уровня самого пола. Иначе поступающая вода и грязь создадут кашу, в которой очень легко не заметить находки маленького размера. Порой, раскопать эту ямку очень не просто, приходится буквально вырубать ее в полу топором. Но зато потом вы будете иметь абсолютно сухой пол и не пропустите даже хвойной иглы.

Во вторых, наличие этого пола не гарантирует отсутствие под ним пола прежнего. Полы могли настелить при подтоплении блиндажа, если он какое-то время был не жилым. Полы могли настелить советские бойцы, обживая блиндажи при захвате вражеских позиций. В этом случае, между полами может быть масса всего интересного. И, в конце концов, много интересных вещей, не видных сразу, можно обнаружить между половицами. Особое внимание следует обращать на лапник и солому, которыми могут быть устланы полы в блиндаже – в них также попадается много интересных предметов.

При обследовании территории вашего шурфа и удалении пола, можно двигаться дальше. Грунт после этого нужно перемещать на отработанное место. Это значительно легче, чем выбрасывать его наверх. Особо тщательно необходимо обследовать вход в блиндаж, его углы, место под лежаком, а также пол у стенок.

Напоследок хотелось бы обратиться к тем, кто не относит себя в разряд поисковиков. При раскопках на местах боев попадаются останки советских бойцов. Это относится и к блиндажам. Не нужно разбрасывать их по всему лесу, даже если это солдаты вермахта. Не поленитесь аккуратно сложить косточки в сторону и сообщить о находке местным поисковикам. В конце концов, там вы в гостях у мертвых, а при скверном обращении с ними, вам удачи не видать.

Журнал «Военная археология» / № 01 – 2010
Бармалей
Цитата (Кубок @ Фев 18 2016, 16:46)
вобщем так как вы даже по помойке не прогуляешся без последствий sad.gif только регистрироваться надо.

я знаю 1001 место где есть потенциальные находки. Место ярмарки, место продажи лошадей, довоенный магазин. Ментов нет, людей нет. Место не выбито. Просто так получается что когда есть возможность покопать либо травы по грудь, либо снега по пояс
Кубок
Цитата (Бармалей @ Мар 3 2016, 21:43)
я знаю 1001 место где есть потенциальные находки. Место ярмарки, место продажи лошадей, довоенный магазин. Ментов нет, людей нет. Место не выбито. Просто так получается что когда есть возможность покопать либо травы по грудь, либо снега по пояс

"Не откладывай коп на завтра, если можно копнуть сегодня" cool.gif

А против травы есть гербицид, распыляется на месте из пульвера и через два - три часа можно приступать.
Кубок
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image

О точном месте падения машины Героя Советского Союза Дмитрия Калараша ничего не было известно с 29 октября 1942 года
Низкие октябрьские тучи то и дело цеплялись за вершины гор, грозя пролиться очередным осенним дождем. Для взлетевшей с аэродрома базирования в селе Лазаревском группе истребителей во главе с подполковником Дмитрием Каларашей такая погода, с одной стороны, являлась идеальной – прячась облаках, можно было внезапно атаковать немецкие «мессеры». Однако серая дымчатая хмарь служила отличной маскировкой и для вражеской авиации.
Ею в итоге летчики люфтваффе и воспользовались. В районе села Гойтх, что в Туапсинском районе (туда наши истребители спешили для прикрытия штурмовиков ИЛ-2), звено Калараша атаковали вынырнувшие из сизой пелены фашистские самолеты. Буквально через минуту Як-7Б, в которой и находился командир авиагруппы, «просверлили» пулями сразу два «мессера». Раненая махина стала резко терять высоту, однако успела перевалить за гору Семашко, после чего рухнула на землю…
Что касается самого Калараша, то судьба сыграла с ним злую шутку – летчик успел выпрыгнуть из погибавшего истребителя. Однако при катапультировании получил сильнейший удар в грудь стабилизатором хвоста своего же самолета. Искалеченного советского аса подобрали пехотинцы и доставили его в туапсинский госпиталь. Но спасти подполковника докторам так и не удалось – тот скончался от страшных травм…
Разбившуюся махину исследователи не могли найти на протяжении многих десятилетий. Дело в том, что почти во всех официальных документах, на кои и опирались поисковики 80-90-х, местом последнего боя Дмитрия Калараши почему-то указывалось село Лазаревское, отдаленное от села Гойтх чуть ли не на сто километров.

Установить же конкретную точку падения истребителя штурмана 236-й авиационной дивизии, ребятам из «Кубанского плацдарма» помог случай. Чуть более месяца назад в одном из хуторов в окрестностях Туапсе они «откопали» свидетеля яростного воздушного сражения в районе горы Семашко аккурат в последних числах октября 1942-го.
- На указанном дедушкой месте мы впервые побывали 17 января, - рассказал «Комсомолке» замруководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. - И действительно обнаружили там обломки. Но идентифицировать их не могли. Тип судна, а также его заводские номера удалось выяснить лишь во время второй экспедиции.

Скрупулезно изучив разбросанные по округе фрагменты боекомплекта пушки и пулемета, исследователи пришли к выводу: перед ними явно остатки отечественной махины. Но вот какой конкретно?

- Окончательно «личность» самолета определили после детального осмотра лентоприемников, - добавляет Порфирьев. - Именно на них был дважды продублирован один и тот же заводской номер – 820201. А он характерен лишь для одного типа воздушных судов – Як-7Б. Естественно о том, кто находился за штурвалом рухнувшего истребителя, мы на тот момент даже и не догадывались.
А когда, перелопатив груды архивов, в том числе и донесения немцев, узнали, то ахнули. В момент атаки "мессеров" на советские самолеты в кабине Як-7Б, оказывается, находился Дмитрий Калараш. Тот самый легендарной летчик-ас, именем которого названы улицы и микрорайоны не только в Туапсе, но и в других городах по всей стране. Ключевым же моментом в идентификации личности пилота стала выписка из приказа от 10 сентября 1942 года. В нем содержалась информация о передаче Як-7Б из 518-го авиационного истребительного полка в ту самую 236-ую дивизию. Указанная модель истребителя в данном воинском подразделении была всего одна. И летал на ней, согласно спискам о безвозвратных потерях, Дмитрий Калараш.
Дмитрий Калараш родился 12 декабря 1911 года. На войне с 22 июня 1941-го. За годы сражений совершил 262 боевых вылета, лично сбил 14 самолетов противника. Еще шесть машин уничтожил в составе группы. Незадолго до гибели был представлен к награде «Герой Советского Союза». Официальное решение о присвоении этого звания Президиум Верховного Совета СССР принял после смерти летчика. Дмитрий Калараш был сбит в воздушном бою 29 октября 1942 года в районе Туапсе. Похоронен с почестями в поселке Лазаревское.
user posted image
Кубок
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image

Як-1? Як-7? Только вторая экспедиция на место падения истребителя позволила точно установить его тип, обнаружить на фрагментах самолета заводские номера. Но самый неожиданный результат нас ждал, когда были получены документы. И мы узнали, кому принадлежал Як-7Б, разбившийся 29 октября 1942 года…
Начало 2016 года отметилось еще одной знаковой исторической находкой «Кубанского плацдарма» в области авиации. И хотя останков пилота среди обломков самолета обнаружено не было, тем не менее сам по себе факт обнаружения места, которое краеведы и поисковики искали долгие годы, заслуживает внимания и отдельной статьи.
Экспедиция на гору Индюк в Туапсинском районе Краснодарского края, была проведена силами нашей сочинской группы 17 января 2016 года в тот же день, когда вторая часть «Кубанского плацдарма» работала в Крымском районе на месте падения Аэрокобры Р-39Д младшего лейтенанта Едника.
Собранные на склоне горы Индюк обломки советского самолета, поначалу даже не смогли идентифицировать. Клейма на дюралевой обшивке небыли похожи ни одни другие, ранее исследованные нами на местах падения советских самолетов. В тоже время остатки боекомплекта 12.7-мм пулемета УБ и 20-мм пушки ШВАК однозначно указывали на отечественное происхождение машины. В процессе обследования территории, прилегающей к воронке на месте падения, были найдены две таблички с указанием завода производителя № 153 НКАП СССР и даты выпуска – апрель 1942 года. Окончательно ответ на вопрос о типе самолета был найден на лентоприёмниках пулеметов УБ. Именно на них был дважды продублирован один и тот же заводской номер 820201, характерный лишь для одного типа
Летом 1942 года на авиационном заводе № 82 НКАП СССР в Тушино, из запчастей, полеченных с эвакуированного завода № 153, было собрано несколько десятков самолетов Як-7б, получивших соответствующую нумерацию. В первой половине августа 1942 года 27 машин этого типа были направлены в войска. В числе прочих, три самолета были получены на вооружение 628 ИАП ПВО, в обязанности которого входила защита воздушного пространства в небе над наиболее важными объектами Кубани, в частности городами Краснодар, Новороссийск, Тихорецк и Туапсе.
Однако, уже в конце августа 1942 года полк убыл на переформирование, передав оставшиеся самолеты 518-му ИАП, на вооружении которого в этот период были самолеты, полученные из различных частей, убывавших на переформирование и собранные в ремонтных мастерских из имевшихся в наличии узлов и агрегатов. В последствии 518 ИАП тоже отправился на переформирование, передав свои оставшиеся самолеты различным полкам 236 ИАД.
К сожалению, документы по учету самолетно-моторного парка 5 воздушной армии за период лето-осень 1942 года практически не сохранились. Собирать информацию приходилось буквально по крупицам из различных источников. Иногда среди множества совершенно бесполезных с поисковой точки зрения документов в делах встречались приказы об исключении из состава части самолетов и моторов, потерянных при боевой работе или в журнале боевых действий писарь потрудился указать номера самолетов, участвовавших в выполнении того или иного боевого задания. Но, самолета Як-7б № 820201 нигде упомянуто не было.

Благодаря помощи нашего коллеги и большого специалиста по самолетам типа Як Сергея Кузнецова удалось установить, что в конце октября 1942 года на самолетах Як-7б, выпущенных заводом № 82, происходила плановая замена звеньесборников. До наших дней сохранились ведомости ремонтных мастерских, осуществлявших соответствующую замену деталей, но самолета Як-7б с номером № 820201, среди прошедших обслуживание, не было. Это позволяло определить верхнюю границу временного интервала, в котором самолет был потерян.
Итак, мы имели несколько полков, в составе которых теоретически мог находиться найденный Як-7б и достаточно обширный временной интервал с середины августа по конец октября 1942 года, когда самолёт мог бить сбит при выполнении боевого задания.
Очень часто немецкие пилоты в своих донесениях, составленных по результатам воздушных боев с нашими летчиками, ошибочно указывали самолеты Як-7 как Як-1 из-за их внешней конструктивной схожести, особенно в начальный период Битвы за Кавказ, когда на вооружении ВВС 5 ВА и Черноморского флота насчитывалось всего несколько экземпляров самолетов Як-7. Возможно именно поэтому анализ немецких донесений о сбитых советских самолётах в районе Туапсе, не дал желаемых результатов и как выяснилось в последствии, найденный нами Як-7, был указан немцами, как сбитый Як-1. Но, все это выяснится позже, а пока мы продолжали рыться в архивах.

В конце концов наши усилия были вознаграждены. Командир сочинской группы «Кубанского плацдарма» Александр Гартман нашел в архивных записях упоминание о том, что в соответствии с Приказом по 236 ИАД № 102 от 10.09.1942 года самолет Як-7б № 820201 был передан из 518 ИАП в Управление 236 ИАД. Это в корне меняло все дело! Достоверно известно, что в составе Управления 236 ИАД был всего один самолет Як-7 и его пилотом был штурман дивизии подполковник Калараш. 29.10.1942 года его самолет был сбит в бою с «мессерами», пилот сумел выброситься с парашютом, но вскоре скончался от полученных ранений.
Более того, в сети Интернет в большинстве доступных источников, местом последнего боя и гибели подполковника Калараш указан район с. Лазаревское. Это версия полностью не укладывалась в обстоятельства произошедшего, установленные нами на месте падения самолета на западных склонах горы Индюк Туапсинского района.
Для восстановления истинной картины событий того дня 29 октября 1942 года мы снова углубились в изучение архивных материалов. Согласно журнала боевых действий 236 ИАД за 29.10.1942 г., группа наших истребители во главе с п/п-ком Калараш в 13:10 взлетела с аэродрома базирования в Лазаревском для прикрытия Ил-2 502 ШАП в районе н.п. Гойтх (выс. 977) Туапсинского района. Как следует из боевого донесения, в 13:30 самолеты пересекли линию фронта. В свою очередь 502 ШАП имел задачу по огневой поддержке частей 9 гвардейской стрелковой бригады, которая в это время вела бои на участке выс. Круглая - н.п. Гойтх. А это значит, что район выполнения боевого задания группой п/п-ка Калараш находился всего в пяти километрах от места обнаружения нами обломков самолета Як-7.
Штурмовиков сопровождали 6 ЛАГГ-3 246 ИАП, 2 ЛАГГ-3 и 4 Яка 518 ИАП. Боевой порядок истребителей был построен в три яруса, на самом верху находилась пара п/п-к Калараш и его ведомый к-н Щиров. В районе цели они были атакованы из облаков парой «мессеров», в результате чего самолет п/п-ка Калараш был подбит.

Следующий документ, заслушивающий внимания, это заявка люфтваффе от 29.10.1942 г. об одержанных воздушных победах. Среди десятка советских самолетов, завяленных в этот день немецкими летчиками, особо стоит обратить внимание на один: пилот 52JG Oblt. Gerhard Barkhorn в 12:42 по берлинскому времени (13:42 по мск) в квадрате 95732 (р-н н.п. Гойтх) сообщил о сбитом советским истребителе Як-1 на высоте 1200 метров. При этом, время и место его заявки в точности совпадают временем и местом выполнения боевого задания п/п-ком Калараш.

Находясь на высоте 1200 метров, пилот Яка вполне мог направить подбитый самолет в сторону линии фронта и выброситься с парашютом над своей территорией, для этого ему было достаточно перелететь через вершину Семашхо, что судя по всему он и сделал.
Далее произошла трагическая случайность, которая фигурирует почти во всех официальных версиях. При прыжке с парашютом, п/п-к Калараш получил сильнейший удар в грудь стабилизатором своего же самолета. И вот тут следует обратить внимание на еще один очень важный момент: согласно документов, имеющихся в открытом доступе, подобравшие приземлившегося на парашюте летчика пехотинцы, доставили его в госпиталь в Туапсе! Где он вскоре скончался от полученных травм грудной клетки. Факт доставки Калараша в туапсинский госпиталь упоминается и в книге однополчанина Дмитрия Леонтьевича С.М. Давтяна «Пятая воздушная».

Имя п/п-ка Калараш встречается в книгах практически всех авторов, пишущих о воздушных боях на туапсинском направлении, и большинство из них склонны излишне героизировать обстоятельства последнего боя Дмитрия Леонтьевича, приписывая ему таран немецкого истребителя Ме-109. Изучение немецких архивов однозначно указывает на то, что 29 октября 1942 года, немцы не потеряли под Туапсе ни одного «мессера», как впрочем и 30, и 31 октября.

В жизни Дмитрия Леонтьевича было достаточно много героических страниц и он не нуждался в том, чтобы ему приписывали то, чего он на самом деле не совершал,и мы не будем этого делать. Кто знает как сложилось бы воздушная дуэль советского аса Дмитрия Калараша со вторым по результативности асом второй мировой войны Герхардом Баркхорном, если бы они сошлись в честном поединке, но 29 октября 1942 года п/п-к Калараш не мог себе позволить открытой схватки, ибо именно этого от него и ждал противник: отвлечь истребители от их основный задачи — прикрытия штурмовиков. Любой ценой обеспечить выполнение задания штурмовиками и их возвращение на базу, такая задачи стояла перед группой Калараша, и это задача была выполнена ценой жизни командира. Все штурмовики вернулись домой без потерь. Уже на обратном пути, совершил вынужденную посадку ЛАГГ-3 лейтенанта Гуляева, не дотянув до летного поля аэродрома Лазаревское всего каких-то 400 метров. Летчик отделался вывихом плеча.
Спустя два дня тело п/п-ка Калараш Д.Л. было захоронено в с. Лазаревское со всеми полагающимися в таком случае почестями, а еще через две недели 13.12.1942 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении подполковнику Калараш Дмитрию Леонтьевичу звания Героя Советского Союза. Командование конечно же знало о направлении документов на присвоение этого высокого звания, знало о том, что все согласования уже получены и оставалось лишь дождаться подписания соответствующего Указа. Поэтому и хоронили его как Героя. Хотя почему «как»? Дмитрий Леонтьевич был самым настоящим Героем и Указ Президиума лишь официально оформил этот статус.

Родившись в 1911 году в Киеве в семье рабочего, он рано потерял родителей. В 1916 году от тифа умерла мать, а в 1919 в бою погиб отец-партизан. Справедливости ради надо отметить, что в одном из интервью, данном в 2014 году, дочь летчика Инна Дмитриевна рассказала, что на самом деле он родился в Бессарабии в селе Атаки и по национальности был молдаванин, но документальных подтверждений этого нам обнаружить не удалось. Во всех известных официальных источниках, он указывал национальность украинец, а место рождения Киев. В 1929 году Дмитрий Леонтьевич начал свою службу в рядах Красной Армии. В 1932 году закончил Борисоглебскую военную авиационную школу. На фронтах Великой Отечественной он с первых дней. За годы войны подполковник Калараш совершил 262 боевых вылета, сбил 14 самолетов противника лично и 6 в группе. Помимо звания Героя Советского Союза, Дмитрий Леонтьевич был награждён двумя орденами Ленин, орденами Красного Знамени и Знак Почета.

И хотя в хронологии событий последнего боевого вылета п/п-ка Калараш 29.10.1942 года еще остаются некоторые вопросы требующие уточнения, в целом на этом эпизоде воздушных боев под Туапсе, можно поставить точку.
Кубок

Сарай-гора. Древний страж речных долин-дорог. Осенью 1942 года, эти места стали ареной кровопролитных боев. Еще многое не ясно в их истории, еще много пропавших без вести солдат лежат по склонам и высоткам. В последний месяц зимы, "Кубанский плацдарм" продолжил поисковые работы.
Раннее утро в Шаумяне. То, что висело на низком небе – грозилось пакостями, да моросило.
Весной и не пахло, а Валентинов день и так представлялся чуждой нам условностью. Чем высунув язык от усердия, рисовать валентинку – мы уж лучше в лес. Группа разведки туапсинского «Кубанского плацдарма» со вчерашнего дня бродила под Сарай-горой, ну а мы прибывали уже для основательных работ.
Вроде бы по началу было и ничего – весело. Разведка то, пешком в заданный район выходила, ну а мы – на боевой «Ниве» сокращали себе пеший путь.
Но на первом же лесном перевальчике стало плохо. Развезенная в хлябь лесовозка выкинула «Ниву» в ненадлежащую колею, и мы зависли.
Весной и не пахло, а Валентинов день и так представлялся чуждой нам условностью. Чем высунув язык от усердия, рисовать валентинку – мы уж лучше в лес. Группа разведки туапсинского «Кубанского плацдарма» со вчерашнего дня бродила под Сарай-горой, ну а мы прибывали уже для основательных работ.
Вроде бы по началу было и ничего – весело. Разведка то, пешком в заданный район выходила, ну а мы – на боевой «Ниве» сокращали себе пеший путь.
Но на первом же лесном перевальчике стало плохо. Развезенная в хлябь лесовозка выкинула «Ниву» в ненадлежащую колею, и мы зависли.
Машина покачивалась в тяжких раздумьях – лечь набок, или все же погодить маленько. А нас двое всего. И то один – для противовесу. Горизонт пошатывается.
Лебедки нет, дождь моросит, грязи богато. И ветер еще. Машину шатает. Ну в общем кое как выбрались. Помаленьку туда-сюда, газу потом, и стала наша «Нива» ровно. Дальше ехать – только трусы мочить. И мы бросив страдалицу, двинулись в точку рандеву пешком.
Вот она наша цель – Сарай гора. Ее юго-западные склоны. На саму гору нам не надо. Во первых бывали там не раз в лохматые годы, во вторых стала она меккой всяких охотников за немецким хабаром, перерыто все.
Так и идем, круг горы. Нам практически на другую сторону. Километр идем, три идем. По давней-давней, в пропасть заросшей дорожке. Идти уже надоело, в самом деле. Но мы уже на другой стороне. Дождь прошел, небо – молоко, однако вот она. Сарай-гора, во всей своей дикой красоте.
Существует мнение, что неприлично давно, был тут город древний. И само по себе название «Сарай-гора» - несет в себе тюркское – «Город-гора». Может так было, а может и нет. Одно мы знаем точно. Осенью 1942 года, на северной части, да вокруг самой горы, шли сильные бои. И нам тут работать.
GPS? Навигаторы? «Гармины»? Не – не наше это. Можно долго пялится в смартфон на карту. Блажь все. Самая надежная отметка точки рандеву в лесу – вот она! Зеленая пластиковая бутылка, надетая на ветку.
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
Кубок
Вот это – всегда работает. Хоть все спутники с неба повались. Все. Мы в точке встречи, начала работ. А в метрах ста уже слышны голоса нашей разведки.
Однако, весна начала зиму гнать. В серо-коричневом лесу объявились первоцветы. Зелень радует глаза да сердце, за зиму привыкшие к мрачному лесу.
Не долгое братание на фронтах, марш бросок к найденному месту боя, и мы уже копаем. Работаем. Где были наши, где немцы, уже установлено. Начинаются раскопки. Земля насквозь в воде. Грязь сплошная. Хоть и хребтик.
Горшок. Немецко-фашистский. На удивление – в совершенно бодром состоянии. Лишний кому то был.
Извлеченный артефакт осматривает Виталий. Да так вдумчиво крутит, что хочется сказать мне – «Бедный Йорик»…
Тут у нас ситуация вот какая. Были на этом отроге Сарай-горы наши оборонительные позиции. 32-й гвардейской. Чтобы немца в долину реки не пустить, да на соседнюю высоту, по которой в военные годы проходила вполне сносная лесная дорога. А дороги в горах – это стратегия, это жизнь.
Спускаясь с вершины, немцы скатывали нашу оборону как ковер, занимая следующие и следующие рубежи. Шел тут 500-й штрафной батальон. Гопота всякая. Однако обученная и злая. Им же тоже, в бою, надо было выслужиться, из штрафников-то.
Немецкого настрела – листьев меньше. Нашего – скромнее. Богат был немец на патроны, не то, что наши. Да и меньше тут наших солдат было.
Бой – ближний, чуть не в рукопашку. Много разорванных остатков наших гранат РГ. Нет фрагментов осколочных рубашек. А сами они, не используемые в ближнем бою, в изобилии валяются по земле да ячейкам.
То же самое – с «лимонками». В окопах – просто не использованные, какие с заглушками, какие – вообще без запалов. Швырять Ф-1 в ближнем бою – себе дороже. Место сырое. В блиндажах – вода. Она выливается даже из этих самых «лимонок»...
Ох, придется тут летом работать. Комаров радовать. За то попросохнет земля.
На всех позициях – все вперемежку. И наше, и ихнее. На дне ячеек наши гильзы перекрыты немецкими. Сбили гвардейцев с хребта..
И кости. То тут, то там. Наши. Немец своих хоронил. А мы… Мы отступали.
В обед уходим в лагерь, разбитый авангардом. Падаем, да смотрим что без нас насобирали.
Остатки немецких вьючных седел, а то и целые – довольно частая у нас находка. Основательны были горные стрелки. Вешалась такая штуковина на лошадь или мула, и крепилось к ней масса военных необходимостей. От ящиков с «колотушками» да снарядами, до разобранного на части горного орудия. Универсальная такая штуковина. И удобная
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
Кубок
Что интересно, наш военпром тоже было взялся облегчить жизнь лошадей да солдат. Но что то тут не вышло. Мы делали замечательное оружие и танки, а вот с вьючными седлами не заладилось. Может из за того, что основательней был русский солдат, да умелей? И мог к лошадке, без всяких машинен-седел, что угодно лихо да надежно привязать? Вот интересный документ, по этому вопросу, результат полигонного испытания наших вьючных седел, в 1943 году:

ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАЧАЛЬНИКА ГАУ КА И
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ АРТКОМА ГАУ КА
Генерал-лейтенанту артиллерии
тов. Хохлову
Вьюки для 14,5 мм ПТРС поданы на полигонные испытания без технической документации. Конструкция вьюков такова, что все попытки разобраться в их устройстве, назначении отдельных элементов и правилах вьючки не дали положительных результатов. Не ясен даже такой вопрос, как под одно или под три ружья предназначен 1 вьюк.
Представитель 5 отдела Арткома инженер-подполковник т.Родин, присутствовавший при испытании вьюков, не смог дать никаких разъяснений по их устройству и правилам вьючки.
Без описания, чертежей или присутствия авторов вьюка провести испытания невозможно.
Прошу Ваших указаний. НАЧАЛЬНИК НИПСВО КА ПОЛКОВНИК БУЛЬБА
Впрочем, и в описании, без «пять раз по 100 фронтовых грамм» - не
Жизнь налаживается. Слепой дождь сменяется солнцем, в закопченных котелках чернючий чай, да еда простая, горнолесистая, без рябчиков-разносолов. . Лопаем-отдыхаем.
Немецкий штык-нож. Символично. Не легли бы тут, да по всей России солдаты наши косточками, кто его знает, где бы был этот штык. И был бы ли русский сахар…
После обеда, не дав жирку завязаться – опять за лопаты. Решаем вскрыть блиндаж. Как раз должно хватить время до вечера. Уже на полуметровой глубине – вода и грязь. Гранаты, патроны, амуниция – все в труху. Вода сочится, не дает нормально работать. Небо мрачнеет на глазах, а со стороны горы Седло идет тьма мрачная – накатывается дождь.
Нам еще идти к машине несколько километров. Принимаем решение свернуть работы, дождаться, когда станет посуше. Нужно тут работать. Лежат где то по блиндажам да воронкам наши бойцы.
А весенние первоцветы прорастают рядом с их костями…
Февраль 2016 года, Алексей Кривопустов "Кубанский плацдарм".

user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
user posted image
Кубок
Кубок
Кубок
Кубок
Кубок
Самолет Ил-2, найденный под Самарой, разбился в декабре 1942 года, рассказал Евгений Ривкинд - начальник поискового отряда "Сокол" при Самарском университете, ведущего работы на месте обнаружения штурмовика.

Он также добавил, что судно было практически новым - двигатель изготовлен в августе 1942-го, а сам корпус - месяцем позже.

Ривкинд уверен, что для Самарской области подобная находка - уникальный случай.

"Я не слышал, чтобы за 70 лет на территории региона совершались подобные находки, это единичный случай, - рассказал он. - По найденным документам известно, что летчик перегонял самолет с заводского аэродрома Трехгорка на аэродром Кряж.

По его словам, открытой статистики о том, насколько часто падали при перелетах с заводов штурмовики Ил-2, нет.

Поисковики предполагают, что сразу после крушения самолета его не смогли обнаружить из-за особенностей местности.

"У нас есть предположение, почему судно пролежало так долго не обнаруженным. Дело в том, что в годы войны данная местность была абсолютно пустынной, более того, заболоченной. Отчасти именно заболоченность сыграла ключевую роль в том, что даже зимой, в декабре, когда самолет рухнул, он не разбился, а на две трети (бронекапсула и мотор) вошел на двух-трехметровую глубину в землю. Хвостовая часть, стабилизатор и консоли крыльев при ударе, скорее всего, разлетелись. И может именно потому, что были хорошо видны и не так глубоко зарыты, их удалось обнаружить первыми. Другой вопрос в том, что в военное время никто не стал его искать. Ведь между заводским аэродромом и Кряжем не такое уж большое расстояние, 20-25 километров. Возможно, штурмовик и искали, но не смогли обнаружить. Сложно сказать наверняка", - сделал предположение Евгений Ривкинд.

"Если бы строительный эскалатор взял буквально на 3-5 метров правее или левее, мы бы никогда не узнали о штурмовике", - отмечает он.

К слову, среди обломков есть детали, которые сохранились в хорошем состоянии.

"Более или менее неплохо сохранились детали топливного бака с горловиной заправки, а также приборы в кабине. По крайней мере, цилиндры не повреждены. Стрелки впечатаны в сам экран приборной панели, сохранена также рукоятка управления двигателем. От бронекапсулы остались плиты - броневые толстые листы, но фрагментами. Сохранился редуктор и достаточно неплохо - сам мотор", - комментирует поисковик.
Сейчас на месте раскопок заняты поисковый отряд и сотрудники группы компаний "Вымпел", которые осуществляют техническую поддержку. В ближайшее время задача поисковиков - собрать останки тела погибшего, взятые накануне криминалистами, отвезти их в морг, вычистить от останков место, где ведутся работы, и попытаться установить личность летчика, чтобы в дальнейшем разыскать его родных.
Следователям же предстоит выяснить, имеется ли в архивах завода "Прогресс" факт о пропаже самолета и летчика. Также сотрудники СУ СК РФ по Самарской области решат, какой будет дальнейшая судьба останков воздушного судна.
Напомним, штурмовик был найден в среду, 13 апреля, на территории будущей четвертой очереди жилого района Южный город при проведении подготовительных строительных работ.

Установлено, что боевое судно направлялось с завода "Прогресс" на аэродром Кряж, где формировалась эскадрилья для переброса на фронт.
В настоящее время раскопки продолжаются, обнаружены документы на погибшего пилота и машину.

Все документы на имя пилота и на сам самолет сохранились в кожаном планшете, в нагрудном кармане летчика была найдена записная книжка, где лежала телеграмма на имя Ивана Черкасского, заверенная главврачом. Сообщается что Клава тяжело больна

Мужчину просят срочно приехать домой. Телеграмма получена 17 июля 1942 года. Возможно, именно она позволит узнать имя пилота. Ну а пока на месте продолжает работать следственная группа. Останки поднимут для проведения экспертизы и установления личности погибшего.
Кубок
в ауле на даче товарищ седня разбирал сарайчик, ну и я внутри пол прошелся с баунти хантером

user posted image

шрапнель чугунная, диаметр примерно 20.5 мм., для казнозарядных великовата, поэтому всеже больше подходит под это -Чугунные ядра времен Кавказской войны. 1817-1864 гг. Шрапнель. Диаметр 24 мм http://1939.ru/catalog-1738.html
монета не читаема, попробую в уксусе искупать
но самое интересное под крышей

user posted image

Кирзовый подсумок для винтовки Мосина. Боковые стенки клапана и ремешки сделаны из кожи. Рассчитан на стандартные обоймы на 5 патронов.
Подсумки в отличном состоянии, на внутренней стороне клапана стоит клеймо, к сожалению не читаемо

user posted image

Подсумок к винтовке Маузер обр.1898 года (Mauser k.98), на клейме 1940 год выпуска, к сожалению кто то отрезал третью часть.

user posted image
Кубок


Сейчас это практически центр, а лет двадцать назад -сады
Кубок
Похороны кировских бойцов
В мае 2016 года поисковым отрядом ""Плацдарм" (Солнечногорск) и отрядом "Русь" (Старица) было обнаружено массовое захоронение солдат и командиров РККА в Торжокском районе Тверской области.
Захоронение нашли путем опроса местных жителей.
В июле шли работы на одном из захоронений. лд
Всего поднято 110 бойцов и командиров РККА 355 стрелковой дивизии. Найдены 32 медальона и 1 подписная ложка. Прочитано 10 медальонов. Установлены личности 11 бойцов.
Фоторепортаж ниже.
Разведка:

user posted image
user posted image
user posted image
user posted image

Теперь дальше... Из опознанных - десять моих земляков, вятских мужиков. Оно и понятно - дивизия формировалась в Кировской области.

1. Трубицин Иван Ефимович 1901 года рождения, деревня Вочуары, Ухтымского сельсовета, Богородского района, Кировской области, стрелок, красноармеец, призван Богородским РВК, Кировской области. По боевому донесению 355 СД (стрелковая дивизия) убит 26 декабря 1941 года в районе деревни Рябиновка Калининской области.
2. Пиков Николай Иванович 1900 года рождения, деревня Сибирь Сибирского сельсовета, Нагорского района Кировской области, стрелок, красноармеец, призван Нагорским РВК, Кировской области. По боевому донесению 355 СД убит 27 декабря 1941 года в районе деревни Рябиновка Калининской области (стрелковая дивизия).
3. Щуплецов Вячеслав Иванович 1911 года рождения, деревня Щуплецы Мукинского сельсовета, Нагорского района Кировской области, Призван Нагорским РВК, сержант, командир стрелкового отделения. Пропал без вести. С 27 августа находился на Калининском фронте.
4. Малых Михаил Михайлович, рядовой, 1901 года рождения, деревня Каринский перевоз, Призван Слободским РВК 16 сентября 1941 года, пропал без вести.
5. Зубарев Дмитрий Дмитриевич, командир отделения, 1901 года рождения, деревня Зубари Шестаковского сельсовета. Призван Шестаковским РВК 22 сентября 1941 года. Пропал без вести. 1884 СП (стрелковый полк).
6. Городилов Пётр Кузьмич, рядовой, 1900 года рождения деревня Блинковская, Блинковского сельсовета Мухинского района Кировской области. Призван Зуевским РВК в 1941 году. Пропал без вести 1 декабря 1941 года.
7. Родыгин Федот Нифонтович, 1900 года рождения, деревня Козленки Колобовский сельсовет Немского района. Призван Немским РВК. По боевому донесению 355 СД убит 27 декабря 1941 года в районе деревни Рябиновка Калининской области.
8. Першин Карп Осипович 1900 года рождения, деревня Кедра, Сергенский сельсовет, Зюзинский район Кировской области, дата призыва 12 июля 1941 года, Зюзинский РВК, Красноармеец 355 СД, убит 26 декабря 1941 года.
9. Перевозчиков Иван Дмитриевич, 1903 года рождения, деревня Комарово, Скопинского сельсовета. Призван Нагорским РВК 22 сентября 1941 года. Пропал без вести, 1186 СП. Последнее письмо 18 декабря 1941 года.
10. Шабалин Георгий (Егор) Степанович 1900 года рождения, красноармеец, Кировская область, Шабалинский район, Сандаковский сельсовет, деревня Коврижные, призван Шабалинским РВК.
Родственники найдены у шестерых из них.
Похороны состоятся:
23 октября - Кирово-Чепецк
24 октября - Слободской
29-30 октября - Вятские Поляны
1 ноября - Малмыж

Телефон для кировских журналистов: 8(8332) 57-93-30, 89005214940
Жаль, не смогу поучаствовать в похоронах.

Ивакин Алексей



С Кирова есть кто на форуме, может родственники знакомые нашлись?
Бармалей
эх, а где то мой дед внучатый под Ленинградом лежит пропавший без вести во 2й ударной.
Кубок
Цитата (Бармалей @ Окт 19 2016, 04:03)
эх, а где то мой дед внучатый под Ленинградом лежит пропавший без вести во 2й ударной.

Сейчас по Ленинграду очень много поднимают, если именное что было , может и найдут, и надо глянуть по спискам уже установленных. както проскальзывал список отрядов работавших там в крайнее время, найду- сброшу на почту, есть смысл послать им запрос.
Кубок
Цитата (Бармалей @ Окт 19 2016, 04:03)
эх, а где то мой дед внучатый под Ленинградом лежит пропавший без вести во 2й ударной.

"нал взят у ivakin_alexey в Технология поиска
Хотелось бы предупредить, что поиск захоронения или боевого пути своего деда\прадеда - дело долгое, иногда сложное, иногда дорогостоящее. Настраивайтесь на долгий процесс.
СТАНДАРТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:
1. Уточнить Фамилию, Имя, Отчество, год рождения, место рождения, военкомат, которым приван, адрес родственников, место службы, воинское звание, партийность.
Для этого:
1.1 Идете по следующему адресу: Объединенная база данных "Мемориал". База уникальная, аналогов в мире нет. Отсканировано и выложено около 14 миллионов листов архивных документов. И это еще не все, работа по наполнению базы продолжается. Поэтому не удивляйтесь, если по вашему родственнику данных пока нет.
1.2 Дополнительную информацию можно получить на сайте "Подвиг Народа". Там есть сведения о награждениях.
1.3 В каждой области Советского Союза, в том числе и на Украине, издана многотомная "Книга Памяти".
Выглядит она так:




"Книга Памяти" хранится в райвоенкомате. Обращаться необходимо по МЕСТУ ПРИЗЫВА. Это важно. Есть более простой путь доступа к "Книге Памяти" - обратиться в Совет Ветеранов. Там активные бабушки и дедушки дадут вам "Книгу" и еще чаем напоят.

2. После того, как уточнены все данные - имейте ввиду, что в рукописных документах может быть сделана ошибка в фамилии - отправляете ЗАКАЗНЫМ ПИСЬМОМ запрос в Центральный архив Министерства Обороны - 142100, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, дом 74. Запрос выглядит так:
142100, г.Подольск Московской области
Центральный Архив Министерства Обороны РФ
Форма Г

АНКЕТА-ЗАПРОС
о розыске и установлении судьбы военнослужащего

1. Фамилия, имя, отчество (разыскиваемого)
________________________
________________________
________________________
2. Год и место рождения (область, район, село, город)_______________________________
___________________________________________________________________________
3. Где проживал и работал до призыва (указать подробный адрес и название учреждения, предприятия) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Каким военкоматом призван, когда и в какую части направлен _____________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Воинское звание ______________________________
6. Род войск (по призыву и службе) _______________________________________________
7. Партийность _________________________________
8. Когда прекратилась письменная связь (год, месяц, число) _________________________
9. Адрес воинской части по последнему месту службы (последнему письму) ___________
10. Кто запрашивает (фамилия, имя, отчество, родственное отношение, домашний адрес)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Подпись заявителя - _________________


Прием вел __________________________
“______”_________200__г.

Через какое-то время вы получаете официальную справку о месте захоронения.
В ней будет написано:
1. Убит (с указанием места захоронения)
2. Убит (без указания места захоронения)
3. Умер от ран (с указанием места захоронения)
4. Умер от ран (без указания места захоронения)
5. Пропал без вести.

Если известно место захоронения, то делаете последний шаг:
3. После получения официальной справки пишете запрос в райвоенкомат места захоронения.
Шапка такая же как в запросе ЦАМО, только указываете: "Начальнику военкомата Демянского района Новгородской области"
"Просим установить место захоронения ФИО, проверить его по паспортам захоронений на основании имеющихся у нас сведений из
1) Извещение о гибели .......
2) ОБД Мемориал (перечисление документов)........
Копии документов прилагаю......
При отсутствии данных на ФИО в паспорте захоронения просим внести ФИО в паспорт захоронения и увековечить его имя"
Копии заверять не надо, достаточно обычных копий.

Если место захоронения неизвестно, то делаем следующее:
1. Умер от ран -запрос в архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея МО РФ (191180, г. С.-Петербург, Лазаретный пер. д.2) и повторный запрос в ЦАМО с просьбой уточнить место дислокации госпиталя на период смерти разыскиваемого.
2. Убит или пропал без вести.
Вот тут начинается самое интересное. Вам должна быть известна часть, в которой воевал ваш дед. Это будет в справке из ЦАМО или в базе данных "Мемориал". Ваша задача - установить боевой путь дивизии\бригады\полка. Не армии, а именно дивизии\бригады\полка. Для этого идем сюда и проверяем принадлежность части по управлениям.
Кстати, там же есть потери по дивизиям.
Для примера возьмем из приведенного выше листа Готлиба Бориса Яковлевича, 1922 года рождения. Красноармеец 227 гаубичного артиллерийского полка, пропал без вести 18 августа 1941 года. Это 70 стрелковая дивизия. Дальше проще - прямо в Википедии есть подробная справка по этой дивизии. В августе дивизия участвовала в Кингисеппско-Лужской оборонительной операции. 13 августа дивизия попала в окружение в районе села Менюши. Выходила в районе Середогощ. Впрочем, отдельные части выходили в разных участках до конца августа. Проверяем, где находятся данные села. Батецкий и Шимский районы Новгородской области.
Следовательно, необходимо делать запросы в РВК Батецкого и Шимского районов Новгородской области.
Но! Военкомат не может дать полной картины, особенно по боям 1941-1942 годов. Максимум, что смогут дать в данном случае - карту захоронений района. Но их там десятки. Хотя, сейчас проводится практика укрупнения - то есть маленькие захоронения переносятся в одно крупное.
Для получения более полной картины можно пойти еще двумя путями.
1. Попробовать обратиться в школьные музеи. Как ни странным бы кому-то показалось, но школьные музеи существуют и активно работают по конкретным подразделениям и частям. Наиболее полный список школьных военно-исторических музеев находится здесь.
2. Обратиться в поисковый отряд вашего района\города, а также в поисковый отряд той местности, где погиб\пропал без вести ваш родственник.
Найти поисковиков не просто, а очень просто. Есть такая социальная сеть "В контакте". Как правило, почти все поисковые отряды имеют там свои страницы. Ищите. Если информации там вдруг нет - звонок в департамент по делам молодежи вашей области и вам чиновник сообщит всю имеющуюся информацию по поисковым отрядам региона.
Важный нюанс! Обращайтесь к поисковикам тогда, когда у вас есть максимально полная информация, полученная из архивов и баз данных. Возможно, вас самих уже ищут. А возможно, что ваш пропавший без вести дед уже найден и захоронен безымянным.
Что ж, выберите время и скатайтесь на места боев.

Вроде все, но есть некоторые нюансы.

1. Служба в частях НКВД.
Части и подразделения НКВД оперативно подчинялись фронтам, армиям, дивизиям. Потому документы могут находиться в ЦАМО. А могут и не находиться. Поэтому дублируем запрос в Отдел регистрации и архивных фондов ФСБ РФ - 101000, г. Москва, Лубянская площадь 2.
2. Служба в ВМФ СССР.
Дублируем запрос в Российский государственный архив Военно-морского флота - 191065 Санкт-Петербург, Миллионная, 36.
3. Служба в НКПС или ГВФ СССР.
В архиве Министерства путей сообщения (I07I74 г. Москва, ул. Ново-Басманная, 2) находятся сведения обо всех спецформированиях НКПС. В архиве Министерства гражданской авиации (125167 г. Москва, Ленинградский проспект, 37) - о специальных формированиях гражданского воздушного Флота.
4. Погиб в плену.
Направляем запрос по следующему адресу: Stiftung Sächsische Gedenkstätten, Dokumentationsstelle, Dülferstraße 1, D-01069 Dresden
Можно у немцев покопаться в базе данных, но там нет мест захоронения.

Ну и для того, чтобы было - адреса областных и республиканских архивов по РФ,
И для примера: как надо тщательно работать по поиску конкретного человека.

1. С детства знал я, что у бабушки был брат, который воевал и пропал без вести - Василий Михайлович Лакеев. Его изрядно потрепанное довоенное фото хранится в старом фотоальбоме, там он в фуражке со звездой и в гимнастерке с петлицами безо всяких опознавательных знаков. И лишь совсем недавно я решил поискать информацию о нем на просторах интернета. Узнал много нового.

2. Приятель обратился с вопросом: "Как найти информацию о действиях 558-го стрелкового полка 159-й стрелковой дивизии в декабре 1942-го? Дед погиб там." Искать предполагалось в открытых источниках, без обращения в архивы. Из всей информации была запись в "Книге памяти".
Кубок
В апреле 2016 в районе деревни Кневицы Новгородской области подъем фрагментов самолета ПЕ-2 и установлены личности членов экипажа: летчик Владимир Макарович Пархоменко; стрелок-бомбардир, младший лейтенант Иван Николаевич Матулин; стрелок-радист, старшина Арсений Васильевич Чехонин.


Кубок
Цитата (Бармалей @ Окт 19 2016, 04:03)
эх, а где то мой дед внучатый под Ленинградом лежит пропавший без вести во 2й ударной.

Волховский фронт 2016



Поисковый лагерь, организованный Российским военно-историческим обществом совместно с ООД «Поисковое движение России», при поддержке Министерства обороны Российской Федерации, располагался в Кировском районе Ленинградской области с 24 апреля, работы проводились в районе озера Барское. Участниками лагеря стали 278 поисковиков из Тюмени, Вологды, Тулы, Ленинградской и Московской областей, Башкирии, Чувашии и представители других субъектов России.

8 мая 2016 года состоялась торжественно-траурная церемония захоронения павших на воинском захоронении деревни Малукса Кировского района Ленинградской области.

За время работы лагеря были обнаружены останки 254 солдат Красной армии, установлены 2 имени: Головазин Михаил Степанович 1900 года рождения, уроженец деревни Медведково Красноярского края, старший сержант Достовалов Кондрат Вениаминович 1900 года рождения, Кормиловский район Омской области, еще один медальон находится на экспертизе.

Оставленные в результате не профессиональной работы, останки еще 129 воинов были эксгумированы поисковиками «Волховского фронта-2» и также захоронены со всеми почестями. В рамках лагеря были проведены работы по подъему самолета Ил-2 и установлено имя летчика – Усова Леонида Павловича. Его останки переданы Елене Валатиной – руководителю регионального отделения ООД «Поисковое движение России» по Тамбовской области, для захоронения и увековечения памяти о нем на родине.



Винтом в землю: под Петербургом найден сбитый «летающий танк» Ил-2

2015

Волховский фронт

Международный военно-исторический лагерь «Волховский фронт» собрал свыше 700 человек. Это опытные поисковики из различных регионов России и зарубежья и подростки — члены поисковых отрядов, которых ждала двухнедельная насыщенная программа изучения истории Великой Отечественно войны, обучения технологии поиска и увековечения памяти погибших при защите Отечества. Организаторы — Российское военно-историческое общество и Поисковое движение России при поддержке МО и МЧС России.

В ходе работы лагеря поисковиками были обнаружены останки 82 солдат и командиров Красной Армии. Специалистами были обследованы и эксгумированы останки 462 бойцов из погребальной ямы (пяти рвов), обнаружено более 20 медальонов (гильзы с вкладышами в плохом состоянии), именные вещи. Поисковикам удалось установить 21 фамилию бойцов, в том числе трех, числившихся пропавшими без вести.

Найденные останки бойцов перезахоронены вблизи мемориала «Синявинские высоты» с соответствующими воинскими почестями и по православной и мусульманской традиции. После окончания лагеря «Волховский фронт» все данные переданы в базы данных Министерство обороны для учета. А на месте захоронения Российским военно-историческим обществом будет открыт памятник «Советскому солдату».

В ходе работы военно-исторического лагеря осуществлена операция по подъему из Невы самолета ИЛ-2. Из воды извлечены часть бронекабины, двигатель и обломки центроплана, обнаружен планшет с картой полета. Участниками операции установлен заводской номер двигателя и по нему восстановлена история самого самолета. На сегодняшний день с большой долей вероятности можно сказать, что пилотом был старший лейтенант Семен Федорович Конобевцев, 1907 года рождения. Героически погиб 24 октября 1941 года при выполнении боевого задания.



Кубок


Документы на другое имя к летчику отношения не имеют




"Из истории воздушной войны на Севере
В грозном небе Приполярья над жизненно важной Кировской магистралью, по которой шли из Мурманска полученные от союзников грузы и снабжался Карельский фронт, всю войну не утихали воздушные бои. В Лоухском районе было два основных военных аэродрома - Полярный Круг и Боярская. Участок от станции Сиг до
станции Ковда был самым
<боевым> - здесь были два моста, на которые постоянно совершала налеты вражеская авиация. Для их защиты и использовались истребители 1-й смешанной авиадивизии 14-й армии - И-16, ЛаГГ-3, Як-9, американские <Киттихауки> и английские <Харрикейны>.
В 1996 году в районной лоухской газете <Приполярье> вышли воспоминания ветерана войны Е. Ивановой, в те годы - оружейницы третьей эскадрильи 760-го истребительного авиаполка на аэродроме Боярская, оснащенного английскими истребителями <Харрикейн> (<Ураган>) с пулеметами <Браунинг>.
Для освоения новой техники первое время к полку прикомандировывались английские летчики из эскадрильи британских Королевских ВВС, базировавшейся под Мурманском. Среди них, как вспоминает Е. Иванова, был известный ас капитан Кларк, сбивший над Лондоном 13 немецких самолетов и еще три - в небе над Мурманском. С Боярской он и поднялся в свой последний полет: в схватке с <Мессершмиттами-110> его самолет загорелся и упал в Чупинский залив у острова Сосновец:
Находки самолетов времен войны в Северной Карелии не редкость. Обломки их обнаруживались в лесах и болотах, сопках и беломорских скалах, озерах и ламбушках. Самолет, о судьбе летчика которого мы хотим вам рассказать, был обнаружен 8 лет назад, как и многие другие, совершенно случайно. Житель поселка Тэдино, железнодорожный рабочий Романов, собирая клюкву на болоте в 7 километрах от поселка в сторону разъезда Узкий, поскользнулся на кочке и упал. Когда поднялся, увидел торчащий из мха кусок обшивки хвостового оперения.
Подъем и исследование упавшего советского самолета-истребителя <Харрикейн> и останков найденного в его кабине пилота проводила тогда поисковая группа Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве под руководством старшего научного сотрудника отдела боевой техники Виктора Дудина. Как выяснилось, за штурвалом истребителя 21 февраля 1943 года погиб смертью храбрых в воздушном бою старший лейтенант Борис Лазарев, пилот 760-го истребительного авиаполка.
По свидетельству членов врачебной комиссии и поисковой группы, тело летчика, поднятое из кабины утонувшего в болоте самолета, выглядело через 53 года после смерти будто бы нетленным, что вызвало немалое удивление даже у видавших виды специалистов. Погибший, как установила экспертиза, имел характерные для авиакатастрофы травмы: переломы рук и ног, разбитое о приборную доску лицо. Одет был пилот в зимний летный комбинезон, шлем, унты, имел при себе личное оружие - пистолет ТТ, часы, нож, в планшетке - карту района Кестеньги с пометками наблюдений воздушной разведки, комсомольский билет с последней записью об уплате членских взносов за ноябрь 1942 года - 97 рублей, записную книжку с переплетом из школьного учебника по немецкому языку, другие документы, стихи и письма:
Вот письмо от матери из подмосковного Зарайска от
1 января 1943 года:
:Дорогой сынок Боря, что значит твое молчание? Ведь прошел уже месяц, как ты послал нам последнее письмо, и мы ждем от тебя вестей, прошу тебя, дорогой мой, отвечай немедленно и побольше пиши о себе. Я совсем стала старенькая и очень обеспокоена твоим молчанием. От Вали есть письма, она живет на колесах, в санитарном поезде. От Аркадия тоже есть письма - он ждет письма от тебя. Мы живы и здоровы. Работаем: его и ждем от вас: вестей: крепко: ответа: - далее неразборчиво:
А это письмо от оставшейся безымянной девушки, также с размытыми местами строками:
Привет из Чупы. 12.01.43. Здравствуй, Борис! Шлю тебе свой пламенный чистосердечный привет в твоей молодой фронтовой жизни и работе. Наконец-то я дождалась от тебя письма, я уже потеряла всякую надежду, дабы от тебя получить какую-либо записку, но оказалось не так, как я же думала: если ты написал: Этим ты еще раз подтверждаешь слова, что ты не такой гордый человек, как некоторые: а хотя не знаю. Боря, возможно, ты считаешь меня за гордую, но глубоко ошибаешься. И я эти слова еще ни от кого не слышала, увы, Боря, уже я не услышу: сможешь: в последний вечер: и вспомнить не хочется. Я когда опомнилась, то было уже поздно, потому что надо было ехать домой. Причина этому послужила до твоего прихода в клуб. Окружающая среда, а потом пришел ты: Борис, мы остались очень хорошими: и тебя мы оценили. Несмотря на: я думала про прошлое: и поэтому я тебе не разрешала тебе провожать нас домой:
Пару слов о себе: живу по-старому, самочувствие посредственное, очень скучаю. Возможно, приеду к вам:
Сколько их было в войну, этих невидимых миру материнских тревог по воюющим сыновьям, этих первых наивных девичьих любовей к бравым фронтовым лейтенантам авиации: <Жди меня, и я вернусь:> Как и миллионы его ровесников, Борис Лазарев не вернулся к матери и любимой. Смертельно раненный очередью <Мессершмитта>, он упал со своим самолетом, ставшим его нетленным саркофагом, в 20 километрах от аэродрома.
Еще одной фамилией на красном граните пополнилось мемориальное кладбище в Чупе в том 1998 году. Организатором захоронения героя-летчика была администрация района и поселка, панихиду об упокоении <воина Бориса> отслужил отец Александр.
Вскоре совет ветеранов и участники Молодежного движения Карелии установят стелу-памятник на месте падения самолета недалеко от автотрассы <Кола>, проводится сбор средств. Найдены родственники Бориса Лазарева, которым уже передана часть документов, ведется дальнейшая работа в архивах, в Лоухской средней школе готовится стенд для школьного музея под названием <В грозном небе Заполярья>.
Есть пилоты погибшие, есть пропавшие без вести. Но нет и не должно быть неизвестных:
Валерий БЕХТЕРЕВ

© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003
Кубок
Кубок
Казаки Апшеронского района обнаружили останки советского воина

Погибшим на фронтах Великой Отечественной войны оказался Александр Сыромятников, по официальным данным Министерства обороны, он пропал без вести 5 октября 1942 года.

Нашли останки Апшеронские казаки поисковой организации «Арсенал» (руководитель – атаман Апшеронского РКО Александр Шилин) в воронке от бомбы, а имя установили по выцарапанной надписи на футляре от опасной бритвы.

В процессе кропотливой архивной работы также удалось отыскать местонахождение родственников, которые до сих пор ничего не знали о судьбе своего деда.

Торжественная передача останков бойца для захоронения на родине с отданием воинских почестей состоялась в станице Даховской.



На хуторе Нещадимовском Славянского района прошла церемония перезахоронения погибшего солдата.

Он погиб при защите хутора весной 1943 года. Похоронили на хутор-ском кладбище советского солдата местные жители Акулина Гавриловна Са-вченко со своей семилетней дочкой Раисой. А вот документов при нем не нашли, так он и остался безымянным.

- «Сколько будешь жить дочка, помни о нем и береги его могилу» - наказала мне мама, - рассказывает Раиса Максимовна Матвийчук.
Все эти года ухаживала за могилой безымянного героя войны. Но в 2017 году поисковики отряда «Кубанский рубеж» установили данные красноармейца. Погибшим оказался уроженец Азербайджанской ССР Абдул Кайдарович Оруджалиев. Было принято решение о перезахоронение его в братскую могилу на хуторском погосте, где уже похоронен еще один найденный солдат Джаватов Панаша.

Отдать дань уважения погибшему красноармейцу прибыли представи-тели районной администрации, казаки, члены молодежного патриотического клуба «Пост №1» ,учащиеся казачьей школы № 46 и жители хутора.

Все выступавшие, в том числе и заместитель главы Славянского района, атаман Славянского РКО подъесаул Александр Заволока. Прозвучали слова благодарности Раисе Максимовне за ее человеческий подвиг. Не были обделены вниманием и поисковики отряда «Кубанский рубеж», благодаря которым еще один солдат перестал быть безымянным.

При захоронении был дан оружейный салют, и каждый присутствующий по традиции бросил горсти земли, вложив в них благодарность за подвиг этого бойца. По предложению казаков на могилу установили скромную военную пирамидку, увенчанную красной звездой и с табличкой с именами похороненных красноармейцев. Все присутствующие возложили венки и цветы на могильный холмик.

В Республику Азербайджан направлена информация о захоронении их земляка. Остается только ждать, а вдруг кому то станет известна радостно-печальная весть, что из родственник перестал быть «без вести пропавшим». И могут приехать, чтобы поклониться могиле родственника.


Кубок
Раскопки в районе старой руссы, 14 бойцов установили, имена в конце фильма.



Кубок
Mika77


У них много интересного.
acta publica
Нашли Лексингтон



https://theaviationist.com/?p=51541
acta publica
Какая красота!

user posted image
Кубок
Прапор
Хороший канал с Украины по раскопкам ВОВ
Это архивная версия. Здесь расположена полная версия этой страницы.
Работает на IP.Board © 2020 IPS, Inc.